Такие разные лица казахстанской столицы

На минув­шей неде­ле казах­стан­ская сто­ли­ца отме­ти­ла свой 14‑й день рож­де­ния. В этот день наши кор­ре­спон­ден­ты реши­ли прой­тись по город­ским ули­цам и пло­ща­дям и посмот­реть, где насту­пил празд­ник, а где о нем никто и не вспоминал. 

 

Автор: Камиль АЯНОВ, Алек­сандр УСТИНОВ

 

Воз­ле памят­ни­ка Абаю 6 июля зву­ча­ли сти­хи и пес­ни. Здесь был орга­ни­зо­ван «Празд­ник кни­ги и поэзии».

Сре­ди зри­те­лей мно­го детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та — новое поко­ле­ние таким обра­зом при­об­ща­ют к пре­крас­но­му. Одна­ко юные зри­те­ли хоть веж­ли­во и апло­ди­ру­ют чте­цам, но выгля­дят не слиш­ком довольными.

Оно и понят­но. Пожа­луй, и сам вели­кий Абай вряд ли бы одоб­рил риф­му «юность-радость».

Тем вре­ме­нем на цен­траль­ной пло­ща­ди Аста­ны были уста­нов­ле­ны при­лав­ки и холо­диль­ные витрины.

Зон­ти­ки и пла­сти­ко­вые сту­лья улич­ных кафе сосед­ство­ва­ли с ресто­ран­ной мебе­лью. Рабо­чие места укра­ша­лись, похо­же, на вкус хозяев.

Перед нача­лом тор­гов­ли про­дав­цы постар­ше инструк­ти­ро­ва­ли молод­няк: «После обе­да сни­ма­ешь цен­ни­ки! Там уже всем все рав­но будет!»

Впро­чем, были 6 июля в сто­ли­це и места, лиш­ние на этом празд­ни­ке жизни.

Вот это не глу­бин­ка и даже не окра­и­на горо­да. Это тоже Аста­на — рай­он Цен­траль­но­го рын­ка. Непро­сы­ха­ю­щие лужи, раз­ру­ха, бара­ки вре­мен сере­ди­ны про­шло­го века. Мест­ным жите­лям явно не до праздника.

Это тоже окрест­но­сти того само­го сто­лич­но­го Цен­траль­но­го рын­ка, кото­рые дав­но пре­вра­ти­лись в самую насто­я­щую свал­ку. Ни о каком бла­го­устрой­стве здесь гово­рить не при­хо­дит­ся. А ведь и здесь живут люди — такие же астанчане.

Впро­чем, даже в офи­ци­аль­но объ­яв­лен­ный выход­ной день на сто­лич­ных окра­и­нах тру­ди­лись дворники.

Одна­ко по-насто­я­ще­му поря­док наво­ди­ли толь­ко на цен­траль­ных ули­цах сто­лич­ных тру­щоб — там, где есть хотя бы асфальт и ходят автобусы.

А это уже сосед­няя ули­ца. Сто­лич­ные двор­ни­ки здесь, похо­же, не появ­ля­лись дав­но — кана­вы, грязь и непро­хо­ди­мые доро­ги… Страш­но пред­ста­вить, что здесь тво­рит­ся вес­ной или осе­нью, в сезон дождей. Зато на город­ских пло­ща­дях каж­дая бро­шен­ная мимо урны бумаж­ка уби­ра­лась мгно­вен­но, без отры­ва от торжества.

Рабо­тать в номи­наль­но выход­ной день при­шлось не толь­ко двор­ни­кам и про­дав­цам. Нелег­ко при­хо­дит­ся стра­жам поряд­ка: нет ски­док ни на пол, ни на возраст.

Весь празд­ник при­шлось улы­бать­ся кло­у­нам и арти­стам эст­ра­ды, шоуме­нам и диджеям.

Рабо­чим лошад­кам и их вла­дель­цам отдох­нуть в этот день не пришлось.

Жите­лям же этих сто­лич­ных окра­ин празд­но­вать некогда.

Нор­маль­но­го водо­про­во­да в этих кра­ях не было нико­гда. Воду люди берут из коло­нок, слов­но в отда­лен­ном ауле, а не столице.

А вот кар­тин­ка из счаст­ли­во­го дет­ства! Что­бы помыть­ся, надо пре­одо­леть по несколь­ку сотен мет­ров от дома до колон­ки. До этих мест циви­ли­за­ция так и не дошла. Да и зачем, если вме­сто реаль­но­го бла­го­устрой­ства день­ги мож­но потра­тить на «игру в циви­ли­за­цию» (в дан­ном слу­чае — коче­вую). Фести­валь с гор­дым назва­ни­ем «Тыся­че­ле­тия вокруг Аста­ны» тра­ди­ци­он­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся воз­ле одной из «жем­чу­жин» сто­лич­ной архи­тек­ту­ры ТРЦ «Хан Шатыр».

Нынеш­ний «гвоздь про­грам­мы» псев­до­степ­но­го шатро­во­го горо­да — аллея кам­ней-бал­ба­лов «Улыб­ка камен­но­го чело­ве­ка». На самом круп­ном камне уста­нов­лен экран, по кото­ро­му бегут зага­доч­ные руни­че­ские пись­ме­на, похо­жие не то на цита­ты из древ­них лето­пи­сей, не то на тит­ры к аме­ри­кан­ско­му блок­ба­сте­ру «Звезд­ные воины».

Здесь каж­дый может выбрать камен­ную скульп­ту­ру себе по душе и по росту.

Тра­ди­ци­он­но на фести­ва­ле тор­гу­ют про­дук­ци­ей народ­ных про­мыс­лов. И кому какое дело, что даже самые шикар­ные вой­лоч­ные изде­лия руч­ной рабо­ты в жар­кий лет­ний день несколь­ко неак­ту­аль­ны. Рекла­ми­ро­вать товар лич­ным при­ме­ром никто не решается.

Зато осталь­ные ста­ра­лись нести свой бренд в мас­сы как могут.

Непо­да­ле­ку, воз­ле ТРЦ «Мега», для люби­те­лей ост­рых ощу­ще­ний орга­ни­зо­ва­ли пло­щад­ку для демон­стра­ции моло­деж­ной суб­куль­ту­ры — спор­тив­ная тусов­ка «Вол­на экс­т­ри­ма». Пар­кур, гон­ки на роли­ко­вых конь­ках и скейт­бор­дах, брейк-данс и жест­кий баскетбол.

Но если вы дума­е­те, что это насто­я­щий экс­т­рим, то вы оши­ба­е­тесь. Насто­я­щий экс­т­рим — жить здесь.

А это — как бы ули­ца, у кото­рой даже есть свое назва­ние. Впро­чем, самой ули­цы в нор­маль­ном пони­ма­нии это­го сло­ва, не суще­ству­ет вовсе. Зато у жите­лей сто­лич­ных окра­ин — своя набережная.

Дом на живо­пис­ном бере­гу безы­мян­ной речуш­ки в Астане — о таком мож­но толь­ко меч­тать. По край­ней мере, пока не уви­дишь его в реале.

…В прин­ци­пе, в этих кар­тин­ках и есть вся Аста­на празд­нич­ная. Город, где за кра­си­вы­ми ярки­ми деко­ра­ци­я­ми скры­ва­ют­ся тру­що­бы и свал­ки. А потом празд­ник закан­чи­ва­ет­ся, деко­ра­ции уби­ра­ют­ся. А свал­ки, увы, остаются.

View article:
Такие раз­ные лица казах­стан­ской столицы

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще