Она официально является самой богатой женщиной Казахстана. Однако следует учитывать, что если к задекларированным активам приплюсовать и те, что скрыты в офшорах и других потаенных местах, то состояние ее может существенно увеличиться. Точно так же, как она сама пытается скрыться от интереса общества к ней. Но это в современных условиях не так-то просто. Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о средней дочери первого президента Казахстана – Динаре Кулибаевой.
Непубличная личность
Вообще, все официальные дочери Нурсултана Назарбаева являются публичными фигурами, занимаясь политической или общественной деятельностью. Но никто из них еще не отвечал на прямые вопросы независимых журналистов. Да и подготовленные и тщательно отредактированные интервью не в их вкусе. И в этом плане Динара Кулибаева еще более скрыта от общества и СМИ, чем ее сестры.
И есть тут одна интересная закономерность – если пролистать мировую и отечественную прессу, то большинство публикаций обнажает нашу сегодняшнюю героиню, мягко говоря, с не лучшей стороны. Создается устойчивое впечатление, что Динара Нурсултановна только и занимается тем, что покупает замки и особняки, причем чаще всего в полюбившейся ей Швейцарии. Но к ним мы еще вернемся, так как эта страсть действительно является показателем ее личности, психологическим портретом, можно сказать.
В общем, при всей публичности ее фигуры, постов, которые она занимает, Кулибаева старательно избегает прессы и внимания общества. При этом она никак не реагирует на скандалы вокруг своего имени, даже не пытается оправдываться за то, что о ней пишут, хотя понятно – сказать-то ей, в принципе, нечего, а молчание в ее случае всегда воспринимается, как знак согласия. Впрочем, она вряд ли не будет соглашаться с публикациями в отечественном или зарубежном «Форбсе», где она лидирует вместе со своим (официальным) мужем. Вот только в прошлом году она потеряла 200 миллионов долларов – ее активы снизились с 3,1 до 2,9 миллиардов.
В швейцарском деловом журнале Bilan наша сегодняшняя героиня тоже «постоянный клиент», но только рейтинг ее там тоже снизился, но не столько потому, что активы упали, а сколько из-за того, что раньше их считали совокупно с активами Кулибаева, а сейчас отдельно. В любом случае Назарбаева-Кулибаева находится в первой десятке. Швейцарцы, видимо, знают больше, чем казахстанцы, раз стали разделять их капиталы, но в личную жизнь мы лезть не намерены. Просто напомним, что этот журнал публикует данные о гражданах Швейцарии или тех, кто постоянно живет на территории этой страны и «стоит» более 300 миллионов швейцарских франков.
Нелюбимая
Да, личная жизнь, тем более, если она не слишком устойчивая и по-своему трагичная, нас не касается. Однако некоторые моменты все же следует отметить, если они касаются общества и страны в целом. Но для начала следует подчеркнуть, что Динара, в отличие от Дариги и Алии, взяла фамилию мужа. Кстати, есть версия, что она могла стать «Нуркадиловой» – якобы в свое время Кайрат Заманбекович пророчился ей в мужья, причем Нурсултан Абишевич был не против. Но, как говорит гражданин Токаев, что произошло, то произошло.
По данным швейцарских СМИ, Динара Кулибаева и там сторонится светской жизни, овладела французским языком и активно занимается образовательными проектами – например, еще в 2013 году она основала фонд Montes Alti Foundation, основной целью которого является продвижение образования среди детей и молодежи кантона Женева. Обе дочери Кулибаевых живут вместе с матерью и учатся здесь же в одной из лучших частных школ страны.
- Год назад швейцарская газета La Tribune de Genève опубликовала новость о том, что дочь первого президента Казахстана приобрела земельный участок с замком 17 века за 63 миллиона франков (около 64 000 000 долларов).
Отмечается, что эту недвижимость, к слову, находящуюся под охраной государства, прежние хозяева – наследники бывшего верховного комиссара ООН по делам беженцев Садруддина Ага-хана, сына принца Ага-хана III, имама мусульман-исмаилитов – рассчитывали продать за 120 миллионов, но получилось почти в два раза дешевле. Так что Динару можно было поздравить с успешным приобретением. Вот только интересно, зачем ей столько?
Замки под замком
Действительно, Динара Кулибаева, если провести опрос среди казахстанцев, в большей мере ассоциируется с тем, кто постоянно покупает себе элитную недвижимость. В большинстве случаев это трудно утаить от общественного внимания, но все же своеобразная «шопингомания» никак не может остановиться. Сами граждане Швейцарии, суда по комментариям под упомянутым материалом и местным соцсетям, единодушно пришли к мнению, что на честно заработанные деньги такие особняки не купишь. Наверное, излишне будет добавить, что в Европе, чтобы стать миллионером (не говоря про миллиардные состояния), нужно долго и усердно трудиться, причем нескольким поколениям. Да, есть и исключения, но вряд ли наши клептократы к ним относятся.
Также не стоит переписывать всю недвижимость Кулибаевой, приобретенную хотя бы за последние лет 10–12 (официально она там обосновалась с 2010 года). Здесь нужно сделать акцент на другом – страсть нашей героини к замкам и особнякам кроется не только в болезненной одержимости всех олигархов и чиновников подобной роскошью, но и в другом. Во-первых, это демонстрация самостоятельности и независимости от супруга, пусть даже их капиталы привычно считают вместе, а потом делят на двоих. Тем самым демонстрируется то, что именно благодаря Динаре Нурсултановне, а точнее, ее отчеству появились эти «необоснованные богатства» (и этим самым они и обосновываются, конечно).
Во-вторых, вкладывание капиталов в зарубежные активы ясно говорит о том, что ее практически ничто не связывает с Казахстаном – она очень редко здесь появляется даже по свидетельствам ее близкого окружения. И это свое отношение к родине средняя дочь елбасы показывает открыто и даже с некоторой степенью демонстративности. Да и ее дети, судя по всему, тоже уже давно перестали связывать свое будущее со страной, благодаря которой имеют все и даже больше. Не обязательно быть психологом или обладать степенью социологии, чтобы это понять.
Да, в Казахстане Динара Кулибаева тоже якобы занимается развитием образования, но в этом плане с такой же уверенностью можно сказать, что Алия Назарбаева продвигает отечественную киноиндустрию (как она завладела невиданными правами на фильм «Томирис», мы рассказывали в прошлом номере) или их старшая сестра заботится о свободе слова, обладая медиа-империей. Проще говоря, достижения Кулибаевой в этой области сводятся к руководству «Фондом образования Нурсултана Назарбаева», где она является единственным учредителем, солидному пакету акций в нескольких ведущих вузах страны и владению школой «Мирас», где обучать своих детей простой казахстанец просто не может. Подчеркнем, всем этим она еще и гордится.
Ко всему прочему, элитная недвижимость по обыкновению является привычным и эффективным (как казалось) способом для отмывания капиталов, в первую очередь, незаконно выведенных из страны. В этом плане Динара, конечно, более осторожна, чем ее старшая сестра, но есть подозрения, что и у неё, если хорошо поискать, можно найти с дюжину «скелетов в шкафу». Точнее – в сейфе.
За чей счет?
Основная беда нашего государства даже не в таких олигархах и клептократах, а в народонаселении, которое считает их богатства чуть ли не обязательным атрибутом. Казахстанцы лишь с грустью смотрят на то, как дочь Барака Обамы стоит на кассе в ресторане быстрого питания, как принцесса датская везет своих чад в детсад на велосипеде и как добирается до работы президент Австрии. Даже если кто-то и осуждает (без зависти) то, что «назарбаевы-кулибаевы» приобретают замки, яхты и скупают целые этажи в фешенебельных домах в самых дорогих городах мира, редко кто проводит тут прямую параллель со своими социально-бытовыми условиями.
И здесь дело не в социальной розни, к которой провоцируют сами наши чиновники и генералы, а в законах. Не в уголовных (пока еще), а в законах финансовых, которые тоже связаны с физическими – если где-то прибывает, то где-то и убывает. Причем, прибывает у единиц, а убывает у многих. Надо просто сопоставить то, сколько получают элитные школы и вузы Кулибаевой, с бюджетами (которые тоже потом разворовываются) простых средних и высших учебных заведений. И это только один пример.
Впрочем, мы об этом, о прямой связи действий клептократов и фундаментальных прав человека, уже говорили. Просто поражает то, что все это делается на виду у общества. Например, пару лет назад «Казмунайгаз» продал КБТУ тому же «Фонду образования Назарбаева» за 35 миллионов долларов. Мало того, что продали фактически внутри одной «ячейки общества», так еще и за смешную цену. Хотя если вспомнить, что гигантское здание этого университета (старый Дом правительства в центре Алматы) было приватизировано за копейки, это неудивительно.
Надо напомнить и о том, как «Народный банк» получил от государства (якобы, от нас с вами) 2,4 триллиона тенге, до этого поглотив «Казком», что позволило существенно увеличить активы этой семейки. Вообще, мало кто знает, но Динаре Назарбаевой принадлежат еще сотни тысяч квадратных метров в различных торговых и бизнес-центрах по всей стране, компании по продаже автомобилей. И так далее, и так далее, и так далее…
Поэтому нельзя считать Динару Нурсултановну лучше, чем ее сестры. Может быть, не хуже, но это, как говорится, не освобождает ее от ответственности – перед народом, страной и ее будущим.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,
«D»
Источник: https://datnews.info/