По мнению британских юристов, изображения, размещенные в Интернете, будут иметь решающее значение для судебного преследования за военные преступления в Украине.
Профессор права сказал, что использование видеоматериалов с бомбами из Йемена во время имитационного судебного процесса по военным преступлениям показало, как изображения, размещенные в Интернете, «преобразовали» документацию о зверствах.
Один онлайн-исследователь сказал, что в кадрах из зоны боевых действий было «так много» полезной и поддающейся проверке информации.
Но эксперты также заявили, что свидетельства очевидцев не должны быть омрачены.
Дела против лиц, совершивших военные преступления в Украине, могут зависеть от сообщений в социальных сетях о незаконных убийствах, сексуальном насилии и пытках во время войны, считает профессор Ивонн Макдермотт Рис, руководитель проекта Open Source Research for Human Rights в Университете Суонси.
Она сказала, что материал, известный как информация из открытых источников, «полностью изменил наш способ узнать о нарушениях прав человека».
«Мы все чаще видим, что комиссии ООН по расследованию, миссии по установлению фактов и даже Международный уголовный суд в Гааге используют такого рода доказательства», — пояснила она.
Профессор Макдермотт Рис сказал, что информация из открытых источников также использовалась в шведских и голландских судах для судебного преследования членов так называемого Исламского государства, возвращающихся из Сирии.
Информация из открытых источников — это информация, которая находится в свободном доступе в Интернете.
«Видео обезглавливания, которое было записано или размещено на YouTube или Facebook… является доказательством», — сказала она, добавив, что аналогичный материал недавно был проверен для использования в британском суде.
В 2018 году в Twitter были размещены непроверенные кадры последствий смертоносного авиаудара по офису президента в Сане, столице Йемена.
Веб-сайт расследований с открытым исходным кодом Bellingcat использовал геолокацию, спутниковые снимки и сравнение сотен изображений для документирования атаки .
Затем их показания были представлены на инсценированном судебном процессе над вымышленным саудовским пилотом, обвиняемым в военных преступлениях.
«Мы хотели посмотреть, будет ли одно из этих видео принято в качестве доказательства в суде общей юрисдикции в Англии и Уэльсе», — сказал Ник Уотерс, руководитель отдела судебной ответственности Bellingcat.
Он сказал, что результатом стала методология, «которую мы сейчас используем для сбора и проверки инцидентов в Украине».
Проблема, по словам профессора Макдермотта Риса, заключается в том, что в разгар войны наблюдатели редко думают об уголовном процессе.
«Они делятся этим с намерением показать миру, чему они были свидетелями», — объяснила она.
Прохожих призывают снимать достопримечательности и известные здания в своих кадрах военных преступлений и использовать приложение для мобильных телефонов, разработанное Международной ассоциацией юристов, под названием eyeWitness .
«Он делает такие вещи, как захват метаданных, время, дата, место, где этот фрагмент контента был записан», — сказала она.
«Если вы записываете это, а также показываете полученные травмы, оружие, посмотрите, можете ли вы включить достопримечательности или здания на заднем плане».
Она сказала, что Witness, благотворительная организация, которая использует видео для документирования нарушений прав человека, опубликовала рекомендации о том, как прохожие могут собирать изображения , которые будут приемлемы для использования в судах.
Следователи по военным преступлениям также борются с широко распространенным мнением о том, что онлайн-изображениям нельзя доверять.
«Это упускает из виду тот факт, что в Интернете размещается так много полезной и поддающейся проверке информации», — сказал г‑н Уотерс, добавив, что в Интернете трудно подделать инциденты, потому что реальные события сопровождаются твитами из нескольких источников.
«С появлением социальных сетей и смартфонов у вас фактически появилась невероятно мощная информационная сеть, где люди могут фотографировать и снимать видео о событиях», — добавил г‑н Уотерс.
Адвокат Дирбла Миноуг работает с благотворительной организацией по защите прав человека, Global Legal Action Network и Bellingcat.
Она сказала, что смотреть видео о том, что происходит, гораздо интереснее, чем слушать, как кто-то говорит об этом.
«Подумайте о… смерти Джорджа Флойда», — сказала Миноуг.
«Люди действительно видели, что происходит в режиме реального времени, в том числе и жюри, наблюдая за тем, что снимал прохожий.
«Это повлияло на исход этого судебного разбирательства, потому что это больше не было словом одного человека против другого».
Калифорнийский университет разработал правила использования цифровых материалов с открытым исходным кодом, которые называются протоколом Беркли.
По словам г‑жи Миноуг, вопрос, стоящий перед прокурорами по военным преступлениям, заключается в том, как убедить судью в том, что видео не является подделкой или манипулированием по политическим мотивам.
«С видео, которое только что появилось в сети, якобы являющимся последствиями авиаудара, как мы можем знать, что это то, о чем говорится?» она сказала.
«Что это не постановка и не подделка, и не те вопросы, которые Россия поднимает в контексте этих видео из Бучи».
Г‑жа Миноуг сказала, что в национальных судах обычным способом является вызов человека, который снимал это, для дачи показаний в суде.
«Но в случае с информацией из открытых источников, где у вас нет создателя, вы не можете спросить их, как они ее создали, манипулировали ли они ею [или] мог ли ею манипулировать кто-то другой.
«Используя информацию в видео и сравнивая ее с другими спутниковыми снимками или другими видео, показывающими одно и то же событие, они могут собрать воедино все эти фрагменты контента и оценить, считают ли они это реальным или фальшивым».
Профессор Макдермотт Рис предупредил, что, хотя материалы с открытым исходным кодом могут помочь, «важно не потерять во всем этом человеческую сторону».
Она сказала: «В Йемене такого рода доказательства не были замечены сами по себе, они были в тесном сотрудничестве с отчетами, которые были собраны НПО на местах».
В Украине, по ее словам, доказательства изнасилования были задокументированы в показаниях выживших, «поэтому очень важно, чтобы мы не преуменьшали важность этих человеческих рассказов».
«Речь идет о том, чтобы показать, что когда совершаются международные преступления, они не остаются безнаказанными», — сказал профессор Макдермотт Риз.
«Итак, эта работа по документированию и сбору информации… мы должны убедиться, что это будет отстаиваться в суде и что мы увидим справедливость.
«Все мы видим этот действительно тревожный контент, исходящий из Бучи и других областей Украины, и я думаю, что все мы хотим, чтобы справедливость восторжествовала».
Перевод был сделан с помощью Google Translate
Источник: www.bbc.com