17 мая судья Усть-Каменогорского городского суда Толенди Касимов отказал в удовлетворении иска и возмещении морального вреда автору и режиссеру фильма «Дорогами Мустафы Шокая» Касымхану Бегманову к журналистам местной газеты Flash! Денису Данилевскому и Сергею Михееву, а также к самому изданию. Служитель Фемиды посчитал, что СМИшники никак не опорочили честь и личное достоинство создателя документальной киноленты.
Автор: Андрей ЕФИМОВ
- Это был самый интересный в моей практике судебный процесс, — признался «Республике» представитель ТОО «3ИКС» (является издателем Flash!) Алексей Божков. — Судья, на мой взгляд, тоже выслушивал все стороны с нескрываемым интересом. Все-таки это необыкновенный случай, чтобы создатель фильма решил судиться с журналистами, оскорбившись негативными суждениями в адрес своего героя. Ведь он однозначно не является его прямым наследником!
«Республика» уже рассказывала, что в июле прошлого года в Усть-Каменогорске была проведена презентация фильма «Дорогами Мустафы Шокая» и городской акимат попросил представителей местных СМИ написать об этом событии в рамках государственного заказа. Но главный редактор газеты «Flash!» Денис Данилевский вместо хвалебной статьи написал статью «Национал-патриоты против Таможенного Союза». В ней Мустафу Шокая он назвал «фашистским прихвостнем, который в годы войны сотрудничал с гитлеровцами, создавал из пленных красноармейцев Туркестанский легион». Через месяц в том же издании вышла статья журналиста Сергея Михеева «Когда черное становится белым». Он также негативно высказался по поводу Мустафы Шокая, назвав его «несостоявшимся правителем-гаулейтером Казахстана и Средней Азии», одним из идейных руководителей Туркестанского легиона.
Касымхан Бегманов был крайне оскорблен такими высказываниями. По его мнению, опосредованно, через героя, задели его честь и достоинство. Не дождавшись ответа на свою досудебную претензию, режиссер направил иск в суд. При этом он потребовал взыскать с обидчиков в солидарном порядке 5 млн тенге.
В суде Денис Данилевский заявил, что о сотрудничестве Мустафы Шокая упомянул только для подтверждения основной идеи своего материала.
- Моя статья написана в русле критики националистов, которые не дают развиваться демократии на межгосударственном уровне, а также тех государственных структур, навязывающих СМИ освещать различные мероприятия в рамках госзаказа, трактовать историю в удобном для них порядке, — рассказал он.
По словам Сергея Михеева, в его статье тоже никак не задета честь самого автора фильма: ему нет оценки как художнику, сценаристу, режиссеру. Речь идет об исторической личности — Шокае.
Сам г‑н Бегманов на суд не явился. Его представитель Галина Хван представила заключение специалиста — кандидата филологических наук из Восточно-Казахстанского государственного университета. Согласно заключению в статьях журналистов, действительно, содержится негативная информация о Мустафе Шокае, представленная в форме утверждения. Но из заключения специалиста не усматривается, что в статьях содержатся сведения, которые порочат честь и достоинство Касымхана Бегманова.
Вынося свое решение, судья Толенди Касимов сослался на ст. 4 Конституции Республики Казахстан, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию по защите прав человека, где сказано, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения.
- Требовать доказательств истинности мнения или желания невозможно! — заключил судья. — У читателей при прочтении статей не формируется отрицательное мнение относительно автора фильма, поэтому его нельзя считать нуждающимся в защите, предусмотренной статьей 143 Гражданского кодекса. То обстоятельство, что, по мнению авторов статей, деятельность Шокая была связана с фашистами, не является основанием для защиты чести и достоинства Бегманова.
На этом основании судья решил не удовлетворять исковые требования истца. Но оно еще не вступило в законную силу. По некоторым сведениям, автор киноленты может обжаловать решение в вышестоящем суде.
К слову, до начала процесса по иску Касымхана Багманова в адрес Дениса Данилевского стали поступать угрозы от анонимов, что убьют его и его семью за то, что он так написал о Шокае. Сначала были комментарии в Интернете под его статьей, потом угрозы стали поступать по телефону. 8 мая Данилевский подал заявления в Левобережный отдел полиции Усть-Каменогорска. Сейчас его опрашивают полицейские.
Read the original post:
Тень героя на автора не падает