По следам обсуждения

Спа­си­бо всем за искрен­нее и заин­те­ре­со­ван­ное обсуж­де­ние моей ста­тьи. Я рад, что в целом мои мыс­ли нахо­дят пони­ма­ние и под­держ­ку. Это все­ля­ет надеж­ду, что наш казах­ский наци­о­на­лизм в его циви­ли­зо­ван­ном фор­ма­те будет пра­виль­но вос­при­нят и русскими. 

Откли­ки на ста­тью “Како­го наци­о­на­лиз­ма нуж­но боять­ся рус­ским?“пока­за­ли, что есть и те, кто пред­по­чи­та­ет фор­мат наци­о­на­лиз­ма, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на при­нуж­де­ние. На мой взгляд, сего­дня это очень опас­но, пото­му что эти люди будут мешать про­цес­су пони­ма­ния и сбли­же­ния меж­ду этно­са­ми, под­тал­ки­вая часть  рус­ских и рус­ско­языч­ных  в сепа­ра­тизм и к поис­кам под­держ­ки у Пути­на. Он, конеч­но, защи­тит, но чем эта защи­та обер­нет­ся для всех живу­щим здесь, страш­но представить.

Сего­дня кате­го­рич­ные заяв­ле­ния наци­о­на­ли­стов типа  “Вы обя­за­ны знать госу­дар­ствен­ный язык стра­ны про­жи­ва­ния” при всей их акту­аль­но­сти, дела­ют чер­ное дело. Объ­ек­тив­но они вно­сят рас­кол в обще­ство, созда­ют нер­воз­ность и неуве­рен­ность, дают повод для раз­лич­ный инси­ну­а­ций по пово­ду ущем­ле­ния прав рус­ских в Казах­стане. Чем гром­че будут зву­чать подоб­ные при­зы­вы, тем боль­ше будет моти­ва­ция у рус­ско­языч­ных казах­стан­цев обра­тить­ся за помо­щью к Путину.

Мне вооб­ще не понят­на зацик­лен­ность наших наци­о­на­ли­стов на язы­ке. Для них это некая лак­му­со­вая бумаж­ка про­вер­ки на граж­дан­ствен­ность. Как ска­зал один из них — про­вер­ка на вши­вость. Дого­во­ри­лись до того, что ока­зы­ва­ет­ся пат­ри­о­том мож­но быть, толь­ко зная казахский.

А те мил­ли­о­ны наших сооте­че­ствен­ни­ков,  кото­рые не зна­ют язы­ка, но рабо­та­ют на ее бла­го­по­лу­чие, — они кто? А рус­ско­языч­ные спортс­ме­ны, про­слав­ля­ю­щие нашу стра­ну на Олим­пи­а­дах и спор­тив­ных сорев­но­ва­ни­ях, — они тоже не пат­ри­о­ты? Или для них сде­ла­ем исключение?

Так вот, я не хочу исклю­че­ний, я буду пат­ри­о­том Казах­ста­на на рус­ском язы­ке. И не нуж­но меня в этом уко­рять и тем более мешать. Это моя стра­на, и я сам решу, на каком язы­ке мне ее делать силь­ной, циви­ли­зо­ван­ной и благополучной.

Да, есть такая про­бле­ма (незна­ние казах­ско­го рус­ски­ми), но, во-пер­вых, она вполне раз­ре­ши­ма, так как нет НИКОГО,  кто про­тив, а сле­до­ва­тель­но вопрос толь­ко в том, что­бы ВСЕРЬЕЗ этим занять­ся на госу­дар­ствен­ном уровне (о чем я как раз и напи­сал в ста­тье). А во-вто­рых, не нуж­но сего­дня эту про­бле­му пре­вра­щать в ПУГАЛО для тех, кто мен­таль­но еще не дозрел до того, что­бы назы­вать­ся каза­хом (таких, как я, спо­кой­но к это­му отно­ся­щих­ся, сре­ди рус­ских пока не так много).

Неуже­ли так труд­но понять, что основ­ная про­бле­ма не в язы­ке, а в том, насколь­ко чело­век иден­ти­фи­ци­ру­ет себя с этой стра­ной, как с Оте­че­ством. Про­бле­ма на самом деле в пси­хо­ло­гии квар­ти­рант­ства очень мно­гих рус­ских и дру­гих этно­сов. С такой пси­хо­ло­ги­ей чело­век не может быть пол­но­цен­ным граж­да­ни­ном стра­ны. Он квар­ти­рант! Про­бле­ма Укра­и­ны воз­ник­ла из-за того, что вла­сти и наци­о­на­ли­сты сде­ла­ли квар­ти­ран­та­ми поло­ви­ну стра­ны. Вот они и реши­ли отделиться.

Одна­ко квар­ти­рант­ство не пре­одо­ле­ешь изу­че­ни­ем госу­дар­ствен­но­го язы­ка. Более того, само изу­че­ние язы­ка явля­ет­ся про­из­вод­ным от пол­но­цен­но­го граж­дан­ства. Зачем стране квар­ти­ран­ты, пусть и зна­ю­щие гося­зык? Наци­о­на­ли­сты берут­ся за реше­ние про­бле­мы не с того кон­ца. Они ста­вят теле­гу впе­ре­ди лоша­ди и пого­ня­ют «Но-о‑о»! Да хоть закричись!

По мне так луч­ше пусть чело­век не зна­ет гося­зы­ка, но зато с гор­до­стью и любо­вью про­из­но­сит сакраль­ную фра­зу “Мой КАЗАХСТАН”. Вот с чего начи­на­ет­ся истин­ный пат­ри­о­тизм. И не важ­но, на каком язы­ке зву­чат эти сло­ва. Если это будет, то язык дело наживное.

В нынеш­ней ситу­а­ции нуж­но выби­рать. Либо мы начи­на­ем ПРИНУЖДАТЬ и рис­ку­ем полу­чить в луч­шем слу­чае граж­дан­ское про­ти­во­сто­я­ние и мас­со­вый исход рус­ских, а, в худ­шем  вме­ша­тель­ство Рос­сии, кото­рая в рам­ках выдви­ну­то­го лозун­га “Мы сво­их не бро­са­ем” при­дет защи­щать сво­их соотечественников.

Либо  мы куль­ти­ви­ру­ем тра­ди­ци­он­ные для Казах­ста­на дру­же­ские и толе­рант­ные отно­ше­ния меж­ду про­жи­ва­ю­щи­ми этно­са­ми, фор­ми­ру­ем пат­ри­о­тизм в его граж­дан­ском пони­ма­нии, пред­по­ла­га­ю­щем, что вся­кий граж­да­нин Казах­ста­на это вооб­ще-то казах. И парал­лель­но созда­ем все усло­вия для того, что­бы казах­ский язык не нахо­дил­ся в ущем­лен­ном поло­же­нии и стал пол­но­цен­ным инстру­мен­том обще­ствен­ной жиз­ни.  Это для тех, кто боит­ся поте­рять свою казахскость.

Теперь для тех, кто бес­по­ко­ит­ся за свою рус­скость. Хва­тит уже боять­ся наци­о­на­ли­стов. В любой евро­пей­ской стране они есть, и никто их не пуга­ет­ся и не спе­шить обо­звать фаши­ста­ми. Будут они и у нас. Это нор­ма. Вопрос в том, какие это будут наци­о­на­ли­сты: либо те, кто счи­та­ет, что Казах­стан это толь­ко их стра­на, а все осталь­ные на пти­чьих пра­вах. Либо — Казах­стан это стра­на тех, чьим тру­дом и любо­вью он живет.

Думаю, что нам пред­по­чти­тель­нее наци­о­на­лизм, при­зна­ю­щий выс­шей цен­но­стью про­цве­та­ние Оте­че­ства  без деле­жа граж­дан по этни­че­ско­му при­зна­ку. По край­ней мер я стою на этих пози­ци­ях и буду их отста­и­вать всегда.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма