Назарбаев “страхует” себя от возможной угрозы со стороны Путина, но вопрос о Казахстане после его ухода это не снимает, уверен политолог Виталий Портников. В своем комментарии Espreso.tv он объясняет, зачем президенту Казахстана понадобились очередные внеочередные выборы.
Как и следовало ожидать, “вечный” президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в пятый раз стал главой государства. Можно было бы сказать, что это еще не предел, что мы будем свидетелями и шестого, и седьмого переизбрания — но Назарбаеву уже 75 лет и каждый раз, когда глава государства переизбирается, наблюдатели в Казахстане обсуждают не столько количество поданных за него голосов, сколько то, какой будет страна после Нурсултана — и никогда не находят ответа.
На этот раз важной темой обсуждения стал сам внезапный сдвиг в проведении президентских выборов — Назарбаев не дождался окончания своих полномочий и поспешил провести голосование в этом году. Сомнений в том, что это решение связано не столько с состоянием здоровья президента, сколько с украинским кризисом, нет ни у кого. Сама модель постсоветской стабильности, которая давала Назарбаеву основания уверенно смотреть в будущее — по крайней мере, в свое собственное — рассыпалась у него на глазах.
Сначала Назарбаев еще надеялся, что его российский союзник удовлетворится Крымом, который всегда вызывал в Кремле повышенное слюноотделение — и на этом остановится. Война на Донбассе заставляет президента Казахстана все чаще говорить о предстоящих испытаниях и проблемы и пытаться активно вмешаться в события. Назарбаев, который во время крымской кризиса фактически игнорировал просьбы мировых лидеров повлиять на Путина, устанавливает контакт с Киевом и даже хочет провести саммит “нормандской четверки” в Астане — но проигрывает Лукашенко. Зачем это ему?
А потому, что Назарбаеву — как и Лукашенко — необходимые хоть какие-то гарантии Запада на случай российской “гибридной” агрессии. Назарбаев понимает, что уязвим. И, кстати, не потому, что диктатор. А потому, что диктатор “не до конца”. Назарбаеву всегда были нужны иностранные инвесторы, он не хотел полностью рвать с Западом — поэтому оставлял в стране какое маргинальное место для инакомыслия. Но понятно, что этим пространством могут воспользоваться как поборники демократизации Казахстана, так и агенты российских спецслужб. Собственно, это то, что происходило и в нашей стране.
К Януковичу Украина была “рыхлой” демократическим государством, а сам Янукович, хоть и пытался стать диктатором, но был им “не до конца” — и в результате российские спецслужбы использовали нашу страну как проходной двор и живо вербовали агентуру. Особой активностью они отличались в восточных регионах страны — и в Казахстане происходит нечто похожее, настроения этнических русских в приграничных с Россией областях не сильно отличаются от настроений населения самой России. И если учесть, что Назарбаев выстраивал Казахстан как постсоветский проект с “титульной нацией”, мы поймем, что не составит труда ударить по этой стране.
Новыми выборами и повсеместной поддержкой Назарбаев как бы “страхует” себя от возможной угрозы со стороны Путина. И, возможно, в этом он логичен. Но вопрос о Казахстане после Назарбаева это не снимает. Россия — как мы знаем из собственного опыта — умеет ждать подходящего момента для начала агрессии. И для Казахстана этот момент просто еще не пришло.