Суд Экс-ан-Прованса (Франция) по просьбе прокурора признал наличие судебных ошибок в решении суда об экстрадиции в Россию казахстанского политика Мухтара Аблязова. Таким образом ошибки исправлены, что называется, задним числом. И это несмотря на то, что документы с «ошибочным решением» уже отправлены в Париж в кассационную инстанцию.
Чем такие странные выкрутасы французской фемилы чреваты для казасхкого диссидента? Об этом говорится в пресс-релизе адвокатов Мухтара Аблязова, который мы полностью публикуем ниже.
ПРОКУРОР И СУД ЭКС-АН-ПРОВАНС ПРИЗНАЛИ ОШИБКИ В РЕШЕНИЯХ ПО ЭКСТРАДИЦИИ АБЛЯЗОВА И ТЕПЕРЬ ПЫТАЮТСЯ ВМЕШАТЬСЯ В РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ПО ЭКСТРАДИЦИИ В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ В ПАРИЖЕ
ЗАЩИТА ОСУЖДАЕТ ПОПЫТКУ ПОМЕШАТЬ АБЛЯЗОВУ ВЫИГРАТЬ ДЕЛО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
И ЗАЯВЛЯЕТ О ТОМ, ЧТО ПРОКУРОР СЛУЖИТ КОРРУМПИРОВАННЫМ РЕЖИМАМ КАЗАХСТАНА, РОССИИ И УКРАИНЫ; ОСУЖДАЕТ РАВНОДУШИЕ СУДА ЭКС-АН-ПРОВАНС ПО ПОВОДУ НЕИЗБЕЖНОГО
НЕСПРАВЕДЛИВОГО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ПЫТОК В СЛУЧАЕ ЭКСТРАДИЦИИ АБЛЯЗОВА
Экс-ан-Прованс, 13 марта 2014 г. — Прокурор суда Экс-ан-Прованс Соланж Легра и суд кассационной инстанции Экс-ан-Прованс признали, что ошибки подрывают двойное судебное решение от 9 января 2014 г., санкционировавшее экстрадицию политического оппонента режима Казахстана и бывшего председателя БТА-банка Мухтара Аблязова.
Суд Экс-ан-Прованс удовлетворил запросы об экстрадиции от России и Украины, отдав приоритет российскому запросу. Несмотря на то, что дело Аблязова сейчас рассматривается судом кассационной инстанции в Париже, Легра ходатайствовала о проведении 27 февраля 2014 г. нового заседания в суде Экс-ан-Прованс, на котором попросила суд исправить ошибки. 13 марта 2014 г. суд Экс-ан-Прованс постановил удовлетворить ее ходатайство.
Защита Аблязова заявляла, что суду Экс-ан-Прованс следует отклонить ходатайство прокурора об изменении решений, назвав маневр прокурора «необоснованным и абсолютно беспрецедентным по французскому праву» и предупредив судей, чтобы они не создавали впечатление о том, что они вступили в сговор с прокурором с целью исправить недостатки, что было бы незаконным способом попытаться обеспечить, чтобы их решение об экстрадиции Аблязова выдержало проверку суда кассационной инстанции.
Узнав об этом последнем повороте по его делу, Аблязов заявил: «Запоздалый шаг прокурора Экс-ан-Прованс по исправлению ошибок местного суда является попыткой предотвратить отмену решений в отношении меня судом кассационной инстанции».
Аблязов также заметил: «Я шокирован тем, что прокурор и суд в Экс-ан-Прованс настолько готовы поверить утверждениям режимов, стреляющих в простестующих и незаконно изымающих частные компании. Я даже еще больше шокирован тем, что что бы они ни думали об этих утверждениях, прокурор и суд в Экс-ан-Прованс сделали вид, что судебный процесс в отношении меня в России или Украине может быть справедливым, и я смогу избежать пыток или убийства в случае экстрадиции».
Недостатки включали в себя разницу в составах коллегий из трех судей в Экс-ан-Прованс, участвовавших в заседании по экстрадиции и выносивших решения по этому политически-деликатному делу. Суд хранил подозрительное молчание по поводу того, кто из судей на самом деле участвовал в вынесении этих двух решений. По французскому законодательству решение должно выноситься теми судьями, которые участвовали в заседании. Прокурор ходатайствовала перед судом о возобновлении заседания, хотя дело уже находится в ведении суда кассационной инстанции в Париже, и дошла до того, что предложила конкретные формулировки для изменения обоих решений, чтобы добавить фамилии судей, которые, как полагает прокурор, на самом деле участвовали в вынесении решений.
Защита Аблязова активно возражала против попытки прокурора сорвать возможную отмену экстрадиционных решении судом кассационной инстанции. Защита подтверждает, что нечеткость в вопросе о том, кто из судей участвовал в вынесении решения, является важным вопросом, и опущение этой информации является лишь одной из многочисленных ошибок, допущенных судом Экс-ан-Прованс.
Защита подвергла критике местного прокурора за «рабское служение коррумпированным режимам Казахстана, России и Украины», добивающимся экстрадиции Аблязова, заявив, что она «необъективна» по этому делу и «покрыла позором французскую судебную систему и французские ценности, которые она должна защищать». Адвокаты подчеркнули, что все утверждения тройки бывших советских стран в отношении Аблязова вытекают из незаконной и жестокой национализации в 2009 году БТА-банка печально известным коррумпированным режимом Казахстана. Целью национализации было устранить опору Аблязова как ведущего оппонента режима и помешать Аблязову начать распространение политической оппозиции в бывших советских странах.
Легра санкционировала арест Аблязова на юге Франции в июле 2013 года. Адвокаты, служащие интересам казахстанского диктатора Нурсултана Назарбаева, попросили ее арестовать Аблязова после того, как их частные детективы установили его местопребывание во Франции. Легра работала с адвокатами Казахстана, выдав ордер на арест Аблязова на основании уведомления Интерпола, поданного Украиной в 2011 году. Впоследствии она тесно работала с французскими юристами, назначенными коррумпированным и кровавым режимом Украины, чтобы создать против Аблязова дело, обеляющее жестокую и незаконную национализацию Казахстаном БТА-банка в 2009 году. Национализация БТА-банка привела к грубым нарушениям прав человека в отношении десятков людей и их семей, когда невинные люди подверглись арестам, пыткам и тюремному заключению.