Ужесточившаяся борьба с коррупцией в Казахстане – начало передела собственности

С каж­дым годом оте­че­ствен­ные бор­цы с кор­руп­ци­ей рапор­ту­ют об уве­ли­че­нии чис­ла сво­их «кли­ен­тов». Но каж­дый раз круп­ная рыба не про­сто про­хо­дит сквозь сети, но сами «рыба­ки» упор­но не видят ее. И это несмот­ря на то, что пери­о­ди­че­ски появ­ля­ют­ся пуб­ли­ка­ции в прес­се, кото­рые, по идее, долж­ны стать пово­дом для нача­ла рас­сле­до­ва­ния (или хотя бы про­вер­ки). Поэто­му мы хотим обра­тить­ся к соот­вет­ству­ю­щим орга­нам и непо­сред­ствен­но к Али­ку Шпек­ба­е­ву – про­ве­рить на кор­руп­ци­он­ную состав­ля­ю­щую пред­став­лен­ные факты.

Почти официально

С ново­го года зара­бо­та­ли поправ­ки в оте­че­ствен­ное зако­но­да­тель­ство, соглас­но кото­рым уже­сто­ча­ет­ся срок заклю­че­ния для сотруд­ни­ков пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов и судей, а полу­че­ние ими взя­ток будет счи­тать­ся тяж­ким пре­ступ­ле­ни­ем. Кро­ме это­го, теперь невоз­мож­но будет вый­ти по УДО осуж­ден­ным за тяж­кие и осо­бо тяж­кие кор­руп­ци­он­ные пре­ступ­ле­ния, а заод­но был вве­ден запрет на вла­де­ни­ем сче­та­ми в ино­стран­ных бан­ках для гос­слу­жа­щих всех уровней.

Сами вла­сти пре­под­нес­ли эти нов­ше­ства как огром­ный шаг в борь­бе кор­руп­ци­ей и чуть ли не луч­шую про­фи­лак­ти­ку тако­го рода пре­ступ­ле­ний. Но, как гово­рит­ся, мы-то с вами зна­ем, что это лишь ими­та­ция, кото­рая вряд ли при­не­сет какие-либо серьез­ные резуль­та­ты. В луч­шем слу­чае, вырас­тет «цена вопро­са» со сто­ро­ны «фин­по­лов­цев». Впро­чем, доба­вим еще немно­го офи­ци­аль­ной инфор­ма­ции. Так, по непол­ным дан­ным, за про­шлый год было выяв­ле­но поряд­ка двух с поло­ви­ной тысяч кор­руп­ци­он­ных пре­ступ­ле­ний, при­чем, чис­ло тяж­ких и осо­бо тяж­ких воз­рос­ло на 15 процентов.

Толь­ко за девять меся­цев 2020 года к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти было при­вле­че­но к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти 34 руко­во­ди­те­ля рес­пуб­ли­кан­ско­го, более 70 област­но­го и 90 город­ско­го и рай­он­но­го уров­ней. Поряд­ка 40 мил­ли­ар­дов тен­ге соста­ви­ла сум­ма воз­ме­щен­но­го ущер­ба, что ста­ло свое­об­раз­ным рекор­дом за все про­шед­шие годы. Циф­ры, конеч­но, впе­чат­ля­ю­щие, но «меж­ду строк» чита­ет­ся, что реаль­ные мас­шта­бы каз­но­крад­ства и мздо­им­ства в стране в десят­ки (если не в сот­ни) раз боль­ше. Поэто­му, оче­вид­но, нуж­ны какие-то новые и нестан­дарт­ные шаги, чтоб хоть как-то улуч­шить ситуацию.

