Как г‑н Ляхов убрал нас из истории Казнета

На «Меди­а­ку­рул­тае», еже­год­ной кон­фе­рен­ции по вопро­сам раз­ви­тия рын­ка СМИ Казах­ста­на, с докла­дом об исто­рии бло­ки­ро­вок сай­тов в стране высту­пил совет­ник гене­раль­но­го дирек­то­ра «Алма-ТВ» Алек­сандр Ляхов, или, как его пред­ста­ви­ли участ­ни­кам кон­фе­рен­ции, исто­рио­граф Казнета.

Послу­шать его, ска­жем чест­но, было очень любо­пыт­но. Ведь исто­рия интер­нет-пор­та­ла “Рес­пуб­ли­ка” в Казах­стане была, как нам кажет­ся, весь­ма пока­за­тель­ной. Запу­стив пор­тал в сен­тяб­ре 2008 года, мы столк­ну­лись с тем, что уже в мае 2010 года пор­тал ока­зал­ся забло­ки­ро­ван­ным в Казах­стане и Кыр­гыз­стане, так как в обе­их стра­нах рулит «Казахте­ле­ком» — моно­по­лист в обла­сти телекоммуникаций.

И как же сей факт зафик­си­ро­вал в исто­рии бло­ки­ро­вок сай­тов г‑н Ляхов? Не пове­ри­те, но вооб­ще никак. Нас про­сто убра­ли из этой исто­рии: Алек­сандр Ляхов ни пол­сло­ва не ска­зал о бло­ки­ров­ке пор­та­ла на тер­ри­то­рии Казахстана.

Кста­ти, перед сво­им выступ­ле­ни­ем он весь­ма нескром­но про­ком­мен­ти­ро­вал свой «титул» исто­рио­гра­фа Каз­не­та: «Я, дей­стви­тель­но, гово­рю, что умри я зав­тра, неко­му будет отста­и­вать инте­ре­сы спра­вед­ли­во­сти». А еще отме­тил, что все боль­ше убеж­да­ет­ся в том, что чело­ве­че­ская память — вещь эфе­мер­ная: то, что пом­нит один, не обя­за­тель­но пом­нит другой.

Золо­тые сло­ва! Одна­ко, не ска­зав о бло­ки­ров­ках пор­та­ла «Рес­пуб­ли­ки» в Казах­стане, он нагляд­но про­де­мон­стри­ро­вал эфе­мер­ность и сво­ей памя­ти, хотя вро­де как ссы­лал­ся на «зафик­си­ро­ван­ные источ­ни­ки». Но если для совет­ни­ка гене­раль­но­го дирек­то­ра «Алма-ТВ» «пом­нить все» — неприн­ци­пи­аль­но, то для исто­рио­гра­фа Каз­не­та «не пом­нить все» — непро­сти­тель­но. При­чем “забыл” он не толь­ко о “Рес­пуб­ли­ке”.

По сло­вам Ляхо­ва, пер­вый слу­чай, когда госу­дар­ство актив­но вме­ша­лось в интер­нет-сфе­ру, была бло­ки­ров­ка сай­та ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра Евра­зия (Eurasia.org.ru, ныне функ­ци­о­ни­ру­ю­щий как neweurasia.info) — в 1999 году.

Фото пре­зен­та­ции Алек­сандра Ляхова

В это же вре­мя у вла­стей воз­ник­ла идея создать орган, кон­тро­ли­ру­ю­щий интер­нет-траф­фик на нали­чие запре­щен­но­го кон­тен­та. Эта мысль вновь про­зву­ча­ла в 2000 году, а потом сай­ты и вовсе при­рав­ня­ли к СМИ со все­ми выте­ка­ю­щи­ми отсю­да последствиями.

2002—2008 годы запом­ни­лись, по сло­вам Ляхо­ва, исто­ри­ей с бло­ки­ров­ка­ми сай­тов «Нави­га­тор», КУБ, «Сво­бод­ная Азия». «Все эти сай­ты бло­ки­ро­ва­лись по поли­ти­че­ским моти­вам», — заявил он на «Меди­а­ку­рул­тае».

Затем г‑н Ляхов рас­ска­зал, что недав­но раз­бло­ки­ро­ван­ная в Казах­стане блог-плат­фор­ма «Живой Жур­нал» была забло­ки­ро­ва­на в стране с 2008 года, но толь­ко в 2009 году ста­ло извест­но, что есть реше­ние суда о ее бло­ки­ров­ке. А потом память «исто­рио­гра­фа», похо­же, зату­ма­ни­лась — он пере­шел к бло­ки­ров­ке сай­тов в Тур­ции и Китае.

К исто­рии бло­ки­ро­вок в Казах­стане вер­нул­ся уже в кон­це сво­е­го выступ­ле­ния, заме­тив, что сего­дня в ситу­а­ции с бло­ки­ров­кой интер­нет-ресур­сов в рес­пуб­ли­ке абсо­лют­но отсут­ству­ет ясность: поль­зо­ва­те­ли не полу­ча­ют инфор­ма­цию о том, поче­му тот или иной ресурс забло­ки­ро­ван. Мы бы доба­ви­ли от себя, что и вла­дель­цы сай­тов, порой, тоже дол­го оста­ют­ся в неведении.

Резю­ми­руя свое выступ­ле­ние, «исто­рио­граф» при­зы­вал госу­дар­ство к про­зрач­но­сти и диа­ло­гу, под­черк­нув, что замал­чи­ва­ние и исполь­зо­ва­ние «рубиль­ни­ка» — не луч­ший инстру­мент инфор­ма­ци­он­ной политики.

Абсо­лют­но вер­ные сло­ва! Но это же утвер­жде­ние в пол­ной мере мы можем отне­сти и к выступ­ле­нию само­го Алек­сандра Ляхо­ва. Мы, конеч­но, можем спи­сать на забыв­чи­вость это­го гос­по­ди­на отсут­ствие в исто­рии бло­ки­ро­вок в Казах­стане пор­та­ла «Рес­пуб­ли­ка» и не толь­ко, но не можем поз­во­лить ему уме­реть, не вос­ста­но­вив спра­вед­ли­вость в отно­ше­нии всех, им забы­тых. Поэто­му реши­ли запол­нить про­бе­лы его памяти.

…В декаб­ре 2011 года в интер­не­те ста­ли появ­лять­ся сооб­ще­ния о том, что на тер­ри­то­рии Казах­ста­на пере­стал быть досту­пен для поль­зо­ва­те­лей Twitter. Это было 16 декаб­ря, когда из Жана­о­зе­на ста­ли посту­пать пер­вые сооб­ще­ния о мас­со­вых бес­по­ряд­ках и столк­но­ве­ни­ях басту­ю­щих с сило­ви­ка­ми. Тогда и при­шла инфор­ма­ция и о том, что нача­лись про­бле­мы с досту­пом в Twitter. А поз­же ста­ло извест­но, что он окон­ча­тель­но «лег» внут­ри Казахстана.

Мы про­ве­ри­ли инфор­ма­цию. Наши кор­ре­спон­ден­ты в Кара­ган­де, Аты­рау, Алма­ты, Астане под­твер­ди­ли: Twitter недо­сту­пен. Он про­сто не откры­ва­ет­ся, выве­ши­вая ошиб­ку. Зна­чит, сде­ла­ли мы вывод, в Жана­о­зене про­ис­хо­дит дей­стви­тель­но что-то страш­ное — если вла­сти пошли даже на то, что­бы отклю­чить самый попу­ляр­ный в мире ресурс. Увы, как пока­за­ли даль­ней­шие собы­тия, там, дей­стви­тель­но, был ад.

…В апре­ле 2013 года был забло­ки­ро­ван сайт Nuradam.kz. “Новый сайт nuradam.kz в пер­вый раз неза­кон­но бло­ки­ро­вал­ся 26—29 апре­ля с.г., одна­ко на наши жало­бы и пись­ма ни мини­стер­ство, ни теле­ком отве­та не предо­ста­ви­ли. То есть они не при­зна­ют свою при­част­ность к неза­кон­но­му отклю­че­нию наше­го сай­та от казах­стан­ских поль­зо­ва­те­лей. И вот новое отклю­че­ние — вече­ром 24 мая и по сей день пере­ад­ре­со­ван­ный сайт adambol.com вновь был отклю­чен без вся­ких на то закон­ных осно­ва­ний”, — сооб­ща­ла в сво­ем заяв­ле­нии глав­ный редак­тор это­го изда­ния Гуль­жан Ергалиева.

