Нынешнее послание казахстанского президента было посвящено решению краткосрочных задач и и проблем слабых зон казахстанского общества, считает политолог Толганай Умбеталиева. В нем не оказалось ни слова о политике и даже угроза международного терроризма была проигнорирована.
Толганай Умбеталиева обозначила пять основных моментов в выступлении Нурсултана Назарбаева.
Ни слова о политике
«В нынешнем послании президент вообще обошел вопросы внутренней и внешней политики», — заметила первым делом политолог и объяснила причину.
«Это не значит, что проблем в этой области нет, наоборот ситуация очень критическая сложилась, особенно во внешней политике. Но в нынешней ситуации, Казахстан оказался в растерянности. Власти, президенту просто нечего было сказать. Поэтому видимо, было решено эту тему вообще не затрагивать. Хотя, президент обмолвился одной фразой про сбитый Турцией российский самолет, но из сказанного сложно выстроить стратегию по внешней политике. И во-вторых, в письменном варианте послания вообще этого момента нет», — объяснила эксперт.
Терроризм не актуален для Казахстана?
По словам политолога, в нынешнем послании президент проигнорировал очень актуальную проблему международного терроризма.
«Вопрос о терроризме никак не был обозначен, в частности, про ИГИЛ. На мой взгляд, после теракта в Париже и сбитого российского самолета, многих казахстанцев беспокоит эта тема. Получается, до всего этого мы ярко демонстрировали свои амбиции, что мы можем противостоять, у нас есть стратегия и прочее. Но когда появились реальные проблемы, и наш ближащий союзник — Россия оказалась в такой ситуации, мы просто спрятали голову в песок. Это еще раз доказало, что Казахстан не может соответствовать своим заявленным амбициям, они оказались мыльным пузырем, который лопнул при первой проблеме», — отметила Толганай Умбеталиева.
Сначала экономика — потом политика
Послание-2015 состояло на 90% из экономического блока. «Это связано с тем, что президент должен был казахстанцам еще раз напомнить о кризисе, и каким он видит выход из него. Понятно, что нужно вернуть доверие к тенге, уходить от сырьевой экономики, стабилизировать финансовый рынок, привлекать инвестиции и так далее, обо всем этом президент сказал. Но не были озвучены конкретные меры, просто был сделан месседж обществу: что, мол наша экономика и не такое выдерживала, мы выстоим и на этот раз», — рассуждает политолог.
На ее взгляд, «у нас экономики всегда было больше, чем политики».
«Экономическая политика — это такой столбец, на который Нурсултан Назарбаев всегда опирался, делал ставку, — обратила внимание политолог. — Он выстраивал на экономических успехах страны свой имидж, таким образом давая понять, что и без всякой политики можно обойтись, нужно сначала экономику построить. В этом послании он еще раз акцентировал: «сначала экономика, потом политика».
Социальный блок это не только зарплаты
«В послании также было уделено внимание социальной политике. Но в основном, речь шла об увеличении зарплат и пособий, то есть поддержке социально уязвимых слоев населения. Президент таким образом хотел показать, что о народе заботятся и после девальвации покроют разницу. Это как бы оправдание и превентивная мера. Но ведь социальная политика это не только повышение зарплат и пособий. Не прозвучало стратегических вещей, не было высказано ничего по поводу нового Трудового Кодекса и других вещей. Просто была попытка «затушить пожар», то есть нет попыток бороться с причиной, а только со следствием», — заметила также Толганай Умбеталиева.
«Идеологическая дыра»
Последним пунктом послания, на который стоит обратить внимание, политолог считает так называемую идеологическую часть.
«Президент вновь затронул концепцию национально-патриотического акта «Мәнгілік ел». Мы про него слышим уже не первый год, но до сих пор не знаем, что это такое, когда наконец он появится. Когда в областях бываешь, акимы уже цитируют вовсю «Мәнгілік ел», правда, где они берут эти цитаты, непонятно.
Еще я бы отметила тот факт, что президент впервые сказал о ненадлежащем отношении к празднику Дня Независимости. И кстати, в нынешнем послании глава государства больше говорил на казахском, по сравнению с предыдущими», — считает она.
Впрочем, по ее мнению, казахстанцы ничего нового для себя не услышали в послании президента.
«В целом, сложилось впечатление, что нынешнее послание просто стало экспромтом на решение возникших новых проблем, чтобы ситуация не ухудшилась. Назарбаев все время говорил, что мы вступаем в новое время, новую эру, но ничего нового так и не сказал. Это было как затыкание самых уязвимых и слабых мест, и послание было зациклено на этом», — заключила Толганай Умбеталиева.