Кста­ти, в суще­ству­ю­щем про­ек­те «Пла­на меро­при­я­тий на 2021 – 2023 годы по реа­ли­за­ции Анти­кор­руп­ци­он­ной стра­те­гии Рес­пуб­ли­ки Казах­стан на 2015 – 2025 годы» есть неко­то­рые здра­вые мыс­ли. Напри­мер, сня­тие имму­ни­те­та с депу­та­тов и ген­про­ку­ро­ра или внед­ре­ние «Пор­та­ла про­зрач­но­сти», где будет дета­ли­зи­ро­ва­на инфор­ма­ция обо всех тран­зак­ци­ях бюд­жет­ных средств (от мас­штаб­ных про­ек­тов до заку­па каран­да­шей). Но, во-пер­вых, сро­ки реа­ли­за­ции этих ини­ци­а­тив наме­че­ны на 2022–23 годы, а во-вто­рых, поче­му толь­ко депу­та­тов? Вооб­ще, сам этот Про­ект охва­ты­ва­ет прак­ти­че­ски все сфе­ры жиз­ни, вклю­чая меди­ци­ну, стро­и­тель­ство дорог, земель­ные отно­ше­ния и штра­фы за нару­ше­ния ПДД, чем ее раз­ра­бот­чи­ки при­зна­ют повсе­мест­ность кор­руп­ции в стране. Но мы не нашли ни одно­го пунк­та, каса­ю­ще­го­ся выс­ше­го руко­вод­ства стра­ны, нет даже наме­ка на поли­ти­че­скую состав­ля­ю­щую это­го явле­ния, не вве­де­но поня­тие «клеп­то­кра­тия». Мы пони­ма­ем, что хотим боль­ше­го, а суще­ству­ю­щая власть и кор­руп­ция это вза­им­мо­до­пол­ня­ю­щие поня­тия, но все же…

Почему молчим?

Но при этом, в Казах­стане есть тео­ри­ти­че­ски непло­хие рыча­ги не толь­ко по борь­бе со взя­точ­ни­че­ством и исполь­зо­ва­ни­ем слу­жеб­но­го поло­же­ния, но и по их предот­вра­ще­нию. Конеч­но, скры­тых и не очень воз­мож­но­стей по раз­ви­тию пороч­ных ОПГ, созда­нию проч­ной «кры­ши» для них и выде­ле­ния касты «непри­ка­са­е­мых» тоже нема­ло, но все же в пра­во­вом плане кое-что мож­но сде­лать. Впро­чем, об этом ниже.

Навер­ное, мы не откро­ем боль­шой тай­ны, если ска­жем, что в Казах­стане борь­ба с кор­руп­ци­ей напо­ми­на­ет девиз «Пче­лы про­тив меда» или «Каза­хи про­тив мяса». Суще­ству­ет даже народ­ная муд­рость, соглас­но кото­рой, борь­ба с кор­руп­ци­ей срод­ни спор­тив­ной рыбал­ке – пой­ма­ли, пока­за­ли, отпу­сти­ли. Но на деле не все так баналь­но и не все­гда так смеш­но. Есть еще такие фак­то­ры, как меж­кла­но­вые вой­ны, заказ, зачист­ка «теп­лень­ко­го местеч­ка» и пере­рас­пре­де­ле­ни­ем акти­вов (в послед­нее вре­мя это ста­ло очень рас­про­стра­не­но вме­сте с пере­рас­пре­де­ле­ни­ем пол­но­мо­чий). Это тоже немно­го баналь­ные вещи, но чаще все­го при­чи­на­ми при­вле­че­ния того или ино­го «агаш­ки» (или «татеш­ки») к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти явля­ют­ся сра­зу несколь­ко упо­мя­ну­тых факторов.

Под молот­ки фин­по­ла или, в отдель­ных слу­ча­ях, сов­мест­ных опе­ра­ций с КНБ, Ген­про­ку­ра­ту­рой или МВД, попа­да­ют те, кто при­знан «сла­бым зве­ном», попал в неми­лость и так далее. Но, в любом слу­чае, суще­ству­ет еще и фак­тор «санк­ции». Нет, речь идет не о санк­ци­он­ном суде, кото­рый обыч­но дает доб­ро на двух­ме­сяч­ное содер­жа­ние под аре­стом, а о неглас­ном раз­ре­ше­нии на арест со сто­ро­ны выше­сто­я­щей инстан­ции. Если речь идет о чинов­ни­ке «клас­са А», то соот­вет­ству­ю­щую санк­цию, как при­ня­то думать, дает сам Назар­ба­ев. Судь­бу более низ­ких по клас­си­фи­ка­ции пер­сон реша­ют гла­вы кла­нов или «серые кар­ди­на­лы». Быва­ет, что их толь­ко ста­вят в извест­ность или же они сами выби­ра­ют жертв из сво­их, в том чис­ле что­бы от себя удар отвести.

