Токаев и Косанов: кто победил и проиграл на выборах в Казахстане

10 июня Цен­траль­ная изби­ра­тель­ная комис­сия Казах­ста­на огла­си­ла пред­ва­ри­тель­ные ито­ги пре­зи­дент­ских выбо­ров, про­шед­ших в вос­кре­се­нье, 9 июня. 

В них, как и ожи­да­лось, побе­дил кан­ди­дат от пар­тии вла­сти “Нур Отан” и дей­ству­ю­щий пре­зи­дент стра­ны Касым-Жомарт Тока­ев. Он набрал чуть менее 71 про­цен­та голо­сов изби­ра­те­лей при явке в 77,4 про­цен­та. На вто­ром месте — оппо­зи­ци­он­ный поли­тик Амир­жан Коса­нов, бал­ло­ти­ро­вав­ший­ся от наци­о­нал-пат­ри­о­ти­че­ской пар­тии “Улт Таг­ды­ры”. Соглас­но дан­ным ЦИК, за него про­го­ло­со­ва­ли более 16 про­цен­тов изби­ра­те­лей. Тре­тьей ста­ла кан­ди­дат от пар­тии “Ак Жол” Дания Еспа­е­ва, у нее более 5 про­цен­тов. Осталь­ные четы­ре кан­ди­да­та набра­ли суще­ствен­но мень­ше голо­сов изби­ра­те­лей, чем она.

Наблюдатели о президентских выборах в Казахстане

В Алма-Ата и в Нур-Сул­тане поли­ция при­ло­жи­ла нема­лые уси­лия  для того, что­бы ино­стран­ные наблю­да­те­ли дали выбо­рам нега­тив­ную оцен­ку. Людей, вышед­ших на ули­цы с лозун­гом бой­ко­ти­ро­вать выбо­ры, сило­ви­ки задер­жи­ва­ли. Доста­лось и жур­на­ли­стам. Задер­жа­ния недо­воль­ных резуль­та­та­ми выбо­ров про­дол­жи­лись в поне­дель­ник, 10 июня.

Запад­ные инфор­ма­ци­он­ные агент­ства вслед за кон­ста­та­ци­ей фак­та ожи­да­е­мой побе­ды Касым-Жомар­та Тока­е­ва, в первую оче­редь, отме­ча­ют имен­но этот аспект собы­тия. Тем не менее мис­сия наблю­да­те­лей стран Шан­хай­ской орга­ни­за­ции сотруд­ни­че­ства (ШОС) не обна­ру­жи­ла в ходе выбо­ров нару­ше­ний, кото­рые ста­ви­ли бы под сомне­ние их леги­тим­ность. Похо­жий вывод сде­ла­ли и наблю­да­те­ли от СНГ. 

 

Петр Сво­ик

В свою оче­редь спе­ци­аль­ный коор­ди­на­тор и гла­ва мис­сии крат­ко­сроч­ных наблю­да­те­лей Орга­ни­за­ции по без­опас­но­сти и сотруд­ни­че­ству в Евро­пе (ОБСЕ)  Геор­гий Цере­те­ли 10 июня на пресс-кон­фе­рен­ции заявил, что были зафик­си­ро­ва­ны нару­ше­ния фун­да­мен­таль­ных сво­бод, хотя отме­тил, что для обще­ства эти выбо­ры явля­ют­ся важ­ны­ми, посколь­ку впер­вые в них не участ­во­вал пер­вый пре­зи­дент Казах­ста­на Нур­сул­тан Назар­ба­ев. Так откры­ло ли отсут­ствие Назар­ба­е­ва воз­мож­но­сти для реаль­ной поли­ти­че­ской интри­ги в ходе этих выборов?

Токаев — слабый победитель выборов 

“Спе­ци­фи­ка Казах­ста­на в том, что резуль­та­ты этих выбо­ров во всех аспек­тах — от явки изби­ра­те­лей, до набран­но­го чис­ла голо­сов всех кан­ди­да­тов — опре­де­ля­ют­ся зара­нее и по ходу голо­со­ва­ния чуть-чуть кор­рек­ти­ру­ют­ся. У вла­сти для это­го доста­точ­но рыча­гов. Если бы Касым-Жомарт Тока­ев попы­тал­ся устро­ить реаль­ный под­счет голо­сов, он бы ниче­го не добил­ся, лишь дез­ор­га­ни­зо­вал бы эту систе­му. Но эта пред­опре­де­лен­ность вряд ли его устра­и­ва­ет. Он вышел хоть и побе­ди­те­лем, но ослаб­лен­ным. Те, кто “рисо­вал” циф­ры голо­сов, реши­ли, что ему доста­точ­но побе­ды в пер­вом туре с циф­рой, чуть мень­ше чем у ново­го пре­зи­ден­та Укра­и­ны Вла­ди­ми­ра Зелен­ско­го. Что­бы не зазна­вал­ся”, — рас­суж­да­ет казах­стан­ский поли­то­лог Петр Своик.

