Обзор событий текущей недели начнем с Карима Масимова. И не только потому, что единственный государственный деятель в Казахстане, который выше его в официальной и неформальной иерархии, отмечал свой 74‑й день рождения в Алматы и поэтому практически исчез из поля зрения, но и потому, что премьер-министр начал активно посещать регионы.
Что бросается в глаза? Во-первых, экстраординарные меры безопасности, которые принимаются в областных центрах в связи с приездом туда Карима Кажимкановича. Судя по сообщениям прессы, его охраняют точно так же, как и Нурсултана Абишевича, и не только от сограждан, но и журналистов. Во-вторых, краткосрочность визитов, которая возможно простительна елбасы в силу его возраста и здоровья, но вряд ли уместна для главы правительства, непосредственно руководящего социально-экономическим развитием республики. В‑третьих, нежелание как самого Масимова, так и его пресс-службы, давать информации о поездках больше, чем обязательный минимум.
Кадры решают все
Мы уже писали о том, что глава государства самоустранился от многих вопросов, которые раньше находились в его исключительном ведении, переложив их решение на премьера. Например, с руководством Украины и России на высшем уровне теперь контактирует именно Карим Кажимканович. Плюс заметно усилилось влияние Масимова на казахстанскую внешнюю политику, хотя это пока и малозаметно внутри страны.
В связи с этим представляют интерес разговоры о том, что Масимов готовит комплексный план кардинального реформирования казахстанского правительства. По словам наших источников в Астане, речь идет как о пересмотре его структуры, включая объединение и/или ликвидацию отдельных ведомств, перераспределение сфер ответственности и функций, так и усилении эффективности работы в целом.
Очевидно, что такой план в случае его реализации приведет к серьезному изменению персонального состава кабинета министров и обновлению корпуса вице-министров и председателей комитетов. Более того, как нам сообщили, не исключено что в ведение правительства, а значит, Карима Кажимкановича будут переданы некоторые агентства, ныне подчиняющиеся напрямую главе государства.
Таким образом, что касается кадровой политики Акорды, то она сегодня оказывается отданной на откуп двум ключевым фигурам: руководителю администрации президента Нурлану Нигматуллину и премьер-министру Кариму Масимову.
Первый, напомним, недавно пролоббировал смену глав областных администраций в трех регионах республики и использовал этот повод, чтобы продвинуть своих людей. Второй же, по словам наших информаторов, планирует использовать кардинальную реформу правительства, чтобы усилить свое влияние во втором эшелоне госслужбы, то есть на уровне вице-министров и заместителей глав ведомств.
К чему готовят Нацгвардию?
Еще одним не бросающимся в глаза, но весьма знаменательным событием последних дней стало заседание Военного совета Национальной гвардии РК в Караганде. По сообщению информационных агентств, в нем приняли участие секретарь Совета безопасности РК — советник главы государства Кайрат Кожамжаров и министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов.
По словам первого, Нурсултан Назарбаев поручил регулярно проводить учения и на постоянной основе осуществлять внезапные проверки на боеготовность органов внутренних дел и воинских частей Национальной гвардии.
Судя по тому, что демонстрировалось Кайрату Кожамжарову во время посещения тем воинской части № 5451, а именно высадка парашютно-десантной группы и действия боевых разведывательных пятерок подразделений специального назначения «Беркут», Национальная гвардия готовится к боевым действиям, схожим по своему характеру с теми, что сейчас ведутся на востоке Украины. И это весьма примечательно, поскольку Национальная гвардия предназначена для действий исключительно на территории страны, а никаких угроз украинского развития событий в Казахстане пока не просматривается.
К слову о Майкееве
Из прочих событий выделим задержание в Курганской области России по запросу казахстанских властей коммерческого директора компании «Metrocom Systems» Олега Смирнова. Сей казахстанец стал известной персоной, после того как в феврале 2014 года в Астане был задержан по подозрению во взяточничестве заместитель министра обороны РК генерал-майор Багдат Майкеев. История эта громкая, и мы не раз о ней писали.
В итоге генерал-мздоимец отделался «детским сроком» в шесть лет лишения свободы благодаря заступничеству своего шефа Адильбека Джаксыбекова. Кстати, сам Джаксыбеков вместо наказания за то, что его заместитель оказался коррупционером, получил повышение — Назарбаев назначил его государственным секретарем РК.
Но сейчас мы хотим привлечь внимание наших читателей к другим аспектам случившегося. Например, есть смысл подробнее остановиться на параметрах коррупционной сделки между «Metrocom Systems» и Багдатом Майкеевым.
За 10 договоров на общую сумму более 1 миллиарда тенге, пролоббированных бывшим заместителем министра обороны, Олег Смирнов передал ему через посредников порядка 226 миллионов тенге. Это означает, что размер «комиссионных» составил 22—23%, что весьма много по сравнению с обычной таксой в 10%. С учетом затрат на обнал накладные расходы подрядчика составили минимум 25%.