Есте­ствен­но, эти под­ко­вер­ные игры не попа­да­ют в офи­ци­аль­ные свод­ки, да и в неза­ви­си­мой прес­се об этом ред­ко узна­ешь – поэто­му о том или ином гром­ком аре­сте мы узна­ем, когда дело уже фак­ти­че­ски реше­но. В ред­ких слу­ча­ях про­ис­хо­дит утеч­ка инфор­ма­ции, но осо­бой роли это уже не игра­ет. Быва­ли фак­ты, когда того или ино­го чинов­ни­ка и (или) оли­гар­ха «рас­ку­ла­чи­ва­ли» без шума и пыли – застав­ля­ли пере­пи­сы­вать акти­вы, заод­но отправ­ляя в ссыл­ку послом или про­во­жая на «заслу­жен­ный отдых». Впро­чем, это и есть упо­мя­ну­тый выше пере­дел соб­ствен­но­сти, а никак не борь­ба с коррупцией.

В общем, даже после того, как в про­шлом году Агент­ство РК по про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции (опять) пере­шло под пря­мое под­чи­не­ние пре­зи­ден­ту, мож­но не ждать, что нынеш­ний хозя­ин Акор­ды даст волю анти­кор­руп­ци­он­щи­кам настоль­ко, что они иско­ре­нят в стране мздо­им­ство и каз­но­крад­ство. Даже если вве­сти смерт­ную казнь за это (кста­ти, на днях Тока­ев сво­ей под­пи­сью уда­лил «выш­ку» из мер нака­за­ния), как пред­ла­га­ют неко­то­рые акти­ви­сты. Полу­ча­ет­ся, что борь­ба с кор­руп­ци­ей у нас срод­ни обе­ща­ни­ям чест­ных выбо­рах, заяв­ле­ни­ям о тор­же­стве демо­кра­тии и тому подоб­ным «инси­ну­а­ци­ям».

Поможем Шпекбаеву!

Как уже было упо­мя­ну­то, сред­ства борь­бы у нас есть, а ино­гда даже и жела­ние. Но не хва­та­ет в целом поли­ти­че­ской воли. Но вот при­зна­ки кор­руп­ци­он­ных пре­ступ­ле­ний, как выяс­ня­ет­ся, дале­ко не все­гда доступ­ны для ана­ли­ти­ков и руко­вод­ства анти­кор­руп­ци­он­но­го агент­ства, осо­бен­но, если это каса­ет­ся тех, кого в Казах­стане счи­та­ют «непри­ка­са­е­мы­ми», несмот­ря на то, что об этом зна­ют все, кро­ме самих анти­корр­пу­ци­он­щи­ков, кото­рые по дол­гу служ­бы долж­ны выяв­лять подоб­ные правонарушения.

А зна­ют мно­гие об этом из пуб­ли­ка­ций в СМИ, а в послед­нее вре­мя – из зару­беж­ной прес­сы, сооб­ще­ния кото­рых транс­ли­ру­ют и неко­то­рые оте­че­ствен­ные изда­ния, в част­но­сти и наше. Меж­ду про­чим, еще со вре­мен соц­ре­а­лиз­ма пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны обя­за­ны реа­ги­ро­вать на подоб­ные пуб­ли­ка­ции, и это вре­мя от вре­ме­ни про­ис­хо­дит, при­чем, не толь­ко по ста­тьям в СМИ, но и по постам в соц­се­тях. Про то, как кто-то по встреч­ке ехал, как соба­ку души­ли или как мед­сест­ра пре­вы­си­ла пол­но­мо­чия. Но более мас­штаб­ные финан­со­вые и потен­ци­аль­но кор­руп­ци­он­ные пре­ступ­ле­ния ведом­ство Али­ка Шпек­ба­е­ва пред­по­чи­та­ет не замечать.

Воз­мож­но, Алик Жат­кам­ба­е­вич про­сто силь­но занят, а его под­чи­нен­ные про­сто не могут понять, что речь идет не о пра­во­на­ру­ше­ни­ях, про­ис­хо­дя­щих вне их сфе­ры дея­тель­но­сти (за рубе­жом, с уча­сти­ем ино­стран­ных под­дан­ных и свя­зан­ных с не нашим иму­ще­ством), а о самых «род­ных» физи­че­ских и юри­ди­че­ских лицах, про­пи­сан­ных в Казах­стане и дела­ю­щих здесь свои капи­та­лы. То есть, если речь идет о каком-нибудь зам­ке на бере­гу Женев­ско­го озе­ра, при­над­ле­жа­щем граж­дан­ке РК, то нуж­но заду­мать­ся, отку­да у нее сред­ства на его приобретение.

Тайны Кима

Понят­но, что это слиш­ком слож­ная схе­ма для наших сле­до­ва­те­лей – им обыч­но гото­вое при­но­сят. Но в таком слу­чае мы дадим дру­гую навод­ку и без наме­ков на «непри­ка­са­е­мых» выс­ше­го ран­га. Посмот­рим самую све­жую прес­су на задан­ную тему, и обна­ру­жим там упо­ми­на­ние о Вла­ди­ми­ре Киме (мажо­ри­та­рий и неис­пол­ни­тель­ный дирек­тор груп­пы KAZ Minerals PLC). Так, за пару недель до Ново­го года Financial Times опуб­ли­ко­вал замет­ку в виде про­дол­же­ния темы, свя­зан­ной с опла­той в 2011 году поезд­ки тогдаш­не­го пре­мьер-мини­стра Казах­ста­на в Париж – с пере­ле­том на част­ном само­ле­те, пре­бы­ва­ни­ем в коро­лев­ских апар­та­мен­тах и посе­ще­ни­ем «Дис­ней­лен­да». На этот раз выяс­ни­лось, что спу­стя два года «Каза­хмысу» было пору­че­но опла­тить поезд­ку и «куль­тур­ную про­грам­му» Маси­мо­вых в Лондон.

Отме­тим, что Управ­ле­ние по борь­бе с серьез­ным мошен­ни­че­ством Ее Вели­че­ства заяви­ло, что «зна­ет об обви­не­ни­ях» и, ско­рее все­го, про­во­дит кое-какое рас­сле­до­ва­ние – дело в том, что «Каза­хмыс» в Бри­та­нии изве­стен, как KAZ Minerals и про­пи­сан в Лон­доне, а пото­му попа­да­ет под мест­ное зако­но­да­тель­ство. По-хоро­ше­му, наши анти­кор­руп­ци­он­щи­ки тоже долж­ны заин­те­ре­со­вать­ся этим делом, так как нали­цо под­куп высо­ко­по­став­лен­но­го лица (ну, или же полу­че­ние этим лицом взят­ки в виде подар­ка), при­чем, в осо­бо круп­ных раз­ме­рах и на систе­ма­ти­че­ской осно­ве. Пусть даже FT со ссыл­кой на экс­пер­та по Казах­ста­ну Тома­са Мей­на, сооб­ща­ет, что неко­то­рые пред­при­я­тия, извест­ные как «кар­ман­ные ком­па­нии», «были обя­за­ны пла­тить за все, что тре­бу­ют выс­шие госу­дар­ствен­ные чинов­ни­ки», но ведь в оте­че­ствен­ных зако­нах это не про­пи­са­но. Напро­тив, в Уго­лов­ном кодек­се, Кодек­се эти­ки гос­слу­жа­ще­го и в Законе о борь­бе с кор­руп­ци­ей пря­мо эти вещи запре­ще­ны и под­ра­зу­ме­ва­ют под собой дачу (полу­че­ние) взятки.

Есть и дру­гие при­зна­ки пра­во­на­ру­ше­ний тако­го харак­те­ра. Во вся­ком слу­чае, они долж­ны были заин­те­ре­со­вать бди­тель­но­го сле­до­ва­те­ля. Так, с нача­ла 2020 года ста­ли ходить слу­хи о том, что Вла­ди­мир Ким соби­ра­ет­ся «сде­лать ноги». Утвер­жда­ли, что он под­го­то­вил себе базу в Мона­ко или же решил обос­но­вать­ся в США (яко­бы там у него вил­ла на бере­гу оке­а­на). Парал­лель­но ста­ли рас­про­стра­нят­ся слу­хи о том, что Ким соби­ра­ет­ся «слить» акти­вы и что уже нашлись потен­ци­аль­ные поку­па­те­ли в Рос­сии. Одна­ко «Каза­хмыс» в лице Эду­ар­да Огая поспе­шил опро­верг­нуть эти слу­хи, но они упор­но ходи­ли – осо­бен­но в Жез­каз­гане и Сатпаеве.

