Титаны, власть и придворные пииты

Награж­де­ние неудоб­ных и нели­це­при­ят­ных (порой) сво­их
виза­ви мог­ло бы стать бла­го­род­ным жестом Власти

…Про­буж­де­ние полу­сон­ной рим­ской интел­ли­ген­ции с сере­ди­ны II века до н.э., пре­бы­вав­шей дол­гие годы в духов­ной про­стра­ции, нача­лось извне, с сим­во­ли­че­ско­го «втор­же­ния» гре­че­ских фило­со­фов на Апен­ни­ны.
В Рим они пере­се­ля­лись из Элла­ды бук­валь­но десятками.

Десант мыс­ли­те­лей

По этой уже про­то­рён­ной дорож­ке в 155 году до н.э. в Рим отпра­ви­лась и дипло­ма­ти­че­ская деле­га­ция гре­ков. В её состав вхо­ди­ли фило­соф-сто­ик Дио­ген (из Селев­кии), фило­соф-пла­то­ник Кар­не­ад (из Кире­ны) и фило­соф-пери­па­те­тик (то есть после­до­ва­тель Ари­сто­те­ля) Кри­то­лай (из Ликии). Они пред­став­ля­ли про­ти­во­бор­ству­ю­щие фило­соф­ские шко­лы, а объ­еди­ня­ла их общая цель: послан­цы про­си­ли Рим осво­бо­дить Афи­ны от штра­фа за раз­граб­ле­ние гре­ка­ми горо­да под назва­ни­ем Ороп. 
Дипло­ма­ти­ей гре­ки не огра­ни­чи­лись: они так­же про­ве­ли и пуб­лич­ные фило­соф­ские дис­пу­ты. Даже моло­дёжь, побро­сав спор­тив­ные состя­за­ния на Мар­со­вом поле, поспе­ши­ла сюда. Все­рьёз обес­по­ко­ив­шись такой актив­но­стью, рим­ский сенат в ито­ге выслал всех гре­че­ских фило­со­фов и рито­ров из горо­да. Рим­ская знать усмот­ре­ла в воль­ных раз­гла­голь­ство­ва­ни­ях опас­ность для тра­ди­ци­он­но­го укла­да рим­ско­го обще­ства, – то есть для того, что назы­ва­ет­ся нын­че «меж­на­ци­о­наль­ным согла­си­ем», «миром», «друж­бой», «ста­биль­но­стью», когда Власть тре­бу­ет от нас «не рас­ка­чи­вать лод­ку». Те фило­соф­ские дис­пу­ты два­дцать два века назад зало­жи­ли имен­но ту куль­тур­ную состав­ля­ю­щую в исто­рии Древ­не­го Рима, кото­рую мы сего­дня изу­ча­ем в уни­вер­си­те­тах. Ста­ли мод­ны­ми реци­та­ции – пуб­лич­ные чте­ния и затем обсуж­де­ния поэ­ти­че­ских сочи­не­ний в узком кру­гу цени­те­лей изящ­но­го сло­ва: эти встре­чи на празд­ни­ки (в апре­ле, июле и авгу­сте) про­хо­ди­ли в тер­мах (банях), в пор­ти­ках, в биб­лио­те­ке при хра­ме Апол­ло­на, в част­ных резиденциях… 
Ана­ло­гия с десан­том древ­не­гре­че­ских фило­со­фов на зем­лю Древ­не­го Рима выбра­на нами не слу­чай­но. В исто­рии Степ­ной Ойку­ме­ны их место заня­ли поляк Адольф Януш­ке­вич, укра­и­нец Тарас Шев­чен­ко, петер­бур­жец Евге­ний Миха­элис, бело­эми­грант и «воз­вра­ще­нец поне­во­ле» Нико­лай Раев­ский, эва­ку­и­ро­ван­ный Алек­сандр Жовтис.
Послед­ний был, кста­ти, чле­ном казах­ско­го PEN-клу­ба. Созда­ние око­ло два­дца­ти лет назад в Казах­стане этой весь­ма ува­жа­е­мой писа­тель­ской непра­ви­тель­ствен­ной орга­ни­за­ции вполне мог­ло, акку­му­ли­руя опыт мир­но­го гре­че­ско­го «втор­же­ния», стать трам­пли­ном в новый куль­ту­ро­ло­ги­че­ский пласт неза­ви­си­мо­го Казахстана.

Это непол­ный текст статьи: 

Тита­ны, власть и при­двор­ные пииты

Статьи по теме

Тимур и его команда

Реванш «старого Казахстана» на деньги иностранных компаний

Акежан Кажегельдин — о предстоящем референдуме и российско-казахстанских отношениях.