Сайт этот, как известно, ни с какого боку не политический, и тема «крамольного» отклика весьма далека от текущей политики, тем более от противостояния «власть — оппозиция». Данный интернет-пост содержал критический отзыв о качестве газового счетчика, купленного в карагандинской фирме «Газгидроэл». Директор данного ТОО Данияр Тажин счел этот отклик умаляющим свою деловую репутацию и обратился с иском о возмещении ему морального вреда в размере 10 миллионов тенге к Алене Панковой, фамилией которой был подписан отклик.
Однако сама Панкова утверждает, что никаких комментариев ни на каком сайте не оставляла, а о существовании конкретно этого сайта ранее вообще не знала. Никакого газового счетчика она не покупала, поскольку живет в пригородном поселке, где нет газоснабжения (à propos: и это в стране, добывающей из своих недр мегатонны природного газа и гонящей его по демпинговым ценам за рубеж наряду с такой же халявной нефтью!), так что никакими газовыми счетчиками она не пользуется — просто незачем. Однако здесь следует взглянуть на дело шире: если бы Алена Панкова и впрямь писала бы тот отклик, разве уголовное преследование ее за это было бы справедливым — в стране, конституционно декларировавшей свободу слова и выражения собственного мнения?!
Если исходить из сообщаемых «Адил созом» биографических сведений о коллеге Панковой, то будет не совсем корректно называть ее журналистом в настоящее время: находясь последние два года в отпуске по уходу за ребенком, она давно уже не сотрудничает ни с родным ей прежде «Новым вестником», ни с каким другим из региональных СМИ. Интернетовский же пост, вызвавший столь сильное чувство у газового бизнесмена Тажина, мог быть написан кем угодно и подписан фамилией Панковой просто потому, что неведомый откликант решил для большего авторитета прикрыться именем известного в регионе журналиста, хотя бы и давно не практикующего. Не исключено также, что откликант был давним недоброжелателем Алены и специально хотел устроить ей «веселую жизнь», мудро предвидя сутяжническую активность местных гидрогазоснабженцев.
Больше исков, хороших и разных!
Вполне возможно и такое, что авторство Панковой подлинное, но сама Панкова другая: в телефонном справочнике Караганды на том же справочном сайте значится целых 20 носителей такой фамилии, а ведь у каждого из них есть еще и члены семей! Вот бы всем этим 30—40 носителям данной фамилии объединиться в Союз карагандинских Панковых и от имени своего общественного объединения подать встречный иск к тому самому Данияру Тажину! А еще лучше — ко всем Тажиным, проживающим в Караганде, плюс к одному Тажину из Астаны — наиболее знаменитому из всех носителей этой фамилии.
Мы имеем в виду бывшего министра иностранных дел РК Марата Тажина, который в свою министерскую бытность на декабрьской 2007 года сессии ОБСЕ в Мадриде озвучил пакет обязательств Астаны по демократизации законодательства и политической жизни своей страны, под залог каковых обещаний Казахстан с большим скрипом избрали председателем ОБСЕ на 2010 год. Однако ни одно из приснопамятных «обещаний Тажина» выполнено не было ни в наступившем 2008‑м, ни в 2009‑м подготовки к председательству, ни в 2010‑м вожделенного председательства, ни за первое полугодие 2011 года, до конца которого мы все еще состоим в тройке стран — председательниц ОБСЕ.
Злостное невыполнение политическим руководством страны демократических обязательств перед ОБСЕ — чем не повод для судебного иска к оному руководству во главе с его бессменным лидером Нурсултаном Назарбаевым? А исковую сумму за моральный ущерб можно было бы обозначить в 16 миллиардов тенге — по одной тысячной купюре с каждого из 16 миллионов казахстанцев. Правда, подписи под исковым заявлением собирать замучаемся…
Казус Кельдыбаева
Возвращаясь с риторических политико-правозащитных высот ко вполне аполитичному делу о газовом счетчике, выделим из исходного сообщения МФ «Адил соз» один очень симпатичный факт: в марте этого года судья Октябрьского районного суда Караганды, выслушав обе стороны, отказал истцу в удовлетворении его 10-миллионного иска. Как восклицал в аналогичном случае прусский король Фридрих Великий, «есть еще судьи в Берлине!». К сожалению, королевский афоризм относился только к судьям, а не к прокурорам, вот и обратился неудовлетворенный отказом истец Тажин в прокуратуру Караганды с заявлением о возбуждении против Панковой уголовного дела в порядке частного обвинения по статье «клевета», и прокуратура такое дело возбудила.
А вот если нам не изменяет память относительно содержания давнишних обещаний другого Тажина, там говорилось и об исключении из Уголовного кодекса таких составов преступлений, как «клевета» и «оскорбление». А буквально на днях из новостей российских телеканалов донеслись слова президента России Дмитрия Медведева о необходимости исключения из УК РФ этих статей, поскольку (внимание, аргументация эталонно правозащитная!) в стране существует порочная практика использования этих статей чиновниками для расправы с гражданами за «критику снизу».
Понятно, что у Медведева под страной подразумевалась Россия, однако и наша страна, Казахстан, в этом деле не лыком шита и не ичигом сорпу хлебает. В наших же палестинах до расправы с любителями «критики снизу» путем частного обвинения в клевете или денежных исков на заоблачные суммы охочи не только чиновники, но и бизнесмены: смотри карагандинский газовый казус. И даже врачи: смотри алматинский казус хирурга Кельдыбаева, сделавшего некачественную операцию пациенту, а когда тот пожаловался журналистам газеты «Взгляд» и они его жалобу опубликовали, то бравый хирург зарезал, то бишь засудил сразу и недорезанного на операционном столе пациента, и оппозиционную газету, благо что у нас оппозиционность ставит считающееся таковым СМИ как бы вне закона.
Однако даже и без всякой оппозиционности (напомним, в карагандинском «газовом деле» политики нема, а точнее, жок) нам представляется крайне опасным для общества возможность укоренения такой порочной практики, когда поставщик услуг, увидев о себе критический отклик в СМИ или в интернете, не только не стремится оправдаться по существу дела и тем более возместить клиенту ущерб (ну хотя бы заменить неисправный товар на исправный), но еще и стремится наказать жалобщика тенгой или уголовной статьей.
Собрать все книги бы да сжечь!
В советские времена в магазинах и на предприятиях бытового обслуживания на видном месте (впрочем, зачастую в совершенно недоступном для рук покупателей) висели книги жалоб и предложений, кормившие поколения советских юмористов. Был даже такой кинофильм «Дайте жалобную книгу!», и еще был анекдот о некоем старичке, предположительно из бывших дворян или купцов, написавшем в обычном гастрономе жалобу на отсутствие в продаже черной икры, в ответ на каковой антисоветский выпад завмаг позвонил в райотдел КГБ (в другом варианте — вызвал к старичку психбригаду). Если же в наше время у нас укоренится практика возбуждения прокуратурой уголовных дел по заявлениям карагандинских Тажиных и вынесения судами обвинительных приговоров по ним, то впору будет требовать от провайдеров справочных и потребительских сайтов: сотрите к дьяволу все виртуальные аналоги жалобной книги и никогда больше не создавайте в сети ничего подобного!
В завершение этих невеселых заметок (если откуда и доносился авторский смех, то это был, что называется, смех сквозь слезы) нам хотелось бы подпустить некоторую толику острожного оптимизма.
Как сообщается во все той же информации от «Адил соза», на днях в Карагандинском областном суде состоялось первое заседание по заявлению директора ТОО «Газгидроэл» Данияра Тажина о привлечении к уголовной ответственности журналистки газеты «Новый вестник» Алены Панковой за клевету. На нем представители истца жаловались на необъективность суда первой инстанции, отклонившего первоначальный гражданский иск. Облсуд отложил рассмотрение дела на неделю, дав тем самым время заявителю-бизнесмену на раздумье — отозвать ли свое заявление и решить дело мировым соглашением или продолжить судебную тяжбу.
Мы же добавили бы к этому такое рассуждение, что и у суда второй инстанции есть время на раздумье — продолжать рассмотрение заявления Тажина или подтвердить решение нижестоящего суда об отказе в удовлетворении его иска. А возбужденное прокуратурой уголовное дело против Панковой прекратить за отсутствием не только состава, но и события преступления. Хоть у нас в Казахстане право и не прецедентное, тем не менее прецедент был бы создан, и чрезвычайно отрадный!
See the article here:
Сотрите жалобную книгу!