Страшный сон коррумпированных чиновников — люстрация проходит в Украине. Не обходится без перекосов, но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Люстрация украинской власти — одно из важнейших требований Майдана. Согласно данным опросов, более 60% украинцев позитивно относятся к проведению люстрации. Причем хотя большая часть людей считает, что под нее должны попасть лишь те государственные служащие, чья вина будет доказана, 30% уверены, что лишить должностей нужно всех чиновников высокого ранга, работавших при Януковиче.
Политолог Сергей Кемский, который в феврале погиб на Майдане, еще в 2013 году писал, что люстрация — это возможность граждан влиять на события в стране, то есть когда люди могут уволить кого угодно — от начальника ЖЭКа до мэра, если он утратил доверие граждан.
«Я назвал бы это постоянно действующей люстрацией: очищение не от тех, кто когда-то с кем-то сотрудничал, а от тех, кто сейчас портит жизнь гражданам Украины или может пойти на это в будущем», — говорил боец «Небесной сотни» Кемский.
Для кого приняли люстрационный закон
Закон о люстрации был принят 16 сентября под давлением после протестов и не одного «коридора позора», которые майдановцы устраивали у здания Верховной рады. Согласно документу, проверку пройдут более миллиона человек. Это чиновники, силовики, прокуроры и судьи, занимавшие должности с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014-го.
Сейчас в Украине идет активный процесс очищения власти. На сайте кабинета министров уже есть список уволенных чиновников. Другая часть решила не ждать позорного увольнения — государственные служащие подают в отставку добровольно. За очистку отвечает Министерство юстиции: в ведомстве есть орган по люстрации.
Процедура четко обозначена законом: чиновник подает руководителю заявление с согласием на прохождение процедуры люстрации. Если такого заявления не поступает, служащего увольняют автоматически. Потом специальный орган проверяет декларации, в том числе и родственников, и не уходил ли чиновник от уплаты налогов. Не прошедшим процедуру закрыт доступ на госслужбу на ближайшие десять лет. Минюст обещает вывесить список люстрированных чиновников в специальном реестре.
Не подпадают под процедуру выборные должности. То есть, например, народного депутата лишить мандата с помощью такой процедуры нельзя. Специалисты говорят о несовершенстве закона, но народные депутаты с ними не согласны. Не затронет люстрация также судей Конституционного суда и мэров.
В Европе раскритиковали украинское «очищение»
Премьер Арсений Яценюк уже заявлял в прессе, что из кабинета министров чиновники уходят массово: «У меня на столе — стопка заявлений на увольнение по собственному желанию».
Генеральный прокурор Виталий Ярема лишится почти сотни своих подчиненных. Ему это, по всей видимости, не по душе, поэтому глава надзорного органа недоволен законом о люстрации: «Есть люди, которые не выполняли никаких преступных приказов, но находились при власти во времена Януковича. Нельзя грести всех под одну гребенку», — считает Ярема.
Половина сотрудников МВД уволилась до вступления в силу закона о люстрации, что, впрочем, нисколько не огорчает министра Арсена Авакова.
Однако в начале февраля председатель европейской комиссии «За демократию через право» Джанни Букиккио призвал остановить люстрацию в Украине в связи с несовершенством законодательства. Министр юстиции с полной остановкой процедуры не согласен.
- Пока будет меняться люстрационное законодательство, проверку будут проходить чиновники высшего ранга. Мы договорились с представителями Венецианской комиссии, что делегация экспертов совместно с представителями парламента и Министерства юстиции наработает необходимые изменения. Если говорить о глобальных изменениях, то речь будет идти о предоставлении возможности применения люстрации, в том числе к избирательным должностям. Это позиция украинских экспертов, — сказал министр юстиции Украины Павел Петренко прессе.
Но в то же время люстрацию в стране сворачивать не собираются, потому что это «требование украинских граждан и насущная необходимость для изменений в стране». В марте и апреле пройдут новые люстрационные этапы.
Сами граждане оценивают изменения критично
Журналист Института массовой информации Роман Кабачий считает проходящую в стране люстрацию «хаотичной и выборочной».
- Определенная волна связанных с последним годом правления Януковича людей из госаппарата уволилась перед вступлением закона в силу. Плюс в этом направлении достаточно сложно работать, учитывая фактическое состояние войны. Определенно, люстрация опоздала, но, так или иначе, она нужна, — говорит Кабачий.
Другой журналист, Николай Овчаров, не видит смысла увольнять чиновника только за то, что он работал при Януковиче. В качестве примера приводит военных генералов, которых сначала люстрировали, а потом вернули из-за фактического состояния войны.
- Правильнее всего было бы проводить народное обсуждения всех этих людей. Если человек недостоин дальше исполнять свои обязанности — значит, увольнять его. Но сейчас сделали то, что сделали. Отрезали всех людей, которые были при нем, и отстранили. Запал у нас был сначала: отрезать и отрубить, а сейчас понимаем, что нельзя отрезать половину общества. Люстрация категоричная, в нашей стране это неверно использовать. Все должно быть избирательно, — объясняет Овчаров.
Руководитель «Майдан пресс-центра» Алекс Беккер вспоминает пример с генерал-полковником Геннадием Воробьевым, которого президент Порошенко вывел из-под люстрационной проверки. Бывший командующий сухопутных войск отказался выполнять приказ Виктора Януковича о применении силы к активистам Майдана. Но впоследствии попал под люстрацию как чиновник времен правления экс-президента.
- Как правило, могут уволить тех, кто может принести стране пользу. Есть перекос и недобор. Судья Кереев — первый судья, который попал под люстрацию. А где судьи, которые ночью судили автомайдановцев и сажали в тюрьмы? Их никак не коснулась люстрация. Увольняют тех, кто и раньше имел отношение к власти. Люстрация проходит формально, — приводит примеры Беккер.
Общественный деятель Янина Мулявская также считает, что люстрация должна проводиться открыто, с привлечением общественности.
- Я особо не заметила, что у нас идет люстрация. Мне кажется, все те, кто работал при Януковиче, так или иначе сохранили свои позиции и продолжают влиять на власть. Люди должны знать, почему те или иные чиновники попали под люстрацию, а другие из той же команды продолжают работать по тем же коррупционным схемам, — считает Янина Мулявская.
Больше ста кандидатов в борцы с коррцпцией
Важно не только убрать из власти коррумпированных чиновников, но и контролировать тех, кто придет на их место. Поэтому сейчас в Украине раскручивается другая интрига. Полным ходом идет выдвижение кандидатов на пост директора Антикоррупционного бюро. Более ста человек изъявили желание занять эту должность.
Среди них есть и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. Его кандидатуру Мулявская считает наиболее подходящей.
- Саакашвили провел очень эффективные реформы в Грузии, практически вычистил власть от коррумпированных чиновников, покончил с преступным миром. Его опыт и международное влияние могут положительно повлиять на политическую ситуацию в Украине, к тому же, зная его решительность, можно надеяться, что с коррупцией у нас будет покончено. Другие кандидаты, многих из которых я знаю, люди уважаемые, но, по моему мнению, не идущие ни в какое сравнение с Михаилом Саакашивили, — говорит общественный деятель.
Алекс Беккер же считает, что бороться с коррупцией в стране должен гражданин Украины.
- Я бы хотел, чтобы директором Антикоррупционного бюро стал гражданин Украины. Самым подходящим кандидатом на этот пост я считаю лидера «Правого сектора» Дмитро Яроша.
Николай Овчаров с ним солидарен в этом вопросе:
- Конечно, у Саакашвили есть опыт по очищению власти от коррупционеров, однако Украина не Грузия, наша страна гораздо больше, и, не зная наших особенностей, трудно будет провести какую-либо эффективную реформу. Думаю, на посту директора бюро должен быть гражданин Украины, — говорит Овчаров.
Впрочем, не исключено, что бывший президент Грузии откажется от гражданства своей страны и примет украинское. В этом случае все карты сложатся.