После известной статьи в миланской газете «Corriere della Sera» о ситуации с корпорацией Eni наступило этакое странное затишье. Нет громких заявлений со стороны партнеров компании по освоению казахстанских месторождений Кашаган и Карачаганак. Нет и реакции мировых СМИ, которые, обратив внимание на материал известного итальянского журналиста Луиджи Феррарелла, подхватывать заявленную тему не стали.
Автор: Анатолий ИВАНОВ
Безусловно, можно объяснить причину затишья всеобщим пониманием, что за статьей в «Corriere della Sera» стоит малоинтересная борьба за влияние на итальянское общество между двумя политическими тяжеловесами — Марио Монти и Сильвио Берлускони. Вместе с тем есть подозрение, что на деле речь идет о некой паузе перед весьма значимыми событиями, которые могут нанести очередной серьезный репутационный удар по позициям высшего руководства Республики Казахстан.
Как известно из статьи в «Corriere della Sera» (которая наряду с «La Repubblica» считается одной из самых влиятельнейших газет в Италии), 29 мая по представлению прокурора Фабио де Паскуале суд Милана под председательством Альфонсо Ферраро должно начаться рассмотрение дела о коррупционной деятельности Eni в Казахстане.
Но данный факт, судя по заявлению ответственного секретаря Министерства нефти и газа РК Канатбека Сафинова, официальную Астану абсолютно не беспокоит. Более того, Сафинов считает, что нынешний скандал вокруг Eni не окажет какого-либо влияния на Казахстан, поскольку связан с происходящими в Италии внутриполитическими процессами. В то же время события последних дней несколько противоречат этим оптимистичным заверениям, как и заявлению официального представителя финпола РК Марата Жуманбая, как бы между прочим отметившего, что никаких жалоб из Милана к ним не поступало.
Мы, например, обратили внимание, что ни глава корпорации Eni Паоло Скарони, ни первый руководитель Agip Kco в Казахстане Гуидо Микелотти не были замечены в участии на прошедших недавно в столице Казахстана XXV заседании Совета иностранных инвесторов и V Астанинском экономическом форуме. Возможно это и случайное стечение обстоятельств. Но обращает на себя внимание, что в прежние годы Скарони и Микелотти старались не пропускать мероприятия, которые организовывались под непосредственным патронажем Нурсултана Назарбаева, о чем с особым упоением сообщали официальные СМИ. На этот же раз об «итальянских друзьях» ни строчки.
А если к этому добавить еще и еще свежую информацию о том, что президент Назарбаев встретился с исполнительным вице-президентом компании Total Ив-Луи Даррикаррера, вручил BG Group специальную награду «За долговременное стратегическое партнерство» и выдвинул предложение пересмотреть состав Совета иностранных инвесторов. Плюс прибавить сюда небольшое дополнение к сообщению пресс-службы Министерства нефти и газа от 24 мая о перспективах освоения кашаганского газа, в котором не ожидается «негативных последствий для реализации проекта» в связи с расследованием дела в отношении компании Eni. То невольно закрадывается мысль, что официальная Астана решила на всякий случай подстраховаться накануне начала процесса в Милане.
Но если нет угроз, то зачем подстраховываться? Вот здесь и появляется повод для размышлений.
В первую очередь следует признать, что в целом серьезной угрозы освоению крупнейших в мире месторождений углеводородов Кашаган и Карачаганак поднятый газетой «Corriere della Sera» скандал не представляет. Слишком уж громадные средства вложили в них участники обоих консорциумов. А потому участвующие в проектах транснациональные корпорации вряд ли станут как-либо реагировать на процесс в Милане.
Более того, в случае неблагоприятного для Eni решения миланского суда, который теоретически может запретить детищу Энрико Маттеи заключать новые контракты в Казахстане, акулы Большого бизнеса с превеликим удовольствием приберут к рукам все наработанные планы ведущего итальянского нефтегазового концерна.
Но в Италии невыгодность подобного рода перспектив для их ведущей компании, более 30% которой принадлежит госструктурам, наверняка просчитывают. Даже несмотря на абсолютную независимость судебных органов от какого-либо влияния со стороны. Поэтому не исключено, что известный своей доброжелательностью миланский суд (достаточно вспомнить как там, рассматривая дело о растрате и мошенничестве, связанное с телекомпанией Mediaset, пожалели Сильвио Берлускони — авт.) не станет связывать по рукам и ногам компанию управляемую Паоло Скарони.
Скорее всего, итальянское правосудие накажет того представителя дочерней Eni Agip Kco, который в соответствии с показаниями пока еще неназываемого израильского бизнесмена в 2007 году непосредственно участвовал в передаче многомиллионной взятки неким высокопоставленным чиновникам из Казахстана, гипотетически тесно связанных с Тимуром Кулибаевым.
Собственно именно здесь и может наступить тот самый момент истины, которого больше всего боятся астанинские властители. В случае если прокурор Милана Фабио де Паскуале (кстати, главный враг друга нашего елбасы — Сильвио Берлускони) на суде назовет поименно и докажет причастность к получению многомиллионной взятки кого-либо из казахстанских чиновников или бизнесменов, в силу немедленно вступят положения одного из самых жестких антикоррупционных законов в мире — закона Италии «О воспрепятствовании международной коррупции».
Думается, что, учитывая особую любовь обитателей астанинских коридоров власти к отдыху на Аппенинах и покупке там всевозможной недвижимости, предусмотренная в этом законе «конфискация имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок» и долгосрочный запрет на въезд на территорию Италии, вряд ли окажется им по душе.
При этом совсем не факт, что все ограничится только Итальянской Республикой. Не исключено, что господам из списка Фабио Де Паскуале придется столкнуться с большими неприятностями и в других странах Старого Света. Ведь итальянское антикоррупционное законодательство полностью соответствует основным положениям, принятым в Европейском Союзе. И если процесс действительно пойдет, то переговоры или вручение особых премий главам транснациональных корпораций могут оказаться бесполезными. В конце концов, нефть и газ это одно, а взятки — другое. Коли попался, то сам и отвечай.
Но поживем — увидим. Тем более что до 29 мая осталось совсем немного.
View the original here:
Список Фабио де Паскуале, или Кого сделают крайним по делу Eni?