Вялотекущий процесс по диверсификации газовых потоков из Туркменистана встряхнул прошедший в Баку форум «Энергетическое и морское право в Азербайджане: национальные и международные перспективы».
Автор: Сергей РАСОВ
Посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар, выступая на конференции, заявил, что строительство Транскаспийского газопровода между Туркменистаном и Азербайджаном зависит исключительно от договоренностей этих стран при посредничестве Евросоюза. Потому что он будет проходить через туркменскую и азербайджанскую часть Каспия, а вопрос морских границ между прикаспийскими странами уже не решается на протяжении двадцати лет, отметил дипломат.
«Позиция США заключается в следующем: если обе страны достигнут соглашения, то никаких препятствий к прокладке этого трубопровода не возникнет», — обнадежил Морнингстар.
Согласен с американской позицией по строительству Транскаспия и глава МИД Туркменистана Рашид Мередов, который заявил на брифинге, посвященном принятию ООН резолюции «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», что проект поставок туркменского газа в Европу вполне реальный.
«Сейчас в трехстороннем формате — Туркменистан, Азербайджан и ЕС — ведется серьезная содержательная работа по подготовке трехстороннего документа об основных принципах для поставок газа из каспийского региона в Европу. Надежность поставок в Европу напрямую зависит от того, как мы выстроим схему нашего партнерства», — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Туркменистана.
Отметим, что ранее туркменская сторона никак не комментировала подготовку документов по прокладке газопровода. Однако 17 мая в Нью-Йорке Генассамблея ООН единогласно приняла разработанную по инициативе президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова резолюцию о транзите энергоносителей, которую Туркменистан лоббировал с 2007 года. Она направлена на развитие международного сотрудничества в обеспечении надежной транспортировки энергоносителей на международные рынки по трубопроводам и с использованием других систем поставок. Соавторами резолюции выступило 71 государство — член ООН, а правительство Туркменистана планирует созвать в начале 2014 года международное совещание экспертов по данной проблематике.
Любопытно, что Грузия тоже присоединилась к числу сторонников проекта. По словам заместителя министра энергетики и природных ресурсов Грузии Марики Валишвили, «мы будем очень рады, если газ из Центральной Азии пойдет через Транскаспийский газопровод, а потом — через Азербайджан и Грузию». По ее словам, Грузия планирует наладить альтернативные пути поставок газа в долгосрочной перспективе.
Ранее свою поддержку газопроводу высказал премьер-министр Украины Николай Азаров в ходе своего визита в Баку. По словам премьера, если стороны, которые примут участие в реализации этого проекта, достигнут договоренности, то Украина заинтересована принять участие в его реализации.
«Для нас такое сотрудничество является чрезвычайно актуальным, учитывая, что, к большому сожалению, сейчас мы покупаем нефть и газ по очень высоким ценам в Российской Федерации. Мы, безусловно, хотели бы иметь альтернативные источники поставки нефти и газа и тем самым изменить ценовую ситуацию», — заявлял Азаров.
В свою очередь, постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов негативно отреагировал на новости из Баку и в интервью РИА «Новости» в очередной раз озвучил официальную позицию России.
«Каспийское море мы называем морем только условно — ведь на самом деле это озеро. Поэтому на него не распространяется действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. А отдельной конвенции о правовом статусе Каспийского моря нет. В 2007 году лидеры пяти стран, выходящих на Каспий, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, России и Ирана, договорились, что все крупные решения по бассейну Каспия должны приниматься консенсусом. Естественно, Транскаспийский газопровод является таким проектом», — считает российский дипломат.
Следовательно, договоренности Евросоюза с Азербайджаном и Туркменистаном и получение мандата Еврокомиссии на переговоры по проекту прокладки газопровода, мягко говоря, не приветствуются Россией.
«Поведение наших коллег из Азербайджана и Туркменистана я оставлю на их совести. Мы с ними, естественно, ведем разговор по этому поводу», — отметил Владимир Чижов.
Напомним, что Россия и Иран выступают категорически против данного газопровода и мотивируют свое несогласие с проектом слишком большими экологическими рисками для акватории Каспийского моря.
Впрочем, вне зависимости от возражений России и Ирана в феврале этого года министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявлял, что в рамках проекта Транскаспийского газопровода уже готовятся межправительственные документы и соглашения, которые должны быть подписаны президентами Азербайджана и Туркменистана, а также главой Европейской комиссии.
Эксперты предполагают, что если будут решены все политические и экономические разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном, предоставлены соответствующие гарантии о выделении территории для строительства Транскаспия и оговорен объем поставок туркменского газа, то к 2018—2019 годам проект строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия начнет воплощаться в жизнь.
Оригинал статьи: