Стрельба на бульваре Ришар-Ленуар в Париже началась в 7 января около 11.30 по европейскому времени. Неизвестные в масках, вооруженные автоматом Калашникова и гранатометом, напали на редакцию французского еженедельника Charlie Hebdo, а затем скрылись в неизвестном направлении. Погибли двое полицейских и десять 10 сотрудников редакции, ранены 11, четверо — тяжело.
Среди погибших два старика: 80-летний Жорж Волински и 76-летний Жан Кабю — основатели журнала, который начал издаваться еще в 1969 году. Убиты ведущие карикатуристы издания Стефан Шарбонье (псевдоним Charb, главред журнала) и Бернар Верльяк (Tignous).
Сегодня во Франции день траура по погибшим.
«Вежливые» исламисты?!
Предполагается, что нападавшие могли принадлежать к группировкам, связанным с «Аль-Каидой» или «Исламским государством».Телеканал France 2 опубликовал видео атаки на редакцию Charlie Hebdo. На записи слышно, как один из нападавших во время стрельбы кричит «Аллаху Акбар».
По словам полицейских, стрелявшие также кричали, что «отомстили за пророка», сообщает Agence France-Press в твиттере. (Кстати, некоторым зрителям послышалось, что террористы, вооруженные «калашами», переговариваются на русском языке.)
«В ноябре 2011 года Charlie Hebdo выпустил номер, главным редактором которого был объявлен пророк Мухаммед, — пишет сайт телекомпании «Дождь». — На обложке была помещена карикатура на пророка, который грозит: «Сто ударов плетью, если вам не смешно».
В редакционной статье говорилось, что журнал таким образом решил отметить победу исламистской партии на выборах в Тунисе. На следующий день после выхода номера неизвестные бросили в редакцию издания бутылку с зажигательной смесью, в результате чего помещение полностью сгорело.
Ранее Charlie Hebdo вызвал резкую критику со стороны мусульман в 2005 году. Тогда издание перепечатало из датской газеты карикатуры на пророка Мухаммеда. Против журнала подали иск за оскорбление мусульман, однако спустя два года обвинения сняли».
Сегодня стали одно за одним появляться сообщения об установлении личностей подозреваемых в теракте. Сначала появилась информация, что это трое мужчин с мусульманскими именами: братья Шериф и Саид Куаши и Хамид Мураде. Им от 18 до 34 лет, и они проживали во Франции: в городе Женвилье к югу от Парижа или, по другим данным, Пантене рядом с Парижем и Реймсе на востоке Франции.
По информации заведующей отделом уголовной хроники телеканала BFM, все трое террористов ранее были известны французской полиции. При этом представитель канала не подтвердила информацию о том, что они задержаны.
Премьер-министр Франции Мануэль Вальс подтвердил, что за терактом стоят братья Куаши, но они пока на свободе.
Террористов бояться — в журналисты не ходить
Официальные власти Казахстана безусловно осудили теракт в Париже. «Казахстан осуждает варварское нападение, произошедшее в Париже 7 января 2015 года. Выражаем искренние соболезнования семьям и близким погибших, — говорится в тексте заявления МИД РК. — Мы поддерживаем Францию в борьбе с экстремизмом во всех его проявлениях и намерены продолжить работу с нашими международными партнерами в противостоянии этой гнусной угрозе».
Председатель сената Касым-Жомарт Такаев в «Твиттере» заявил, что «злодеянию не может быть оправдания», а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев послал французскому коллеге телеграмму с соболезнованиями. «Повсеместное распространение терроризма сегодня превратилось в общую угрозу для всех государств. Со своей стороны Казахстан осуждает любое проявление терроризма и экстремизма, ставящих под угрозу международную безопасность», — говорится в телеграмме, опубликованной на сайте Акорды в четверг.
Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева выразила мнение, что «в Казахстане подобное исключено». «Во-первых, у нас СМИ очень осторожны и фанатиков, к счастью, очень мало, не рискую сказать, что их вообще нет. Сказать, что в редакциях нужно выставить охрану, как, допустим, в Министерстве обороны, нельзя. Редакции — всегда открытые организации, туда же приходят люди, как их оградить?» — сказала Тамара Калеева агентству КазТАГ. Работать, ориентируясь на сумасшедших, которые готовы расстрелять за идею, это значит, не иметь средств массовой информации, заявила глава фонда.
Художник никого не убивает
Социальные сети за вчерашний день переполнились комментариями по поводу атаки на журнал. Но взгляды форумчан резко разошлись.
«Пролилась кровь и многие пустились «во все тяжкие» — рассуждая, перегнули ли палку погибшие французские журналисты и карикатуристы, насколько они ее перегнули, зачем они ее перегнули и т.д. и т. п., — пишет известный российский карикатурист Вячеслав Шилов. — На мой взгляд, эта страшная ситуация пронзительно иллюстрирует смысл существования художника в обществе, хотя бы минимально цивилизованном. Не карикатуриста, не живописца».
«Эти люди… в некотором смысле разведрота человечества, у них передовая там, где еще не начался артобстрел и наступление. Смысл его жизни и творчества — угадывать «методом тыка», насколько общество, в котором мы находимся, способно быть солидарным в своей толерантности или в своей нетерпимости. Они на своей шкуре проверяют — выносит общественное сознание тот или иной перфоманс или его нетерпимая часть уже вооружилась огнестрелом или нужными жестокими законами и запросто срывается в насилие и кровь», — продолжает художник.
«Можно цинично возразить, что экстремизм в определенной степени также проверяет общество на толерантность. Можно. Но не стоит, ибо есть очень важное отличие, — заключает Шилов: — Художник всегда безоружен и никого не убивает».
Совсем другой угол зрения у блогера Альбины Ахметовой. «Ни разу не оправдываю террористов, но вам не кажется, что европейцы сами во многом виноваты? — пишет она. — Сами допустили у себя огромную мусульманскую диаспору для начала. А потом? Честно говоря, уже первая история с карикатурами меня лично зацепила. Я сама не мусульманка, но моя мама была мусульманкой. Да ребята просто нарывались и нарвались… Вы пригласили в гости кого-то, а по прибытию стали издеваться и насмехаться над его родными. Глупо после этого плакать, что тебе набили морду или всадили нож».
Карикатуры против террора
«Я никогда не рисовал и не буду рисовать карикатур на Мухаммеда, Христа или Будду, — обещает известный казахстанский публицист и правозащитник Сергей Дуванов. — Мне не нравится постер с целующимися Пушкиным и Курмангазы. Но я всегда буду против тех, кто стреляет и судит художников, которые выражают свое отношение к великим персонам. Право иметь свое мнение и выражать его несмотря на неудовольствие окружающих — это право, которым цивилизованный человек отличается от дикарей. Нельзя позволить дикости и мракобесию стать нормой жизни”.
“Сейчас очень важно, как отреагируют на происшедшее авторитеты исламского мира и простые мусульмане, — считает публицист. — От этого будет зависеть отношение к исламу вообще и к его последователям со стороны тех, кто живет с ними рядом. Хотя уже первые комментарии мне подсказывают, что мусульмане, понимая дикость прямого одобрения мести за оскорбление пророка (все же пролита кровь), скорее займут позицию, выражающуюся в их понимании в компромиссной формуле — “виноваты обе стороны”. Мол, журналисты виноваты в том, что несмотря на угрозы продолжали рисовать карикатуры, а террористы — в том что их убили. На самом деле это всего лишь хитрая позиция, призванная оправдать исламистов. Надеюсь, что люди на это не поведутся».
Карикатуристы уже отреагировали на трагедию.
Автор: Ruben L. Oppenheimer
Автор: David Pope, Canberra Times
Автор: Carlos Latuff
Автор: BFM TV
Автор: Il Mattinale
Автор: Philip DeFranco
Автор: Cyprien
Автор: MacLeodCartoons
Автор: Francisco J. Olea
Автор: Martin Vidberg
Автор: Tommy dessine
Автор: Joep Bertrams
Спрячем голову в песок?
«То, что террористы кричали “Аллах Акбар!”, не дает повода негативно отзываться об исламе и его приверженцах, — настаивает бывший вице-министр образования и науки Казахстана Мурат Абенов. — Это очень точно рассчитанный преступный умысел — посеять еще большую вражду. Осуждать терроризм — да. Бороться вместе — непременно. Принять жесткие меры профилактики — обязательно. Но не надо переносить в многоконфессиональный Казахстан чужие конфликты. Призывать у нас к распространению карикатур. Нагнетать в наших СМИ ситуацию. Это влечет эскалацию агрессии и нетерпимости в очень тонкой религиозной сфере. Нам хватит и Украины…»
Кстати, многие казахстанские блогеры уже откликнулись на теракт, начав публиковать посты с хештегом #iamcharlie.
Однако не все спешат продемонстрировать свою толерантность. Блогер из мусульманского Азербайджана под ником Мариванна вообще предлагает… запретить ислам. «Теракт за терактом. И все такие — нееет, ислам это миролюбивая религия, это все виноваты ваххабиты, США, папа римский, президент Буркина Фасо, соседка Маша с пятого этажа, — пишет она. — Вместо того чтобы признать, что под именем ислама творятся ужасы. И эти ужасы не закончатся, пока ислам существует. Любая адекватная мать скажет, что, если ее сын сотворит чудовищный поступок, она уничтожит его собственными руками… Так что, товарищи муслимы, не пришло ли время уничтожить эту религию, чтобы пресечь этот кошмар на корню? Неужели эти стародревние сказки стоят человеческих жизней?!»
…Похоже, двенадцать жизней, принесенных в жертву противостоянию цивилизаций, подвигли многих забыть о политкорректности. «Если журналисты — достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка», — написал Михаил Ходорковский в своем «Твиттере». Чем вызвал новую волну возмущения.
Так люди мы или стадо?