Осталь­ная часть Казах­ста­на вспом­ни­ла об этом поз­же – летом о Вла­ди­ми­ре Киме в режи­ме жест­кой кри­ти­ки и с угро­за­ми выве­сти на чистую воду высту­пил Айсул­тан Назар­ба­ев. Он пря­мо гово­рил о кор­руп­ции и наме­кал, что име­ет неопро­вер­жи­мые дока­за­тель­ства. Этот пост не про­сто дол­жен был заин­те­ре­со­вать наших (да и бри­тан­ских тоже) анти­кор­руп­ци­он­щи­ков, но и заста­вить дей­ство­вать немед­лен­но (хотя бы из-за фами­лии заяви­те­ля). Но опять ребя­та Шпек­ба­е­ва сде­ла­ли вид, что ниче­го не происходит.

Через пол­ме­ся­ца в Сат­па­е­ве про­изо­шел бунт, вызван­ный без­дей­стви­ем поли­ции в отно­ше­нии педо­фи­ла, что вновь заста­ви­ло вспом­нить о «Каза­хмы­се» и вскры­ло раз­го­во­ры о про­да­же акти­вов рос­си­я­нам. А еще через пару недель в Лон­доне ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся сам Назар­ба­ев-млад­ший (впо­след­ствии было заяв­ле­но, что от пере­до­зи­ров­ки). Сов­па­де­ние? Возможно.

В кон­це октяб­ря ста­ло извест­но, что основ­ные акци­о­не­ры груп­пы KAZ Minerals Вла­ди­мир Ким и Олег Нова­чук пред­ло­жи­ли дру­гим акци­о­не­рам выку­пить их акции. Сум­ма сдел­ки оце­ни­ва­ет­ся при­бли­зи­тель­но в 3 млрд фун­тов стер­лин­гов. Про­це­ду­ру дели­стин­га пла­ни­ро­ва­лось осу­ще­ствить до лета насту­пив­ше­го года, одна­ко, как отме­ча­ет бри­тан­ская прес­са, там не все глад­ко с инве­сто­ра­ми. В любом слу­чае, даже чело­ве­ку, дале­ко­му от пони­ма­ния финан­со­вых схем, ста­но­вит­ся ясно: что-то тут не так. Ведь не ста­нет успеш­ный биз­нес­мен (по дан­ным 2020 года, Ким зани­ма­ет тре­тье место в «Форбс.КЗ») сбе­гать с пуб­лич­но­го рын­ка и ста­но­вить­ся про­стым част­ни­ком. Тут либо он сле­ды заме­та­ет, либо его вынуж­да­ют, либо и то, и дру­гое. Как бы то ни было, это долж­но заин­те­ре­со­вать не толь­ко Агент­ство Шпек­ба­е­ва, но и КНБ.

В общем, под­ска­зок мно­го. Воз­мож­но, что-то есть и у самим фин­по­лов­цев в загаш­ни­ке – не хва­та­ет толь­ко той самой поли­ти­че­ской воли и санк­ции свер­ху. А про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву у нас опас­но. Тем более, что Вла­ди­мир Ким недав­но (нака­нуне Дня неза­ви­си­мо­сти) полу­чил орден «Қаза­қстан Рес­пуб­ли­ка­сы­ның Тұңғыш Пре­зи­ден­ті – Елба­сы Нұр­сұл­тан Назар­ба­ев». Но те, кто хоро­шо зна­ет исто­рию неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на зна­ет, что для неко­то­рых полу­чить орден было дур­ным предзнаменованием.

Мирас Нур­му­хан­бе­тов

Источ­ник: http://www.exclusive.kz/

Статьи по теме

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось