Спецоперация против группы вооруженных людей, обвиняемых в убийстве полицейских в богатом нефтью регионе на западе Казахстана, привлекла внимание к мало освещаемой проблеме все большего недовольства властями на фоне усиливающихся исламских настроений.
По словам местных жителей, нападение на полицейских больше связано с недовольством правоохранительными органами, чем с активизацией членов религиозных групп. Аналитики подтверждают, что в этой части Казахстана растет влияние различных исламских течений. Но они считают, что давление властей на последователей нетрадиционных мусульманских общин может привести к радикализму среди их членов.
Спецоперация по задержанию убийц двух полицейских завершилась 9 июля в поселке Кенкияк Актюбинской области. Девять человек были убиты в доме в результате перестрелки, начавшейся после выстрелов из одного дома в сторону в полицейских, проводивших обыск в поселке. Погиб один сотрудник спецподразделения полиции. Неделю назад, во время преследования вооруженной группы, погиб офицер спецназа.
Операция завершилась штурмом дома, где укрылись подозреваемые.
Среди девяти человек были шестеро разыскиваемых в связи убийством двух полицейских в близлежащем поселке Шубарши в ночь с 30 июня на 1 июля.
Руководитель
Сразу же после нападения на место были посланы силы войск МВД, оснащенные бронетехникой и вертолетами, но подозреваемые уже покинули Шубарши и укрылись в близлежащих зарослях камыша. Полиция предложила награду 100 000 долларов США за информацию, которая приведет к их поимке.
Ардак Кубашева, жительница Кенкияка, рассказала IWPR о том, что когда специальные подразделения и войска внутренних сил прибыли в Шубарши, они обыскали дома подозреваемых и забрали для допроса некоторых родственников.
Есть свидетельства местных жителей, что убийство двух полицейских было местью, а не актом насилия, запланированным со стороны организованной радикальной исламской группы.
Официальные лица высказывают другую версию.Источник в полиции на условиях анонимности рассказал IWPR: “Эти [разыскиваемые] люди — члены радикальной религиозной группировки. Они убили полицейских в отместку за то, что те принимали участие в задержании и допросе одного из их единомышленников”.
Растущая напряженность
Местные жители считают, такое скопление военной силы против группы людей, вооруженных в основном охотничьими ружьями, было похоже на то, что власти чересчур перестраховались. Но их действия можно понять, если брать во внимание то, что инцидент в Шубарши произошел вслед за первым взрывом смертника в Актобе, когда в мае месяце
Рахимжан Махатов взорвал себя 17 мая в кабинете Службы национальной безопасности в Актобе. Трое было ранено, среди них два сотрудника службы безопасности.
Хотя в СМИ высказывали предположение, что за этим может стоять радикальная Исламская группировка, власти избегали называть этот инцидент терактом. По их утверждению, Махатов был причастен к организованной преступной группировке и выбрал самоубийство, чтобы избежать ответственности.
Это дело демонстрирует парадоксальный подход, выбранный властями Казахстана — с одной стороны, они говорят об опасностях, представляемых исламскими группировками, действующими самостоятельно, но в то же время они не желают подрывать имидж страны, намекая на реальную террористическую угрозу — тем более в западных областях, куда инвестируют многие зарубежные нефтяные компании.
Угроза радикального Ислама
Какими бы ни были мотивы Махатова, символичность такого действия, как взрыв смертника, и последовавшее за этим убийство полицейских, не могут не вызвать обеспокоенности по поводу существования угрозы со стороны радикальных групп.
И власти, и независимые эксперты согласны с тем, что на западе Казахстана получили распространение идеи радикальных Исламских течений. Но их мнения расходятся, когда речь идет о том, какими должны быть методы борьбы с такими тенденциями.
В западных областях Казахстана — куда входят Атырауская, Мангистауская, а также Актюбинская — прижились фундаменталистские направления ислама. Некоторые из группировок называют себя последователями Таза Дiн или “чистой религии”.
Хотя они, как и большинство мусульман в Казахстане, являются суннитами, последователи Таза Дiн говорят, что они придерживаются истинных принципов исламской религии. Поэтому они не признают авторитет контролируемого властями Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) и не хотят подчиняться ему. (Подробнее о Таза Дiн можно почитать в “Давление на исламистов в Казахстане”.)
Мейрамбек Курманов, начальник отдела по работе с политическими партиями и религиозными объединениями Актюбинской области, заявил, что существование подобных группировок является серьезной угрозой национальной безопасности.
“В нашей области идет активное вовлечение в ряды радикалов, в основном молодежи, — говорит он. — Основная категория вовлекаемых радикальными течениями … молодежь от 14 до 30 лет”.
Он говорит, что власти пытались просветить людей насчет рисков данного вида деятельности, но столкнулись с фактом, что в стране “очень мало грамотных теологов, которые объяснили бы, что правильно, а что неправильно”.
В ответ на вопрос о существовании членов радикальных групп внутри страны и их возможной связи с радикалами за рубежом, Курманов сказал: “Если они и общаются, то, скорее всего, через Интернет. На некоторых сайтах есть открытые религиозные форумы, содержащие обилие соответствующей информации. Там сидят готовые идеологи, которые ломают психологию человека. А чтобы
И напротив, Мурат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана, считает, что исламистские группировки в Казахстане напрямую связаны с аналогичными группировками на Кавказе, так как их разделяет только Каспий.
“Со стороны северного Кавказа идет сильное влияние экстремистской литературы, миссионеров”, — говорит он.
Преследование со стороны полиции вызывает озлобление
В то же время, другие эксперты утверждают, что обращение людей к религии может быть вызвано проблемами внутри страны, включая социальную неустроенность и чувства бессилия против коррупции и произвола со стороны полиции.
По мнению Андрея Гришина, сотрудника Казахстанского Бюро по правам человека и соблюдению законности, причин радикализации таких людей, как Махатов, может быть много, и внутренних больше, чем внешних.
“Как и в случае с Узбекистаном радикализация наступает когда идет открытое давление, и при этом люди понимают, что по закону ничего добиться невозможно, равно как и объяснить свою точку зрения”, — говорит Гришин.
По его словам, нет точных цифр по количеству людей, обвиненных в преступлениях, связанных с исламским радикализмом, но, по некоторым оценкам, “есть 700—800 [таких] заключенных, при условии, что каждый год не менее 50 человек сталкиваются с обвинениями в экстремизме и терроризме”.
В недавних событиях в Шубарши и вокруг него, по словам Кубашевой, она знала нескольких подозреваемых, и хотя они и были глубоко верующими людьми, они не были исламскими радикалами.
“Эти ребята раньше не совершали преступных действий”, — говорит она, указывая на то, что они были безработными и ходили в местную мечеть.
Алима Абдирова, руководитель группы “Ару Ана” в Актобе, встречавшаяся со многими членами этой общины, говорит: “Они [полиция] преследуют их и спрашивают, почему те носят бороду и почему не ходят в государственные мечети”.
Местные жители говорят, что убийство двух полицейских было прямым возмездием за то, как полиция обращалась с двумя задержанными, которые были связаны с членами группы, которая совершила нападение. Эти подозреваемые были доставлены в полицейский участок 26 июня и подвергнуты допросу, после того, как была остановлена их машина. По данным полиции, при ее осмотре в ней были обнаружены пистолет и два обреза.
По словам Кубашевой, один из допрошенных вернулся домой потрясенный, в тяжелом эмоциональном состоянии, что и побудило его единомышленников на ответные дейстия.
IWPR рассказал об этом источнику в полиции, на что он заявил следующее.
“Я не знаю, был ли он подвергнут жестокому обращению. Хотя что такое жестокое обращение? Это понятие расплывчатое. Кому как покажется”.
“Однако естественно, задержанных на допросе по голове не гладят и кофе не предлагают”, — сказал он.
Он также отметил: “Мы психологию бандитов очень хорошо знаем, как и язык, на котором с ними следует разговаривать, чтобы был результат. Если бы мы всегда придерживались этикета, то и уровень раскрываемости преступлений был бы гораздо ниже. У нас свои отработанные методы общения с подозреваемыми… и эти методы работают и помогают нам не только раскрывать, но и иногда предотвращать преступления”.
Обеспокоенность по поводу поведения правоохранительных органов усилилась, когда родственник одного из разыскиваемых подозреваемых был застрелен полицией 3 июля, в самом начале операции.
Руководитель
Она выехала на место после телефонного звонка, когда позвонивший поведал о подозрительном поведении некоторых людей в огороде в одном из домов. Как сказал Имангалиев, на месте были найдены охотничье ружье, религиозная брошюра и деньги.
Канатов заявил, что удивлен данным случаем, поскольку человек был безоружен, когда в него стреляли. “Власти очень тупо ведут себя”, — добавил он.
Убийство видели местные жители, которые были шокированы.
“Люди паникуют, они в шоке, напуганы”, — говорит Кубашева.
Источник IWPR в полиции сказал, что обычных религиозных людей, которые никому вреда не причиняют и не строят коварных планов, полиция не трогает: “А вот по отношению к членам радикальных организаций, так же как и в отношении всех, кто хочет свергнуть конституционный строй насильственным путем, нужно вести жесткую политику!”
Он также добавил: “Если власть продемонстрирует слабость и попустительство, радикалы интерпретируют это
По мнению источника в полиции, в отношении Казахстана западные страны несправедливо применяют завышенные стандарты.
“Почему они могут задерживать тех, кто носит бороду и выглядит подозрительно, убивать бен ладенов и прочих религиозных фанатиков с оружием, а мы должны здесь соблюдать их человеческие права? — спрашивает он. — У бандитов нет прав, у них есть право сидеть в тюрьме”.
Курманов также отверг мнение о том, что сторонники нетрадиционных исламских групп подвергаются преследованию и испытывают давление со стороны полиции, и что это приводит к радикализации их членов.
“Я с этим не согласен, — заявил он. — Проблемы давления на членов религиозных организаций со стороны властей нет. Даже наоборот, у нас по отношению к ним слишком лояльная политика… Наше законодательство запрещает государству вмешиваться во внутренние дела религии”.
В 2009 году Азамат Каримбаев, считающийся неформальным лидером мусульманской общины в Шубарши, был арестован и обвинен с шестью другими людьми в планировании теракта. Ему дали 17 лет, но он умер в тюрьме в декабре 2009 года.
Его вдова Айман говорит, что единственным “преступлением” ее мужа было строительство мечети для села. Впоследствии она перешла под контроль ДУМК.
Как сказал Бактыгул Канатов, юрист, возглавляющий в Актобе общественное объединение “За справедливость”, он думал, что такие устрашающие меры приведут к уменьшению числа их последователей. Но после событий последних дней, полагает он, их число может увеличиться.
Социальные проблемы усугубляют чувство несправедливости
Хотя благодаря нефти Западный Казахстан является одной из богатейших регионов страны, местным жителям перепадает очень мало от такого богатства.
Абдирова указала на причины недовольства населения, вызванного контрастом между низким уровнем жизни большинства жителей и баснословными прибылями нефтегазовых компаний. Здесь очень много безработицы и экологических проблем. (О недовольствах рабочих, занятых в нефтяном секторе читайте в “Недовольство рабочих нефтяного сектора Казахстана”.)
Она говорит, что над поселком Кенкияк стоит облако смога.
“Я часто бываю в этих местах. Там воздух плохой, трудно дышать, — говорит она. — Был случай отравления воды, там безработица, почва плохая и нет [питьевой] воды”.
Абдирова говорит, что многим молодым людям трудно найти работу, даже если у них есть образование. Работы в нефтяных компаниях мало, так как их руководство либо набирает высококвалифицированных
Курманов отрицает, что социальные проблемы способствуют росту недовольства и подталкивают людей в ряды религиозных групп.
“Именно в нашей области эти факторы не работают. У нас хорошее экономическое развитие и социальное положение. Проблем
Но давление со стороны правоохранительных органов и коррупция в их рядах остается проблемой как для сторонников нетрадиционных мусульманских групп, так и для населения в целом.
“Наша полиция не защищает нас, — говорит Канатов. — Идешь и подаешь жалобу, скажем [бизнесмен] говорит, что он жертва рэкета. Вместо помощи, полиция встанет на сторону тех, у кого деньги”.
Источник в полиции отвергнул эти обвинения и сказал: “Есть немало и таких, кто считает, что мы неизвестно, чем занимаемся, вместо того, чтобы ловить убийц и воров, попираем права законопослушных граждан, якобы пытаем их даже. Какие пытки — о чем вы говорите? А когда у них возникают серьезные проблемы, бегут за помощью к нам”.
11 июля заместитель министра внутренних дел Казахстана Марат Демеуов заявил, что арестованы еще два человека, подозреваемые в причастности к группе, которая обвиняется в убийстве двух полицейских.
“На протяжении ряда лет на территории Темировского района Актюбинской области действовала организованная преступная группа, которая, прикрываясь религиозными идеями, занималась кражами нефти из трубопроводов вблизи поселков Шубарши и Кенкияк”, — сказал Демеуов.
Алмаз Рысалиев — редактор IWPR в Казахстане.
Сауле Мухаметрахимова — редактор IWPR в Центральной Азии в Лондоне.
Источник: IWPR
Read the original post:
Уничтожены подозреваемые в смерти полицейских