НАТО официально открыл региональное бюро в Ташкенте. Означает ли это, что Узбекистан еще дальше отходит от ОДКБ и ищет защиту своих интересов у Альянса, выясняла DW.
НАТО расширяет сотрудничество с Узбекистаном. Официальное открытие в Ташкенте в середине мая регионального бюро Альянса и присутствие на церемонии спецпредставителя генсека НАТО по Центральной Азии и Кавказу Джеймса Аппатурая — знак того, что Ислам Каримов в сближении с НАТО видит лекарство от нервозности, которая возникла в Узбекистане из-за конфликта на Украине. Так считает эксперт испанского аналитического центра FRIDE Ален Делетро.
Новое направление угрозы?
По его словам, сотрудничество в военной сфере между Узбекистаном и США существует уже давно. В его рамках США, осуществляют подготовку офицеров узбекистанской армии, поставляют ей вооружения. Но сейчас возникает новая ситуация, когда Ташкент может рассматривать в качестве угрозы для себя Россию. “Осознание этого пришло после речи Владимира Путина в Кремле, где тот объяснил новую доктрину России по защите соотечественников в ближнем зарубежье. До сих пор единственным источником внешней угрозы в Узбекистане считались террористические группировки исламистов”, — говорит эксперт в интервью DW.
Ален Делетро указывает на то, что среди бывших советских республик Центральной Азии Узбекистан наиболее близко контактировал с НАТО вплоть до событий 2005 года в Андижане. Поэтому в нынешней геополитической ситуации, которая определяется кризисом на Украине, Ислам Каримов может видеть подтверждение верности своего прежнего курса.
“На последний саммит ОДКБ не приехал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, причем формальной причиной неявки был назван визит к нему не самого высокого дипломата из США. Так что нервозность по отношению к России чувствуется во всем регионе. И, конечно, Каримов сейчас выглядит на этом фоне неплохо, поскольку держится от Москвы на большей дистанции, чем тот же Назарбаев”, — говорит европейский аналитик. С другой стороны, продолжает он, сам режим Каримова является основным фактором нестабильности для Узбекистана в силу крайней жесткости и неэффективности его внутренней политики. “И это является проблемой для США и НАТО в целом, поскольку вызывает реминисценции о временах холодной войны, когда США в Латинской Америке или Франция в Африке поддерживали всеми силами диктаторские режимы, только чтобы им на смену не пришли коммунисты”, — отмечает Ален Делетро.
Остаться, уходя
Был период, когда, судя по заявлениям некоторых членов НАТО, Узбекистан для них большего интереса, нежели транспортный узел и склад уже нецелесообразного для возвращения из Афганистана имущества НАТО, не представлял, рассказывает DW российский военный аналитик Лев Корольков. Но, по его оценке, ситуация изменилась в течение последних нескольких месяцев.
“Для США перспектива сохранить значительный воинский контингент в Афганистане пока не ясна, учитывая то, что талибы вновь настроены категорично на борьбу за полный вывод оттуда иностранных военнослужащих. Видимо, через усиление отношений с Узбекистаном США решили “уходя — остаться”. Это тем более удобно, что отношения Ташкента с альтернативным НАТО объединением — ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности. — Ред), прохладные”, — полагает эксперт.
В Узбекистане видят в странах-соседях, входящих в ОДКБ, источники различных угроз. И с Россией отношения были прохладными еще до украинского кризиса, рассуждает эксперт. “Есть основания считать, что Ислам Каримов предполагает со стороны Кремля интригу по поддержке собственного ставленника, претендующего на власть в Ташкенте”, — говорит Лев Корольков. Поэтому сейчас Джеймс Аппатурай лишь формально подтвердил наличие того согласия, которое было достигнуто между НАТО и Ташкентом несколько месяцев назад, уверен российский аналитик.
Военная реформа с помощью НАТО
Тем не менее, по утверждению информированного источника DWв Узбекистане, пока региональный центр НАТО будет выполнять в основном наблюдательные функции. О реальном практическом усилении участия Альянса в военной инфраструктуре Узбекистана речи не идет. По крайней мере, по информации источника, на сегодняшний день страны НАТО не готовы оставить Узбекистану широкий ассортимент военного оборудования из числа того, которое они вывозят из Афганистана.
С другой стороны, Джеймс Аппатурай, будучи в Ташкенте, заявил узбекским СМИ, что НАТО согласовал с Узбекистаном основные направления сотрудничества, среди которых приоритет отдан “военной модернизации военных учреждений и оборонных структур” в республике.
В первую очередь это означает, что обучение командного состава армии будет взято под контроль НАТО и будет проводиться в колледжах стран Альянса, в основном в США, Британии, Турции, поясняет Лев Корольков. “Примерно то же происходило на Украине после избрания президентом Виктора Ющенко. Среднее офицерское звено было оторвано от высшего звена, которое имеет российское или советское обучение”, — считает он.
ФРГ, США, Турция
“В Узбекистане НАТО уже давно проводит ряд программ сотрудничества, в частности, по развитию интернета. Они проходят под грифом научных, а не военных программ”, — говорит Ален Делетро. По его словам, раньше, в период преобладания научно-информационного партнерства НАТО с Узбекистаном, первую скрипку в нем играла Германия. “Но при усилении военной компоненты я вижу США как единственного партнера Ташкента по НАТО, который этим готов заниматься. Еще говорится о возможной роли в этом Турции, но с ее стороны пока инициативы это делать не видно”, — продолжает сотрудник FRIDE.
В свою очередь Лев Корольков считает, что Турция уже имеет достаточно крепкие позиции в узбекском военном руководстве, и готова взять на себя функцию регионального провайдера интересов НАТО в той мере, в которой это послужит проведению ее собственной программы. А эта программа направлена на объединение вокруг Анкары тюркоязычного мира.
Источник: Deutsche Welle