Между тем «Metrocom Systems» это фирма, оказывающая услуги в области IT — технологий. Что, с одной стороны, облегчает формирование и выведение на сторону коррупционной наценки, с другой — свидетельствует о том, что обещание казахстанских властей, включая того же Карима Масимова, побороть коррупцию «заделыванием дыр» ‑из области ненаучной фантастики.
Даже если финансовая полиция получит те полномочия, которые она просит, плюс будут реализованы драконовские ограничения, которые это ведомство предлагает, все равно к каждой сделке на рынке надзирателя не приставишь. Плюс в любом случае под удар попадут только непосредственные исполнители и организаторы, а «отцы коррупции» останутся безнаказанными.
Кого мы имеем в виду?
Во-первых, нынешнего государственного секретаря РК. Даже учитывая тот факт, что Багдат Майкеев сделал свою карьеру в органах внутренних дел и ранее уже влетал в плохие истории, 22—23% «накладных» для него многовато. Плюс никто не обратил внимания на то, что экс-заместитель министра обороны лично получал многомиллионную взятку во дворе дома, где находится его квартира, хотя вполне мог поручить это дело посреднику.
Для знающих казахстанские реалии все это означает, что в сумме, которую взяткодатели передавали 11 февраля 2014 года взяткодателю, была доля его покровителя. И этот покровитель был настолько силен и влиятелен, что Багдат Майкеев ничего не боялся и не опасался. Надо признать, что хотя его и поймали за руку, все равно он отделался легким испугом. Получив 6 лет лишения свободы, он имеет все шансы отсидеть пару лет «по-легкому», а затем выйти сначала на колонию-поселение, а потом по УДО.
Во-вторых, мы имеем в виду руководство «Metrocom Systems». Только очень наивный человек может поверить, что коммерческий директор фирмы действовал самостоятельно, не ставя в известность первого руководителя компании. Между тем, чтобы прогнать деньги Минобороны РК через банковский счет обнальным конторам, нужны подписи генерального директора и главного бухгалтера — одного желания коммерческого директора для этого недостаточно.
Все это означает, что начатая 1 июля 2014 года амнистия капиталов и активов, столь громко разрекламированная Акордой, положительного и заметного эффекта не даст. Да, отдельные нечестные чиновники и предприниматели легализуют часть денежных средств, недвижимость и ценные бумаги, однако это не изменит отношения казахстанцев к самой коррупции и не создаст в стране корпуса квалифицированных, эффективных и энергичных инвесторов.
Подъем не светит
Между тем, судя по отчету Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год, положение в казахстанской экономике далеко от нормального. Чтобы не перегружать материал цифрами, позволим себе выделить ключевые проблемы — не все, а только те, что осмелился отметить Счетный комитет:
Некачественная работа казахстанского правительства, из-за чего ошибка в прогнозе странового валового внутреннего продукта (ВВП) составила минус 7%, доходы республиканского бюджета даже после многочисленных корректировок оказались ниже запланированного на 3%, а план сбора подоходного налога не выполнен почти на 9%.
Ухудшение структуры казахстанской экономики в целом, результатом чего стало возрастание зависимости республиканского бюджета от уплаты налогов и сборов 300 крупнейшими юридическими лицами — налогоплательщицами. Если доля последних в 2012 году составляла 41,6% от всех налоговых поступлений в республиканский бюджет, то за 2013 год уже 58,8%.
Сохранение давления на казахстанский рынок и товаропроизводителей контрабанды товары народного потребления из Китая. Разница между объемом импорта из этой страны в Казахстан по данным Комитета таможенного контроля Минфина РК и Главного таможенного управления КНР за 9 месяцев 2013 года составила 3,3 миллиарда долларов, то есть более половины от официального завоза.
Этот список можно и нужно расширять, но главная проблема Казахстана заключается в том, что после двадцати с лишним лет независимости и суверенитета, экономика приобрела сугубо государственно-монополистический характер, оставаясь при этом неэффективной и неконкурентоспособной, а несырьевые отрасли и средний и малый бизнес остаются нелюбимыми пасынками Акорды.
И хотя отечественный рынок функционирует, но он настолько искорежен административно-государственным прессингом и сложными внешними и внутренними условиями, в которых ему приходится действовать, настолько тяжело выживает в нынешних кризисных обстоятельствах, что уже не способен самостоятельно развиваться.
Понимая это, Нурсултан Назарбаев пытается за счет государственных усилий подтолкнуть его. В том числе елбасы вернул в правительство своего «кризис-менеджера», видимо, рассчитывая, что Карим Масимов подобно Титану подопрет собой Небо и не даст ему обрушиться на Акорду.
На днях было 100 дней, как Карим Кажимканович возглавил во второй раз кабинет министров, однако видимых успехов пока нет. И не будет. Что весьма печально, поскольку подстегивать экономику девальвацией национальной валюты эффективно в краткосрочном периоде, но прибегать к такому сильно действующему средству чаще одного раза в три года опасно для внутриполитической стабильности.
К тому же любой казахстанский чиновник, включая действующего премьер-министра, более озабочен собственным выживанием, обогащением и расширением сферы своего влияния, чем проблемами национальной экономики. Так что план кардинального переустройства правительства будет точно, а вот кардинального подъема казахстанской экономики нет и не будет.