Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
В качестве эпиграфа предлагаю сочинение девятиклассницы из Гомельской области Дианы Балыко «Чернобыль в моей судьбе», написанное в 1994 году.
«В феврале 92-го года меня из Брагина привезли в Гомельскую больницу. В палате нас было четверо. У всех один и тот же диагноз — лейкоз. Двоих из нас вскоре проглотила ненасытная смерть. И мы остались вдвоем: Оля и я. Однажды вдруг Оля помрачнела и спросила:
- Ты хочешь жить, Лада? Только не надо плакать, пожалуйста… Но я ничего не могу с собой сделать, чувствую, что скоро умру. Как ты думаешь: умирать страшно?
…Ночью мне снились крики, голоса врачей… А утром, когда увидела еще одну пустую кровать, что-то оборвалось во мне.
…Завтра мне исполнится 15 лет. А сегодня доктор, почему-то хмурый, сказал, что меня выписывают. И мама плакала.
…Приехали домой, в Брагин. Мама сказала, что у ее сестры родился сын, что надо сходить, поддержать. Семья эта так долго ждала первенца.
«Галя, Галочка», — обняла мама сестру. Галя вынула сына из люльки и взяла на руки. Я ужаснулась, увидев его голову почти с открытым черепом, где что-то пульсировало, стучало, жило.
Я выскочила на улицу. Пробежала по темному двору и за углом чуть не потеряла сознание. Что делается с нами? Зачем собственными руками приближаем конец света?
В доме беспрестанно плакал мальчик, сошедший с ума еще до того, как появился на свет… Я прибежала в поле, упала на холодную сырую землю и почувствовала, как он стонет, надрывно кричит, плачет!… Горячий майский радиоактивный дождь заплакал вместе со мной. И я закричала в темную пустоту:
- Верните мне родину! Я хочу пройтись босиком по зеленой траве, хочу испить воды из наших озер, хочу лежать на чистой земле и умываться теплым веселым дождичком! Небо, ты слышишь меня?..
Будь проклята глупость людей, будь проклят Чернобыль!..»
Долго не мог прийти в себя после прочтения этих пронзительных и страшных строк юной белорусской девочки. А ведь многие казахстанские дети это прошли. Думаю, и у вас они вызвали такую же реакцию…
Ничего не сделав для улучшения радиоэкологической обстановки, мы замахиваемся на строительство атомной электростанции (АЭС), чтобы еще больше усугубить опасную ситуацию в стране. В официальной прессе идет только одностороннее утверждение, будто атомная энергетика — один из наиболее эффективных и экономичных источников энергии, безо всяких оснований. Не допускается иное мнение.
Атака на общественное мнение достигла такой силы, что кое-кому может и в самом деле показаться, что ядерная технология — благо для общества. Нам постоянно внушают, что атомная энергетика — экологически чистая энергетика или атомные программы экономически высокоэффективны». Эти атомные мифы опасны, поскольку создают обстановку, способствующую принятию недальновидных решений, особенно для Казахстана с его радиоэкологической обстановкой. Сегодняшняя атомная энергетика опасна. Атомная энергетика экономически невыгодна и оказывает гораздо более серьезное и опасное влияние на здоровье населения, чем предполагалось ранее.
Как все начиналось
Известно, что атомная энергетика возникла не по причине нехватки традиционных форм получения энергии, а как побочный продукт при создании атомной бомбы. Как признают сами атомщики, именно так было и в США, и в СССР, и во Франции, и в Великобритании. На атомную энергетику работали колоссальные научные и производственные мощности, связанные с созданием и изготовлением атомного оружия — рудники, институты и заводы.
Впоследствии атомные энергетические установки использовались для работ, связанных с атомным оружием. В результате атомная энергетика получила колоссальные правительственные субсидии. Так, во Франции поддержка оказалась в размере 30 млрд долларов, в США — около 50 млрд долларов. Пользуясь такой фантастической финансовой поддержкой, атомная энергетика энергично стала теснить другие виды энергии на рынке.
Развитие атомной энергетики в 60‑х годах в СССР и США было определено не экономическими, а политическими и военными соображениями. Но в конце 70‑х годов произошло прекращение этого развития, потому что без огромной постоянной поддержки государства атомная энергетика не выдерживает конкуренции с традиционной энергетикой.
Катастрофы на АЭС «Тримайл-Айленд» и в Чернобыле ясно показали, что обещанной безопасности атомная энергетика обеспечить не может. И сегодня не только японцы, но и все человечество следит за событиями на АЭС «Фукусима», потому что последствия землетрясения можно восстановить в течении ряда лет, а вот радиация нанесет колоссальный вред здоровью людей не только в Японии, но и в других государствах.
Как обстоит дело сейчас
Сейчас многие развитые страны отказываются от атомных электростанций, которые в экологическом и экономическом аспектах оказались невыгодными. За последние 30 лет в США были отменены планы строительства в общей сложности 108 атомных реакторов. К 1999 года в США было закрыто в общей сложности 16 АЭС. В Италии, Англии, Германии, Австрии, Швеции, Испании (в 1995 году запрещено достраивать пять начатых строительством реакторов), Греции, Польше, Мексике, Бразилии приняты законы о запрещении строительства АЭС. В Германии все 19 станций будут закрыты начиная с 2020 года по мере отработки, в Швеции 12 ныне действующих станций будут закрываться с 2012 года.
А вот еще уникальный случай со строительством АЭС. В Австрии единственная АЭС, построенная под ключ в 1985 году (еще за год до Чернобыля) не введена в строй и демонтирована. И знаете, почему? Уже тогда было известно, что если введут эту станцию в действие, то это будет катастрофой для всей Европы. Как установили ученые, радионуклиды Мюнхенской АЭС, находящейся поблизости, проходя через глубинные слои земли по грунтовым водам, попадали в приток Дуная. В итоге вода становилась радиоактивной, гибли животные.
«Кроме исследований почвы, растений, воды и воздуха, опрашивали людей, проживающих близ АЭС. Большинство местных жителей жаловались на здоровье. У многих впоследствии выявили раковые заболевания», — сообщает профессор Виктор Инюшин, возглавлявший казахстанскую научную группу экспертов. Что удивительно, результатов исследования, полученных в Германии, испугались даже специалисты МАГАТЭ. Они запретили об этом информировать прессу.
Как видите, в Европе ценят здоровье и жизнь, а у нас? В Казахстане такая радиоактивность на всей территории, что за последние годы произошло резкое снижение здоровья населения, но никакое МАГАТЭ почему-то не поднимает тревогу. Не случайно согласно прогнозу демографической ситуации до 2050 года отдела экономических и социальных проблем ООН, в Казахстане численность населения составит 13,086 млн человек.
Как строят АЭС
Строительство АЭС продолжается 10 и более лет, при этом поглощает огромные ресурсы. Только при возведении АЭС съедает до 20% электроэнергии, которое она должна потом вырабатывать в течение всей эксплуатации. Нормативный срок службы станции — 30—35 лет. Затем следует период затухания — еще 10—15 лет. После этого должен наступить черед демонтажа. По заключению западных экспертов, стоимость демонтажа АЭС равна стоимости ее строительства — это один из парадоксов ядерной энергетики, тем более что на сегодня нет технологии демонтажа. Ко всему этому в процессе эксплуатации и демонтажа придется иметь дело с большими массами радиоактивных отходов, которые будут складироваться на территории АЭС. Что с ним делать? На этот вопрос нет ответа.
В США запретили строительство новых АЭС на своей территории до тех пор, пока не будет решена проблема с отработанным ядерным топливом. В России хранение только одного килограмма отходов обходится в 80 долларов в год. Период распада плутония — 24,5 тысячи лет. Любые деньги кончатся раньше! В России все 9 АЭС хранят отработанное ядерное топливо — как жидкое, так и твердое — у себя на территории, так как сегодня нет специальных могильников. Общий объем отработанного ядерного топлива в России — свыше 19,5 тысяч тонн, и ежегодно добавляется 850 тонн. Содержание плутония в них — около 175 тонн. Кстати, все радиоактивные отходы атомной станции в Актау (Мангистауской обл.) за весь срок эксплуатации хранятся на территории атомной станции.
Как посчитать расходы и доходы
Сегодня реактор БН-350 на АЭС в Актау остановлен после 25 лет работы и стоит на затухании с 1997 г. Для обеспечения его безопасности ежегодно затрачивается 660—690 млн тенге из бюджета области, которые включены в тариф и являются дополнительным грузом для населения. Атомщики при оценке экономичности АЭС учитывают только эксплуатационные затраты во время работы, забывая капитальные затраты на строительство, затраты на затухание, расходы на хранение отработанного топлива и демонтаж.
В действительности себестоимость электроэнергии вырабатываемой на АЭС, в 1,5- 2 раза выше, чем на топливных станциях, и в 6—8 раз выше, чем на ГРЭС. Согласно исследованиям аналитиков из Института энергетики Вашингтона, атомная энергия и через десять лет будет самой дорогой. По расчетам американских ученых, один киловатт-час, полученный на ядерном реакторе, будет стоить 6,15 цента. Тот же самый киловатт-час, но полученный путем сжигания натурального газа, будет обходиться в 4,9 цента, при сжигании угля — в 5,3 цента, при использовании ветра — 5,0 цента. Даже во Франции, где доля атомной генерации больше, чем где бы то ни было в мире, признают, что станции на природном газе более экономичны, чем атомные.
В настоящее время в Мангистауской области (Актау) нет дефицита электроэнергии, наоборот, по области имеется двукратный избыток энергии. В этой области самая дешевая в стране электроэнергия: 1 квт‑ч — 3,5 тенге. В области построены газотурбинные станции на попутном природном газе, которые отличаются простотой использования, низкими затратами на строительство и эксплуатацию, более низкой стоимостью топлива, высоким КПД и сравнительно низким выбросом вредных веществ в атмосферу.
Как Россия строит АЭС
Больше года назад в г. Актау прошли общественные слушания по поводу строительства АЭС. Была предложена новая станция ВБЭР-300. На мой вопрос: «Где и сколько в России работают такие станции и какова продолжительность их работы?» — главный конструктор проекта Юрий Петрович Фадеев с большим трудом ответил (видимо, чувствовал неудобство), что «это только на бумаге — такой станции пока еще нигде нет».
Думаю, что читатель понимает реакцию зала: возмущению не было предела. Естественно проект был подвергнут жесткой критике. Неужели мы опять подопытные?! Почему мы не уважаем себя? Россияне предлагают проект, который не проходил никаких государственных, экономических, технических, экологических экспертиз. Неужели мы и наша территория опять послужит полигоном для испытания опасных технологий? Прибыль России — сегодня, а радиоактивные отходы — всем казахстанцам, причем навечно!
АЭС расположена рядом с городом Актау — это значит, что последствия любой аварии с выходом радиоактивности затронут город. Невозможно мгновенное оповещение, своевременная эвакуация населения вообще нереальна: Актау — тупиковый город. И самое удивительное то, что вместе с россиянами эту технологию в течении многих лет лоббируют г‑н Владимир Школьник, бывший министр, ныне руководитель «Казатомпрома», и г‑н Тимур Жантикин, председатель Комитета по атомной энергетике Министерства индустрии и новых технологий. Обусловленная меркантильными интересами их махинация, иначе не назовешь, очень выгодна временщикам, которые в течение первых лет начнут строительство и осуществят тайные финансовые операции, а потом исчезнут из Казахстана, как некоторые их предшественники. И ищи потом ветра в поле.
Рассмотрим, как «Атомстройэкспорт», который предлагает нам свои услуги, осуществляет у себя в России и за рубежом строительство АЭС. Строительство Калининской (2007 г.), Нововоронежской (2005 г.), Волгодонской АЭС (строилась с 1979 по 2009 г.) сопровождалось скандалами, связанными с фальшивыми деталями. Это значит, что на радиационно опасном объекте использовались «произведения» неизвестных «авторов».
В декабре 2009 г. произвели физически пуск второго энергоблока Волгодонской АЭС, но уже через два дня произошла авария. Причина аварии — дефектные изоляторы токопровода от генератора к трансформатору. Вслед за этой аварией случилась и другая: 10 января 2010 г. реактор был остановлен из-за отклонения в работе трубной системы парогенератора. Энергоблок был снова включен лишь 16 января.
Но «кривые-косые» детали попадались не только на российских АЭС: в Китае такие проблемы возникали еще на этапе строительства Тяньваньской атомной станции российскими специалистами. Китайские контролеры заставляли российских атомщиков исправлять свои ошибки. Естественно, это приводило к удорожанию, выставлялись штрафы, задерживался ввод АЭС. В общей сложности Тяньваньская АЭС строилась более 10 лет. Но и после ввода станции в работу продолжались проблемы. Энергоблоки до завершения первого года эксплуатации пришлось останавливать для ремонта. Ремонт назвали «плановым». А они проработали всего-то 9 месяцев. Причем эти реакторы уже апробированные, это не то, что нам предлагают. В общем, перед Китаем россияне опозорились.
Не могу не упомянуть вот о чем: средства на ликвидацию последствий аварии на АЭС огромны. Странам, которые пострадали от Чернобыля, катастрофа (за 24 года) стоила уже более 500 млрд долларов. Украина до сих пор тратит на устранение последствий около 5% национального бюджета, Белоруссия — 10%, Россия — 1%. Стоимость консервации одного блока оценивается в 500 млн долларов.
Врут не только в Росатоме. «Недавно крупнейшая энергетическая компания ТЕРСО (Япония) подтвердила 200 случаев подлогов на трех атомных станциях на протяжении трех десятилетий, чтобы ослабить контроль правительственных инспекторов», — сообщил член общественного совета Росатома, доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов. Энергетические компании скрыли сразу 12 неполадок на АЭС «Фукусима», которые были еще до землетрясения. На российских АЭС с января 1992-го по ноябрь 2004 года случилось более 300 аварийных ситуаций. В том числе пять серьезных с выходом радиоактивных веществ. Но сегодня Росатом не дает такой статистики, тщательно замалчивает ЧП на станциях. Даже после аварии в Японии Россия является исключением, которая не отказывается или не пересматривает планы строительства 20 объектов АЭС. Только от россиян мы слышим о «ренессансе» в атомной энергетике в мире.
Посмотрите: многие государства теперь намерены пересмотреть свою политику в области энергетики. События в Японии прекратили атомную эйфорию во всем мире. Правительство Швейцарии в настоящий момент приостановило все планы строительства атомных реакторов. Переоценка происходит и в Индии, где правительство объявило о проверке всех реакторов. Во Франции растет сопротивление атомным электростанциям: зеленые требуют провести референдум. В Италии 12 июня пройдет референдум «Да или нет атому». Австрийский министр окружающей среды потребовал от Евросоюза проведения стресс-тестов на европейских атомных станциях. В США влиятельные сенаторы требуют ввести мораторий на строительство новых АЭС.
Сегодня строительство АЭС ведут Иран, Китай, Индия, то есть страны, у которых есть желание быть членами атомного клуба.
Есть ли альтернатива АЭС?
С успехом можно использовать энергию ветра или энергию солнца, особенно в южных регионах. Около 60 стран мира применяют энергию ветра. За последние 10 лет средние темпы роста мировой установленной мощности ветроагрегатов увеличились примерно на 29%. Странами — лидерами по установленной мощности ветроагрегатов являются Германия, Испания, Италия, США, Дания, Индия. К примеру, Италия, благодаря ветряным электростанциям, имеющим мощность 1500 МВт, экономит свыше 7 млн тонн баррелей нефти в год. Руководитель департамента энергетики США Бил Ричардсон рассказал о планах увеличения производства электроэнергии США от ветроустановок к 2020 году до 5% с 0,1% в настоящее время. «Мы считаем ветроэнергетику наиболее перспективной из всех возобновляемых источников энергии».
Из стран СНГ лидером использования энергии ветра является Украина. По оценкам экспертов, Казахстан — одна из стран с наиболее подходящими и перспективными условиями для развития ветроэнергетики. Ведь ветроэнергостанции (ВЭС) не потребляют органического топлива, не выбрасывают в атмосферу продуктов сгорания и не имеют твердых отходов. Казахстан богат ветровыми ресурсами, средняя скорость ветра 8—10 м/сек., тогда как европейские ветростанции работают при скорости до 4—5 м/сек.
Природный газ станет наиболее привлекательным энергоносителем не только в Казахстане, но и во многих странах, благодаря относительной простоте использования, низким затратам на строительство и эксплуатацию станций, более низкой стоимости топлива, высокому КПД и сравнительно низким выбросам вредных веществ в атмосферу. А строительство газопроводов позволит создать сеть электростанций с газотурбинными компактными установками разной мощности — соединив их с ЛЭП в общую энергосистему.
Для Казахстана большое значение в недалеком будущем будет иметь производство энергии из биомассы и отходов. Сегодня это в основном древесина, навоз и солома. Сжигание дешевых органических отходов сельского хозяйства крайне выгодно в газотурбинных генераторах, дающих одновременно тепло и электричество.
Итак, за незначительно меньшие деньги, чем те, которые предлагаются на строительство АЭС, можно организовать надежное энергообеспечение без огромного риска, который несут с собой эти сооружения. Почему же правительству не организовать в республике разработку альтернативной концепции энергетической программы под названием «Экологически чистая энергетика»?! Тогда все встанет на свои места.
Строительство Актауской АЭС — проблема не из того ряда, чтобы решать ее взмахом одной руки, даже если это рука правительства. Считаю необходимым объявить мораторий на строительство АЭС. Вопрос, быть или не быть АЭС, равносилен — быть или не быть Казахстану? А значит, и решать его должен народ!
Read the article:
Так ли нужна Казахстану АЭС?