В сотнях миллионов и даже миллиардах тенге, ежегодно расходуемых на реконструкцию и озеленение улиц, скверов и площадей областного центра, есть немалая доля внебюджетных средств. Предприятия жертвуют, а чиновники, будучи не в силах отказаться, тратят упавшие с небес деньги на украшательство родного города. Казалось бы, что тут плохого?
От спонсоров отбоя нет
С приходом на должность областного акима Бакытжана Сагинтаева павлодарцы не перестают удивляться ландшафтному дизайну. Город наводнили пластиковые коровы, загадочные
Власти успокаивают людей, говоря о том, что бюджет на эти вещи не потратил ни тиына. Павлодарцы, а вместе с ними и СМИ, в это все никак не могли поверить. Мысль, что предприниматели добровольно отдают свои кровные бюрократам на воплощение в жизнь их креативных идей, в голове не укладывалась. Объяснение напрашивалось только одно: малый бизнес, как всегда, «нагнули» и заставили раскошелиться на разовые подарки родному городу.
Но все оказалось куда серьезнее — благотворительность в регионе поставлена на поток. Именно внебюджетные фонды и непрозрачные финансовые схемы вдохновляют власти города и области на самые смелые дизайнерские решения. В этом году чиновники решили облагородить трамвайные пути брусчаткой. Деньги на это весьма затратное мероприятие выделил не только бюджет, но и известное своей связью с акиматом общественное объединение «Павлодар — наш общий дом» (в него входят лояльные региональной власти предприниматели).
У формально неправительственной организации поразительные финансовые возможности. Схема довольно проста — руководство города и области договаривается с крупными компаниями, в том числе недропользователями, о спонсорских отчислениях в рамках так называемого «социального партнерства». Те регулярно выделяют солидные средства на социальные нужды, деньги перечисляются ОО «ПНОД», формируя теневой внебюджетный фонд.
Дальше начинаются самые интересные вопросы. Почему «теневой фонд» расходуется непрозрачно? Почему «ПНОД» «монополизировал» спонсоров? По какому принципу «ПНОД» выбирает
На вкус и цвет товарищей нет
В случае с бюджетными средствами выбор целей и последующее расходование денег пусть формально, но все же находятся под контролем. Сначала маслихат обсуждает план мероприятий по той или иной программе, выясняя целесообразность каждого конкретного пункта, будь то ремонт улицы или строительство
В случае с внебюджетными средствами, которые поступают от благотворителей, ненужные процедуры можно обойти. О планах по расходованию средств никому можно не докладывать, подрядчиков выбирать на свой вкус и на предложенные цены просто закрыть глаза.
По всем позициям для творчески мыслящих чиновников работать со спонсорскими деньгами выгодно и приятно. Желаете живые ковры из петуний — вот вам. Хочется поиграть в ландшафтный дизайн — милости просим. Задумали «одеть» трамвайные пути в брусчатку и поддержать бизнес по производству тротуарной плитки — пожалуйста. И горожанам остается лишь радоваться, что у отцов города и области оказались вполне нормальные эстетические запросы в виде пластиковых зверей и альпийских горок, а не пришло им в голову закупить на благотворительные сборы унитазы или гуталин.
Пару лет назад мы писали об очень дорогостоящей и в тоже время загадочной (ее особо не афишировали) программе озеленения города Экибастуза, профинансированной в рамках благотворительности ТОО «Богатырь Аксес Комир». На 200 миллионов тенге, пожертвованных на озеленение угледобывающей компанией, в городе горняков в
О том, что среди осваивавших спонсорскую помощь было ТОО «Эльбрус ltd», принадлежавшая сыну тогдашнего экибастузского акима Валерия Набитовского, мы тоже упомянули, но акцента на этом не делали — мало ли в жизни бывает таких совпадений. Теперь мы видим, что работать с благотворительными отчислениями в Павлодарской области любят. Как и положено в таких случаях, спонсоров и облагодетельствованные ими фирмы особо не афишируют.
Аким обо всем договорился
Пенсионер и бывший представитель
Нехотя он признается, что расходы на дизайнерские прожекты в Павлодаре, в том числе и повальное обрусчатывание трамвайных путей, «частично» оплачены «ПНОД», но не видит в этом ничего плохого. Более того, советует обществу радоваться переменам в архитектурном облике города и не смотреть дареному коню в зубы.
- А что вас не устраивает?! Как только начинают
Председатель «ПНОД» объяснил актуальность тротуарной плитки на трамвайных путях простым, но зато доходчивым аргументом: «потому что красиво и нет грязи». И в качестве примера скромно сослался на Москву. Мол, там трамваи тоже ходят по брусчатке и Павлодар должен быть не хуже. Вот только с финансовой стороной вопроса никак не удавалось разобраться.
- Что, куда и сколько — это в акимате спрашивайте, — уклонился от обсуждения неудобной темы глава «ПНОД». — У меня этих денег нет, и подрядчиков мы не выбираем. Это все благотворительные отчисления. Руководство города и области договаривается с «КазМунайГазом», с «Казахмысом», с другими. Заключаются соглашения о социальном партнерстве крупных предприятий.
Раз «Павлодар — наш общий дом», щедро спонсирующий городское благоустройство, ничего про деньги не знает, то тогда о них должны знать в акимате, решил я и по совету Евгения Азарова направил соответствующий официальный запрос на имя акима областного центра Бакитжана Жуламанова. Спросил, каким образом и на каких условиях власти получают спонсорские средства от крупных компаний, какие
Ответ за подписью начальника отдела ЖКХ Игоря Рыбаса пришел анекдотический — обо всем этом мне посоветовали справиться в ОО «ПНОД».
Даешь прозрачность!
А вот как прокомментировал эту историю
- Вызывает удивление, что пожертвования крупных компаний направляются на счета именно «ПНОД». Почему не другой организации? У нас много НПО, которые занимаются инвалидами, молодежью? У нас большой спектр проблем в городе: кровли, дворы, лифты… да мало ли. Кто определяет, куда и сколько потратить спонсорских денег? Почему это не делают открыто, с учетом мнения горожан? Еще надо посмотреть, кому принадлежат предприятия, производящие тротуарную плитку. Уверен, что за учредителями там стоят чиновники.
В Астане тоже много денег выкидывают на благоустройство — гранитные бордюры любят менять на мраморные и, насколько я знаю, подрядчики там связаны со столичным акимом Имангали Тасмагамбетовым. В Павлодаре, боюсь, точно такая же ситуация. У наших чиновников тоже есть свои фирмы. Открыто участвовать в бюджетных тендерах для них сложновато — это сразу привлечет к ним внимание. Зато освоение спонсорских средств якобы по договору с частной компанией ни под какую статью не подпадает, поскольку это взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов.
Во всем должна быть прозрачность! Раз эти деньги жертвуются на социальные проблемы Павлодара, то надо, чтоб все знали — кто, куда и как их тратит. Все эти разговоры о том, что спонсоры сами решают, на что пустить свои пожертвования, несерьезны. На самом деле эти деньги осваивают высокопоставленное руководство города и области, распиливая их через аффилированные фирмы. Пожертвования крупных компаний, которые работают на Павлодарской земле, по идее должны приносить пользу жителям. Так что этот вопрос не должен отдаваться на откуп узкому кругу чиновников.
А как у них?
Председатель Гражданского альянса, директор ОФ «Десента» Сергей Гуляев посмотрел на проблему под другим углом зрения:
- Вот уже десяток лет мы изучаем принципы работы благотворительных фондов и формы оказания благотворительной помощи. Форм и способов оказания благотворительной помощи существует достаточно много. Фонды создаются отдельными людьми и семьями, большими корпорациями, группами людей и предприятий. Но, следует отметить, что большинство из них теснейшим образом связаны со своими целевыми группами, с проблематикой тех территорий, на которых эти фонды работают.
В плане развития городских территорий одной из лучших технологий, с которой мы познакомились за годы работы, является фонд местного сообщества. Подобные фонды достаточно эффективно работают сейчас во многих российских городах от Калининграда до Ангарска, а также в Украине, Прибалтике. Такие фонды объединяют в себе ресурсы местного бизнеса, координируют свои действия с местной властью, и, что особенно важно — средства расходуются на социальные проекты, которые предлагаются местным населением. Проекты могут подавать местные НПО, бюджетные организации, индивидуальные заявители. Примечательно, что проекты для финансирования отбираются самими предпринимателями на конкурсной основе.
Деятельность фондов местного сообщества отличается открытостью, прозрачностью, конкретностью результатов и доверием населения. Для примера масштабов деятельности можно привести работу Фонда в Тольятти, который вот уже несколько лет выступает оператором всех основных мероприятий городского уровня, включая такое серьезное мероприятие, как юбилейное празднование Дня Победы.