Громом с ясного неба стал для казахстанской элиты и чиновников, высшего и среднего начальствующего состава казахстанских «силовых» структур Указ президента РК от 8 мая 2012 года №323 с бюрократически блеклым и мало что говорящим широкой публике названием: «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 8 апреля 2012 года № 292 «О проведении внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан».
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Похоже, на властном Олимпе происходят пока не видимые другим, но оттого не менее серьезные изменения, которые способны не только повлиять на текущую расстановку политических сил в стране и Акорде, но возможно и на будущее Казахстана в целом. Чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим, что же такого сенсационного есть в данном Указе.
Вначале процитируем его: «1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 8 апреля 2012 года № 292 “О проведении внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан” следующие изменения: пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Председателем Комиссии является Премьер-Министр Республики Казахстан».
То есть из этого Указа следует, что Карим Масимов заменил Аслана Мусина в качестве председателя Высшей аттестационной комиссии по проведению внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов страны. Согласитесь, решение елбасы мало того, что неожиданное, тем более что от даты подписания Указа № 292 до даты его корректировки Указом № 323 прошел всего один месяц, так еще и непонятное.
Ведь по логике — и бюрократической, и политической — именно администрация президента РК отвечает за подбор и расстановку кадров в государственном аппарате, тогда как премьер-министр больше руководит экономикой страны. Тем более что часть правоохранительных структур Кариму Масимову вообще официально не подчиняется, а подведомственна самому Нурсултану Назарбаеву.
Спрашивается, почему через месяц после того, как елбасы поручил Аслану Мусину руководить аттестацией сотрудников Генпрокуратуры, АБЭКП, МВД, МЧС, Таможенного комитета Минфина, то есть доверил ему «сито», через которое будут пропущены тысячи «силовиков», а значит есть возможность кардинально повлиять на расстановку кадров и расставить на ключевые позиции своих людей, вдруг передумал?
И почему доверил эту важную работу не своему помощнику — секретарю Совета безопасности Марату Тажину, а именно Кариму Масимову?
Зачем ввел в состав Высшей аттестационной комиссии не только вышеупомянутого Тажина, но и заместителя руководителя администрации президента и начальника канцелярии президента — людей, один из которых является человеком близким к председателю КНБ Нуртаю Абыкаеву, а второй доверенным лицом его самого?
Как ни крути, но такой Указ — это выражение политического недоверия к Аслану Мусину со стороны главы государства. Причем недоверия серьезного. Будет ли оно, это недоверие, расти и во что выльется, прогнозировать трудно. Но оно уже сыграло свою роль. К сожалению, мы не можем назвать наши источники информации, поэтому изложим сказанное ими как слухи, за достоверность которых мы традиционно поручиться не можем. Однако, напомним, что дыма без огня не бывает, особенно в Казахстане.
Например, нам сообщили, что сильно «зашатался» министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов. Якобы до этого он мог быть уверен, что при поддержке Аслана Мусина, благодаря которому он и занял свое нынешнее кресло, обойдя по кривой нескольких конкурентов, включая Алика Шпекбаева, он в ходе аттестации сможет убрать из МВД всех, кто ему мешает, и расставить своих людей. Плюс что его заслуги в ходе трагических событий в декабре прошлого года в Мангистау будут учтены. Теперь же все это идет прахом.
Напомним, что речь идет о самом крупном и многочисленном ведомстве, которое сопоставимо по количеству вооруженных сотрудников с Министерством обороны, МЧС, Генпрокуратурой, АБЭКП, СОП, республиканской гвардией, Таможенным комитетом вместе взятыми. То есть в будущем, когда силовая компонента может оказаться решающей при решении вопроса, кто сменит Назарбаева, МВД будет козырным тузом.
Теперь же, после того как Карим Масимов сменил Аслана Мусина во главе Высшей аттестационной комиссии по проведению внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов, Касымову мало что светит. Более того, похоже, число его оппонентов внутри самой системы серьезно вырастет, а сами они обретут второе дыхание и начнут все сильнее дышать в затылок министру.
Нам сообщили, что Указ президента РК от 8 мая 2012 года № 323 в МВД расценили как начало гонки за кресло, пока еще занимаемое Калмуханбетом Касымовым. Кстати заметим, что собственные подчиненные за глаза называют его «жанаозенским мясником». Видимо, в силу своей информированности о том, кто и как отдавал приказы стрелять 16 декабря 2011 года по мирным гражданам в Жанаозене.
Среди конкурентов Касымова помимо заведующего отделом администрации президента Алика Шпекбаева все чаще называют начальника ДВД Алматы генерал-майора Ерлана Тургумбаева. Последний, мало того, что является выходцем из почти дворянского рода «шапрашты», так еще и пользуется поддержкой акима Алматы Ахметжана Есимова, племянника Нурсултана Назарбаева.
Нам сообщили, что в связи с этим Калмуханбет Касымов последние дни пребывает в плохом расположении духа и сильно нервничает. В том числе и потому, что во время своего последнего пребывания в Алматы на праздновании 1 мая глава государства долго тет-а-тет разговаривал с Ерланом Заманбековичем. После чего пошли слухи, что елбасы похвалил Тургумбаева за то, что он не позволил оппозиции превратить территорию около памятника Абаю в подобие Болотной площади в Москве.
Более того, нам по секрету сообщили, что Калмуханбет Касымов проиграл схватку за кресло заместителя начальника ДВД Алматы по кадрам, куда хотел назначить своего выдвиженца, Ержана Оразбекова. Якобы по замыслу министру он должен был не только помочь ему «обновить» кадровый состав ключевого территориального департамента, но и «присматривать» за Тургумбаевым и вовремя информировать о его действиях и проступках.
Однако начальник ДВД грамотно сманеврировал и предложил кресло своего заместителя по кадрам акиму Алматы, точнее его родственнику — некоему Абдигалиеву, старшему брату супруги Ахметжана Есимова, который работал в одном из алматинских банков начальником службы безопасности и получал вполне достойную зарплату и приличный социальный пакет. Тот не хотел все это терять в обмен на 220 тысяч тенге в месяц и кучу головных болей, но деваться было некуда.
В результате родственник Ахметжана Смагуловича стал замначальника ДВД Алматы по кадрам, а Ержан Оразбеков в качестве утешения получил кресло начальника миграционной полиции города — важное, но не столь значительное. И это расценивается в системе внутренних дел как принципиальное поражение Калмуханбета Касымова, которое может превратиться в окончательное поражение, если аттестация его подчиненных пройдет не так, как ему хочется.
Впрочем, поражение может усугубиться и стать катастрофой, если вдруг Акорде придется все-таки наказывать полицейских, убивших и ранивших в Жанаозене десятки людей 16 декабря 2011 года — тут «козлами отпущения» в ранге заместителей начальника областного ДВД и УВД города не отделаешься. Придется сдавать более крупную фигуру, и тогда Аслану Мусину, даже если он сохранит свое кресло руководителя администрации президента, придется чем-то, точнее, кем-то жертвовать — не самому же ему идти на заклание.
Вот такие интересные вещи скрываются за строками, казалось бы, рядового указа главы Казахстана.