И перед пре­зи­ден­том теперь вопрос, что делать даль­ше. Про­дол­жать рас­пи­сы­вать выбо­ры с помо­щью фаль­си­фи­ка­ций, при этом рас­счи­ты­вая под­дер­жи­вать обще­ствен­ное спо­кой­ствие, ста­но­вит­ся все труд­нее. “А как посту­пать ина­че? У побе­ди­те­ля тако­го сце­на­рия нет”, — счи­та­ет он.

Странные казахстанские выборы. Бойкот, протесты, аресты

Глав­ный редак­тор “Новой газе­ты — Казах­стан” Алек­сандр Крас­нер гово­рит о “стран­ных выбо­рах”. Сле­дуя его ана­ли­зу, власть на сей раз сама была заин­те­ре­со­ва­на в низ­кой явке, по край­ней мере в боль­ших горо­дах. “Впер­вые на моей памя­ти аги­та­то­ры в Алма-Ате не раз­но­си­ли мас­со­во по домам при­гла­ше­ния на выбо­ры. Есть и дру­гие при­зна­ки того, что власть не спо­соб­ство­ва­ла высо­кой явке. Извест­ный жур­на­лист Вадим Борей­ко напи­сал, что он в 13:30 при­шел голо­со­вать на уча­сток, где доста­точ­но насе­лен­ные дома, и был пер­вым из голо­со­вав­ших! Явка явно завы­ше­на”, — гово­рит Краснер.

 

Задер­жа­ние про­те­сту­ю­ще­го в Нур-Сул­тане 9 июня 2019 г.

В этом кон­тек­сте, по его мне­нию, стран­ны­ми выгля­дят и про­те­сты под лозун­гом бой­ко­та выбо­ров, к кото­рым насе­ле­ние через соц­се­ти при­зы­вал из Фран­ции бег­лый оли­гарх Мух­тар Абля­зов. “Про­во­ци­руя из Пари­жа людей на демон­стра­ции в поль­зу бой­ко­та, он, выхо­дит, дей­ство­вал на руку вла­сти”, — пола­га­ет собе­сед­ник DW. Еще одна стран­ность в том, что в ходе мас­со­вых акций за бой­кот выбо­ров поли­ция хва­та­ла про­те­сту­ю­щих, кото­рые про­сто кри­ча­ли “бой­кот”. А Касым-Жомарт Тока­ев в вос­кре­се­нье на изби­ра­тель­ном участ­ке в Нур-Сул­тане на вопрос, извест­но ли ему о про­те­стах и о лозун­ге “Тока­ев — не мой пре­зи­дент”, отве­тил, что зна­ет о про­те­стах, и что это — выбор людей.

Силовики против Токаева?

“Было и его дру­гое заяв­ле­ние по это­му пово­ду, где он посо­ве­то­вал пред­ста­ви­те­лям зако­на быть толе­рант­ны­ми, а про­те­сту­ю­щую моло­дежь назвал частью наро­да. Если бы это ска­зал Назар­ба­ев, ника­ких задер­жа­ний бы не было, но после тако­го заяв­ле­ния ново­го пре­зи­ден­та задер­жа­ния про­дол­жи­лись и в поне­дель­ник. То есть пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны как буд­то спе­ци­аль­но рабо­та­ют на то, что­бы СМИ мог­ли пока­зать ужас­ные кар­тин­ки с избра­ния Тока­е­ва”, — про­дол­жа­ет Краснер.

Он исхо­дит из того, что сило­ви­ки, кото­рые и фор­маль­но, и фак­ти­че­ски не под­чи­не­ны нынеш­не­му пре­зи­ден­ту, (они под­чи­не­ны Сове­ту без­опас­но­сти, кото­рым руко­во­дит Назар­ба­ев), не про­сто дей­ству­ют по преж­ним “назар­ба­ев­ским” инструк­ци­ям, а выпол­ня­ют при­ка­зы тех, кто уже сей­час хочет осла­бить пози­ции Токаева.

 

Амир­жан Коса­нов (сле­ва) в 2012 году про­те­сту­ет про­тив резуль­та­тов пар­ла­мент­ских выборов

“Ситу­а­ция не совсем одно­знач­ная, борь­ба за власть в Казах­стане дале­ко не окон­че­на. Сего­дня дей­ству­ю­щий пре­зи­дент обра­ща­ет­ся к сило­ви­кам — будь­те толе­рант­ны­ми, не пере­ги­бай­те пал­ку, отра­ба­ты­вай­те толь­ко тогда, когда идут явные про­во­ка­ции. А поли­ция его не слу­ша­ет. Для Казах­ста­на это пока­за­тель. Сило­ви­ки ему не под­чи­ня­ют­ся, а ино­стран­ные СМИ уже пока­зы­ва­ют кар­тин­ку жест­ких аре­стов и про­еци­ру­ют ее на него. Про­те­сту­ют про­тив него, и вро­де бы подав­ля­ет он. Ему созда­ет­ся нега­тив­ный меж­ду­на­род­ный имидж”, — гово­рит глав­ный редак­тор “Новой газе­ты — Казахстан”.

