Ермурат Бапи, журналист, соучредитель Форума «Жана Казахстан»:
В Малайзии после демократических выборов премьер-министр Разак потерял власть. Его обвиняют в хищении и растрате миллиардов долларов из Национального инвестиционного фонда. Вся семья Разака задержана, находится под расследованием, имущество заморожено. Мы радуемся за малайских братьев. Но никто пока не попытался извлечь практический опыт на будущее.
На что гражданам Казахстана следует обратить внимание, чему впрямую поучиться?
Ответ Акежана Кажегельдина:
Обычно эксперты начинают ответы на такие вопросы с утверждения, что все страны разные, народы разные, обстоятельства разные… Но смотреть надо на то, что есть общего. Это общее – жажда справедливости и ненависть к коррупции. Так обстоит дело в Зимбабве, в Тунисе, в Армении, в Малайзии, Казахстане и везде.
Спусковым крючком политического кризиса в Малайзии стала информация о том, что средства из Национального фонда инвестиций используются премьер-министром Разаком на себя и своих приближенных. Общественность Малайзии уже в 2015 году поставила вопрос об аудите фонда и ответственности премьера.
Премьер-министр всё отрицал и старался заткнуть СМИ, которые поднимали тему. Для этого был разработан специальный законопроект о якобы «фейк-ньюс», по которому журналистам и политикам грозило тюремное заключение за утверждения, что Разак ворует государственные средства.
Надо понимать, что Малайзия – конституционная монархия, президента нет, исполнительную власть возглавляет премьер. Разак смог блокировать расследования в стране. Тогда оппозиционные политики создали НПО, которое обратилось к западным юристам с просьбой о расследовании судьбы денег Национального фонда и оплатило его.
Таким образом премьер-министр сам «вынес весь сор из избы», отказавшись от того, чтобы разрешить ситуацию в стране. Когда в шести странах мира по поводу разворовывания малазийского национального фонда начались национальные расследования и об этом стала писать западная пресса, оппозиция овладела внутриполитической инициативой. Дальнейшее было вопросом времени.
Самые большие суммы, ушедшие из фонда, отследили в США. Советники Разака насоветовали ему инвестировать их в Голливуд. Более «незаметного» проекта у них не нашлось?… В результате инвестиции премьера были заморожены, а доходы фильма «Волк с Уолл-стрита» (с Ди Каприо в главной роли), который был снят на малайские деньги, конфискованы.
ЭТО – ПЕРВЫЙ УРОКИ ДЛЯ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА:
ВОРОВСТВО ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ВОЗМУЩАЕТ ВСЕХ. ТЕМА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ВОЗВРАТА НАГРАБЛЕННОГО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ.
Премьер Разак смог увести из государственного фонда всего около трех миллиардов долларов. Смешно! Такого масштаба богатством обладают некоторые акимы и министры из окружения президента Казахстана. Высшими чиновниками страны вывезено за рубеж до 150 миллиардов долларов – в 50 раз больше Разака! Каким может быть всплеск возмущения казахского народа, если грамотно не удалить эту язву?
Второй урок – для оппозиции: сотрудничество с западными правозащитниками, журналистами и правительствами в поиске украденных денег приносит плоды. Не сразу, но достаточно быстро.
Надо собирать информацию, умело анализировать её и взаимодействовать с коллегами в странах Запада. В этом залог того, что арестованные и конфискованные там деньги со счетов казнокрадов и коррупционеров не окажутся в бюджетах западных стран.
ОНИ БУДУТ ВОЗВРАЩЕНЫ СЛЕДУЮЩЕМУ ДЕМОКРАТИЧЕСКИ ИЗБРАННОМУ И НЕ КОРРУМПИРОВАННОМУ РУКОВОДСТВУ СТРАНЫ.
В случае с деньгами Разака следователи в шести западных странах опирались на показания инсайдеров, людей из окружения Разака. Что им двигало – чувство справедливости, ненависть к ворам или жажда вознаграждения? Не так важно. Переданные сведения позволили заморозить деньги и не дали распылить их по множеству подставных компаний.
Урок очевиден: надо работать с доверенными лицами коррупционеров, мотивировать их к тому, чтобы собирали информацию и систематизировали её. Никто за нас наши деньги искать не будет.
Конечно, в Малайзии события разворачивались бы не так плавно, если бы против Разака на выборах не выступил бывший премьер-министр Малайзии Махатрир Мохомад, который с 1981 по 2003 г. проводил реформы и руководил экономикой.
Пятнадцать лет Махатрир пребывал в покое и уважении, но не смог равнодушно наблюдать, как Наджиб Разак наносит ущерб самой ткани малайского государству. В результате он возглавил оппозиционный блок и победил правящую партию, в которой и сам когда-то состоял.
Вот пример патриотического подвига государственного деятеля! Для кого этот пример? – понятно само собой…
Мы давно призываем президента Назарбаева возглавить всенародное и общегосударственное движение за возвращение сотен миллиардов долларов из-за границы.
НО ПОКА ПОТОК ЗА РУБЕЖ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ И ДЕНЕГ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ТОЛЬКО УСКОРЯЕТСЯ.
В борьбе с коррумпированным режимом Разака 92-летний Махатхир проявил гибкость и широту политических взглядов. Он объединил усилия с лидером оппозиции Анваром Ибрагимом, который ко времени избирательной кампании находился в заключении. Анвар Ибрагим попал туда еще будучи вице-премьером при Махатхире из-за разногласий в экономических вопросах. Теперь Махатхир заключил союз с партией Анвара Ибрагима, который принес им победу.
В этом еще один урок – для политических и общественных деятелей Казахстана: надо быть гибкими и чуткими, надо уметь признавать свои ошибки и прощать ошибки коллег. Ради того, чтобы обеспечить процветание страны и благосостояние всех граждан, а не только своих родственников и сторонников.
Махатхир стал премьер-министром, Ибрагим вышел из тюрьмы, а бывшим премьером занялась специальная следственная группа работников Генеральной прокуратуры и спецслужб Малайзии. Они описали огромные активы в домах Разака и его родственников.
СРЕДИ РОДСТВЕННИКОВ – КАЗАХСКИЙ ЗЯТЬ ПРЕМЬЕРА, ПРИЕМНЫЙ СЫН БОЛАТА НАЗАРБАЕВА.
Все они не имеют права покидать страну, большие суммы денег и драгоценностей приняты на хранение госорганами до окончания расследования. Которое разворачивается в контакте с следствиями тех западных стран, где оказались «припаркованы» миллиарды из Национального фонда Малайзии.
В ЭТОМ ФАКТЕ – ГОРЬКИЙ УРОК ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРОВ КАЗАХСТАНА: ЛЮБАЯ НОВАЯ ВЛАСТЬ В АСТАНЕ НАЧНЕТ СО СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ И АРЕСТОВ.
Ни один преемник или назначенец президента Назарбаева не усидит в кресле, если он не развернет широкомасштабное расследование и возвращение активов в страну.
- Так же, как в Малайзии, делать это будут те самые сотрудники прокуратуры и спецслужб, которые сегодня преследуют оппозиционеров и журналистов за разоблачения коррупции.
- Те же самые судьи будут выносить решения о конфискациях.
- Те же казахские дипломаты будут с этими решениями договариваться с западными правительствами о возвращении средств.
- Такова природа государства. Ничего личного.
Эти уроки вселяют оптимизм и позволяют смотреть в будущее с надеждой. Но есть один урок тяжелый для всех казахстанцев. Он в том, что при всей коррупции Малайзия создала процветающую высокотехнологичную экономику: первое место в мире по производству электронных чипов и лидерство в бытовой электронике, собственное автомобилестроение, космическая программа, передовая инфраструктура, современная система образования.
Разница между Казахстаном и Малайзией такая же, как между Астаной и Куала-Лумпуром, между аэропортом KLIA и аэропортом имени Назарбаева, между национальной нефтяной компанией PETRONAS и «Казмунайгазом», между автомобилем Proton и «Жигулями» усть-каменогорской сборки…
К счастью для Малайзии нефть не стала той «соской», к которой присосалась вся власть. Хотя нефти в Малайзии тоже добывается немало. Малайская элита не выбрала стратегию «качать и тратить». Она пошла по пути развития промышленности и сельского хозяйства.
Поэтому смена одного вороватого премьер-министра на другого, честного, не потребует драматических усилий от всей страны.
В нашем случае всё будет гораздо сложнее. Но мы справимся.