“Все наши попыт­ки выяс­нить у руко­вод­ства упол­но­мо­чен­ных орга­нов сам факт и при­чи­ну отклю­че­ния, в част­но­сти сайт adambol.com (он же — nuradam.kz), оста­ют­ся без­ре­зуль­тат­ны­ми, так как и Мин­стран­ском, и «Казахте­ле­ком» (а так­же все их под­ве­дом­ствен­ные служ­бы) в наг­лую заяв­ля­ют, что они не име­ют к дан­ной про­бле­ме ника­ко­го отно­ше­ния. Одна­ко, как пока­зы­ва­ет наша экс­пер­ти­за, домен бло­ки­ру­ет­ся опе­ра­то­ром свя­зи толь­ко на тер­ри­то­рии Казах­ста­на. В это вре­мя вход на сайт воз­мо­жен через ано­ни­май­зе­ры, что сви­де­тель­ству­ет об отсут­ствии тех­ни­че­ских непо­ла­док рабо­ты пор­та­ла. Кро­ме того, спе­ци­а­ли­ста­ми была про­ве­де­на сме­на ip-адре­са сай­та, но доступ к ресур­су не был вос­ста­нов­лен. Отсю­да сле­ду­ет вывод, что пор­тал бло­ки­ру­ют по домен­но­му име­ни adambol.com. Эта же тех­но­ло­гия при­ме­ня­лась во вре­мя неза­кон­ной бло­ки­ров­ки наше­го преж­не­го сай­та guljan.org, закры­то­го по реше­нию суда в про­шлом году на три меся­ца, но так и не вос­ста­нов­лен­но­го казах­стан­ски­ми вла­стя­ми по окон­ча­нии сро­ка аре­ста”, — воз­му­ща­лась тогда г‑жа Ергалиева.

…В апре­ле 2014 года был забло­ки­ро­ван сайт “Ураль­ской неде­ли”. Как сле­до­ва­ло из объ­яс­не­ний редак­то­ра газе­ты, про­бле­мы с досту­пом нача­лись еще 12 апре­ля. При­чем с ними столк­ну­лись толь­ко поль­зо­ва­те­ли из Казах­ста­на. За гра­ни­цей и через прок­си чита­те­ли сво­бод­но захо­ди­ли на сайт uralskweek.kz.

На сво­ей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке» извест­ный ураль­ский жур­на­лист Лук­пан Ахме­дь­я­ров напи­сал тогда бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Инфор­ма­ция о бло­ки­ро­ва­нии сай­та «Ураль­ской неде­ли» под­твер­ди­лась. Толь­ко что позво­нил пред­ста­ви­тель Кселл/Актив по име­ни Кай­сар Кожах­ме­тов. Он сооб­щил, что або­нен­ты его ком­па­нии не могут попасть на наш сайт, пото­му что бло­ки­ров­ка уста­нов­ле­на со сто­ро­ны АО «Казахте­ле­ком». В област­ном фили­а­ле АО «Казахте­ле­ком» заяви­ли, что бло­ки­ров­кой сай­тов тех­ни­че­ски зани­ма­ет­ся голов­ной офис компании».

Руко­вод­ство газе­ты «Ураль­ская неде­ля» пыта­лось выяс­нить при­чи­ну бло­ки­ров­ки сай­та, но без осо­бо­го успеха.

…Ну и, поль­зу­ясь слу­ча­ем, о бло­ки­ров­ках наше­го пор­та­ла рас­ска­жем более подроб­но. К 2008 году мир газет­чи­ков был оза­да­чен наступ­ле­ни­ем интер­не­та на печат­ные СМИ. Все были в поис­ке, как выжи­вать в новый век инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. К это­му вре­ме­ни круп­ные запад­ные изда­ния уже нача­ли прак­ти­ко­вать муль­ти­ме­дий­ный фор­мат — некий сим­би­оз меж­ду тра­ди­ци­он­ны­ми печат­ны­ми изда­ни­я­ми и интер­нет-пор­та­ла­ми. Это уже не были веб-сай­ты газет, кото­рые про­сто копи­ро­ва­ли бумаж­ную вер­сию. Новый фор­мат давал более широ­кий спектр инфор­ма­ции, чем выхо­дил в газе­те. Такую муль­ти­ме­дий­ную пло­щад­ку в 2008 году созда­ли редак­ции казах­стан­ской газе­ты «Рес­пуб­ли­ка — дело­вое обо­зре­ние» и рос­сий­ско­го интер­нет-пор­та­ла «Рес­пуб­ли­ка».

Учи­ты­вая, что газе­та «Рес­пуб­ли­ка — дело­вое обо­зре­ние» уже 8 лет как рабо­та­ла на рын­ке Казах­ста­на и име­ла свой веб-сайт, пор­тал «Рес­пуб­ли­ка» очень быст­ро набрал свою чита­тель­скую ауди­то­рию — 100 000 уни­каль­ных айпи-адре­сов еже­днев­но (на дво­ре, напом­ним, был 2009 год). И это несмот­ря на то, что уже через 1,5 меся­ца после запус­ка на новый интер­нет-ресурс обру­ши­лись мощ­ней­шие DDOS-атаки.

Пор­тал наби­рал обо­ро­ты и ауди­то­рию, пози­ци­о­ни­ро­вал себя как неза­ви­си­мую инфор­ма­ци­он­ную пло­щад­ку, предо­став­ля­е­мую для выска­зы­ва­ния самых раз­ных мне­ний. Но вес­ной 2010 года, когда в Кыр­гыз­стане слу­чи­лась оче­ред­ная рево­лю­ция, где-то там навер­ху, похо­же, реши­ли, что нали­чие такой пло­щад­ки с боль­шой ауди­то­ри­ей чре­ва­то послед­стви­я­ми: а вдруг рево­лю­ци­он­ный дух кыр­гы­зов пере­ки­нет­ся на казах­стан­цев? И 29 апре­ля 2010 года, сра­зу после про­ве­де­ния Евразий­ско­го медиа­фо­ру­ма, пор­тал пере­стал откры­вать­ся на тер­ри­то­рии Казах­ста­на и Кыргызстана.

Начи­ная с мая 2010 года жур­на­ли­сты пыта­лись узнать, на каком осно­ва­нии забло­ки­ро­ван пор­тал, кто отдал такое рас­по­ря­же­ние и поче­му над­зор­ные орга­ны никак не реа­ги­ру­ют, ведь един­ствен­ным осно­ва­ни­ем для бло­ки­ров­ки мог­ло быть толь­ко реше­ние суда, кото­ро­го не было. Отме­тим, что офи­ци­аль­но­го отве­та нам добить­ся так и не уда­лось. И тогда редак­ция пор­та­ла раз­ра­бо­та­ла пере­чень спо­со­бов обхо­да бло­ки­ров­ки. Мы вынуж­де­ны были открыть и вести стра­ни­цы во всех попу­ляр­ных соци­аль­ных сетях. Сме­ем думать, что бла­го­да­ря нашим дей­стви­ям не всю, но боль­шую часть сво­ей ауди­то­рии мы вернули.

А потом канад­ские спе­ци­а­ли­сты раз­ра­бо­та­ли для обхо­да бло­ки­ров­ки про­грам­му Psiphon, кото­рой успеш­но поль­зу­ют­ся те казах­стан­цы, кото­рые до сих пор чита­ют «Рес­пуб­ли­ку» (напо­ми­на­ем, что обо всех совре­мен­ных спо­со­бах обхо­да бло­ки­ров­ки пор­та­ла мож­но узнать из мате­ри­а­ла «VPN, PSIPHON и TOR спра­вят­ся с цен­зу­рой»).

Офи­ци­аль­ная при­чи­на для бло­ки­ров­ки пор­та­ла в Казах­стане появи­лась толь­ко в 2012 году после суда над казах­стан­ским оппо­зи­ци­он­ным поли­ти­ком Вла­ди­ми­ром Коз­ло­вым, кото­ро­го обви­ни­ли в орга­ни­за­ции бес­по­ряд­ков в Жана­о­зене в декаб­ре 2011 года. В рам­ках реше­ния, отпра­вив­ше­го его на 7,5 лет в тюрь­му, пор­тал «Рес­пуб­ли­ка» и ряд дру­гих СМИ были назва­ны экс­тре­мист­ски­ми. А 20 нояб­ря 2012 года про­ку­ра­ту­ра отпра­ви­ла в суд иск с тре­бо­ва­ни­ем нас закрыть. Так появи­лось извест­ное и очень скан­даль­ное дело «О еди­ном СМИ «Рес­пуб­ли­ка», реше­ние по кото­ро­му суд вынес уже 25 декаб­ря 2012 года, пол­но­стью удо­вле­тво­рив тре­бо­ва­ние прокуратуры.

Мы, конеч­но, подо­зре­ва­ем, что об этом скан­даль­ном деле могут не знать люди, дале­кие от жур­на­лист­ской дея­тель­но­сти. Но что­бы обо всем этом не знал совет­ник гене­раль­но­го дирек­то­ра «Алма-ТВ» Алек­сандр Ляхов, забыв­ший впи­сать исто­рию бло­ки­ров­ки пор­та­ла “Рес­пуб­ли­ка” в общую исто­рию Каз­не­та, мы не верим.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма