Продолжаем наш рассказ о том, как дружная парочка «героев» национальной безопасности генерал Владимир Божко и полковник Анатолий Адамов под «крышей» свата елбасы Аскара Кулибаева занималась большим оружейным бизнесом в 90‑х годах прошлого века.
Одним из ключевых элементов их успеха стало вытеснение с рынка другого влиятельного игрока — тогдашнего и нынешнего председателя КНБ РК Нуртая Абыкаева, который «крышевал» предпринимателя Александра Петренко.
Мы не будем пересказывать истории тех дней: про скандальные поставки казахстанских «МИГ-21» в Северную Корею, российского оружейного барона Олега Орлова и его казахстанского партнера Александра Петренко и участие во всем этом Нуртая Абыкаева. Это отдельная и обширная тема, которой посвящено с избытком публикаций в Интернете, включая главу «Прощай оружие!» в книге Рахата Алиева «Крестный тесть». Мы же хотим обратить внимание читателей на роль во всем этом именно Владимира Божко.
Начнем с того, что назначенный министром обороны РК генерал Мухтар Алтынбаев одним из первых своих приказов сделал подполковника Султанова З., выходца из военной полиции, генеральным директором РГП «Кару-Жарак». Это госпредприятие на праве хозяйственного ведения было монополистом в сфере торговли вооружениями, военной техникой и боеприпасами с казахстанских арсеналов.
Заместителем Султанова стал некий Геннадий Алексеев, бывший сотрудник КГБ СССР, работавший как раз по линии ВВТ. Поскольку Владимир Божко по причинам, описанным нами в предыдущих публикациях, мог влиять на нового министра обороны, то он пролоббировал назначение Анатолия Адамова помощником генерального директора, в задачи которого помимо контрразведывательного обеспечения деятельности РГП входило и представление его частных бизнес-интересов.
В итоге прямо столкнулись интересы Божка — Адамова и Султанова — Алексева. После тихого, но весьма ожесточенного противостояния в руководстве РГП «Кару-Жарак» полковнику Адамову при поддержке генерала Божко удалось подвинуть конкурентов.
Произошло это историческое событие летом 1999 года, когда РГП было выведено из подчинения Министерства обороны РК и передано в ведение канцелярии правительства РК. Новым генеральным директором РГП был назначен Арсен Канафин, занимавший должность советника премьер-министра РК Нурлана Балгимбаева.
Нового главу «Кару-Жарак» пригласили куда надо, где доходчиво объяснили расклады и что с ним будет, если он откажется играть по правилам. Причем Канафина в присутствии своего доверенного лица Игоря Панина принял сам Аскар Кулибаев.
В этой встрече также участвовал Жапар Кесикбаев, ныне глава корпорации «Silk Way» и владелец одноименных строительной компании и торгово-развлекательного комплекса на пересечении улиц Толе би и Наурызбай батыра в Алматы.
В итоге договаривающиеся стороны пришли к соглашению и решили, что надо устранить конкурента в лице Алексеева. Тот был уволен, а вместо него пришел весьма далекий от оружейного бизнеса Туганбаев Р.
Формально РГП «Кару-Жарак» подчинялось новому руководителю канцелярии правительства РК Алтаю Тлеубердину и назначенным им руководителям, а на самом деле там рулили Анатолий Адамов и Владимир Божко. При этом Владимир Карпович был вообще как бы, не при делах, а Анатолий Иванович как опытный чекист предпочитал держаться в тени, на скромной позиции помощника гендиректора, оставляя право подписания документов и всю ответственность другим.
В результате всех этих телодвижений израильская фирма по торговле вооружениями, военной техникой и боеприпасами «Scorpio» начала процветать еще больше. Например, ее представители сделали заявку на приобретение крупной партии гранат «Ф‑1», более известных как «лимонка» по цене 1 (один) доллар США.
Понятно, что реальная рыночная цена этого товара даже с учетом накладных расходов и затрат на перевозку за три моря была намного выше. Дельта, которая всегда формировалась в таких сделках, оседала в карманах Аскара Кулибаева, Владимира Божко и Анатолия Адамова, а возможно шла еще выше.
Правда, в случае с «лимонками» сделка провалилась — тогдашний заместитель министра обороны РК по вооружению генерал-майор Яловенко П. написал по заявке «Scorpio» отрицательное заключение. Но это редкий случай, когда у оружейных баронов бизнес не получился — запасов вооружений, военной техники и боеприпасов в казахстанских арсеналах было с избытком.