Что происходит с казахстанской оппозицией

Еще одна стран­ность выбо­ров — это ситу­а­ция с Амир­жа­ном Коса­но­вым. Коса­нов — пер­вый кан­ди­дат от оппо­зи­ции, допу­щен­ный вла­стью на выбо­ры. По оцен­кам мно­гих наблю­да­те­лей, он един­ствен­ный из кон­ку­рен­тов Тока­е­ва вел с ним актив­ную пред­вы­бор­ную борь­бу через соц­се­ти, и она была замет­на моло­де­жи. И полу­чил он для оппо­нен­та кан­ди­да­ту от вла­сти, по казах­стан­ским мер­кам, чрез­вы­чай­но высо­кий резуль­тат — остав­лен­ные Тока­е­вым почти 30 про­цен­тов мож­но было рас­пре­де­лить меж­ду шестью про­иг­рав­ши­ми более рав­но­мер­но, а не отда­вать боль­ше поло­ви­ны пред­ста­ви­те­лю реаль­ной оппозиции.

“Но про­ти­во­сто­ять Коса­но­ву при­шлось не столь­ко вла­сти, сколь­ко быв­шим сорат­ни­кам по оппо­зи­ции, кото­рые кле­ва­ли его со всех сто­рон. Пока он с ними со все­ми раз­би­рал­ся, Касым-Жомарт Тока­ев наби­рал очки”, — кон­ста­ти­ру­ет Крас­нер. Но, отме­ча­ет он, Коса­нов ока­зал­ся один. “Его резуль­тат, в прин­ци­пе, откры­вал бы доро­гу его сто­рон­ни­кам в буду­щий пар­ла­мент. Для это­го ему как опыт­но­му поли­ти­ку при­шлось пой­ти на ряд ком­про­мис­сов с выдви­нув­шей его пар­ти­ей “Улт Таг­ды­ры” и со вла­стью. Но не за счет отка­за от основ­ной линии его поли­ти­че­ской программы.

Одна­ко в сре­де оппо­зи­ци­о­не­ров это не было оце­не­но, все ста­ли обви­нять Коса­но­ва, кото­рый два­дцать два года был после­до­ва­тель­ным кри­ти­ком вла­сти, в пособ­ни­че­стве этой вла­сти, чем на власть и сра­бо­та­ли — ей даже не при­шлось зани­мать­ся дис­кре­ди­та­ци­ей его как воз­мож­но­го поли­ти­че­ско­го лиде­ра. Пара­док­саль­ным обра­зом, этим объ­яс­ня­ет­ся высо­кий резуль­тат, кото­рый закре­пил за Коса­но­вым ЦИК”, — обри­со­вы­ва­ет ситу­а­цию Краснер.

При этом Коса­нов заявил об отсут­ствии у него пре­тен­зий к про­ве­де­нию выбо­ров и поздра­вил побе­ди­те­ля, что вызва­ло осо­бо острую кри­ти­ку, тем более на фоне мас­со­вых аре­стов. “Соц­се­ти кипят, штаб Коса­но­ва тоже кипит. Но усло­ви­ем его допу­ще­ния к этим выбо­рам было то, что он не будет их опро­те­сто­вы­вать. Это дава­ло шанс в буду­щем пар­тии наци­о­нал-пат­ри­о­тов на места в пар­ла­мен­те. Но в ито­ге Коса­нов, види­мо, оста­нет­ся оди­ноч­кой, а оппо­зи­ции сулит еще боль­шее дроб­ле­ние”, — счи­та­ет Петр Сво­ик. К это­му оста­ет­ся доба­вить, что в поне­дель­ник Амир­жан Коса­нов сде­лал заяв­ле­ние о том, что, опи­ра­ясь на высо­кий резуль­тат, полу­чен­ный им на пре­зи­дент­ских выбо­рах, он, воз­мож­но, создаст свою пар­тию перед выбо­ра­ми в парламент.

Ори­ги­нал ста­тьи: Deutsche Welle: DW.COM Kasachstan

Статьи по теме

Шал уже не лидер. Миллиарды на свержение власти. Царица медиа-горы и мининформации

Центральноазиатское государство представляет крупнейшую перестройку игорного бизнеса индустрия азартных игр

КАК ИЗБЕЖАЛ суда ТУРГУМБАЕВ?