На днях состоялось очередное, пятое заседание НСОД. Чем оно запомнилось?
К Национальному совету общественного доверия (НСОД), надо признать, у общества отношение неоднозначное. С одной стороны, надо бы поддерживать любое стремление власти к диалогу. Тем более, что совет возглавляет сам президент. Да и темы поднимаются важные. С другой стороны, как бы высокопарно не именовался этот совет, в его составе нет тех, кто критикует власть по политическим мотивам, на нем не поднимаются вопросы, которые ставит оппозиция.
На днях состоялось очередное, пятое заседание НСОД. Чем оно запомнилось? Похоже, что президент на самом деле реагирует на дискуссий в обществе и социальных сетях. И потому такие инициативы, как окончательный президентский запрет продажи земли иностранцам, поручение по исключению фактов двойного гражданства, повышение статуса адвокатов достойны всяческой похвалы и поддержки. Прозвучало несколько новаций в социально-экономической сфере, которые тоже созвучны мнению общественности. Все это, несомненно, плюс для президента.
Но в то же время есть некоторое ощущение того, что НСОД все еще не нашел своего места во властной иерархии. Если бы в парламент вошли бы реально оппозиционные силы, то и НСОД был бы не нужен. Но власть испугалась протестных настроений и армии независимых наблюдателей. Я это называю синдромом приобретенного страха после президентских выборов. В результате — новый-старый парламент с извечным гегемоном и безвольными сателлитами, из рук вон плохо играющими роль оппозиции.
Думаю, президенту надо определиться со статусом НСОД. По всей видимости, хромает экономическая часть президентской вертикали. Например, объявленная кампания, позволяющая снять пенсионные средства для приобретения жилья наткнулась на скачок цен на это самое жилье.Такое ощущение, что администрация президента и канцелярия правительства живут в разных измерениях и их решения не коррелируются между собой.
Отрадно, что президент наконец-то определился с долгожданным решением о введении института прямых выборов акимов районов. Ранее он анонсировал выборы акимов сельских округов. Но возникает два вопроса. Сможет ли избранный населением аким села или района эффективно действовать, если у него нет реальных полномочий и, главное, собственного бюджета? Посему «завис» вопрос о введении реального местного самоуправления.
И кто будет считать голоса на этих выборах: все те же подконтрольные власти и Нур Отану избиркомы? Тогда – пиши пропало благое начинание! А местный протест где-то в ауле Сапак Аральского района Кызылординской области (откуда я родом) по поводу нечестных выборов местного акима будет почище, чем протест во время выборов республиканского масштаба!
Особого комментирования требуют следующие слова президента: «К сожалению, сегодня мы наблюдаем снижение качественного уровня общественной дискуссии. Нередки ситуации, когда те или иные деятели в погоне за хайпом будоражат и вводят в заблуждение граждан ничем не подкрепленными и откровенно популистскими заявлениями»
Нельзя не согласиться с тезисами о хайпе и популизме. Есть такое в наших идеологических палестинах. Но, нельзя также не отметить два момента. Во-первых, государство с мощнейшим пропагандистским потенциалом напрочь проигрывает своим оппонентам, среди которых не только хайповщики и популисты. Есть же вполне здравые, профессиональные, государственно мыслящие оппозиционеры, к мнению которых государству не мешало бы прислушаться. Во-вторых, откуда может появиться «высокое качество общественных дискуссий», если на поле дебатов по актуальным проблемам жизни общества в государственных СМИ этих, имеющих альтернативные взгляды, персон нет?
Заметил, что наш президент в последнее время упорно избегает термина «политические реформы». Такое ощущение, что их хотят загнать в прокрустово ложе столь пропагандируемого «совершенствования государственного управления». Из уст президента не слышны тезисы о честной политической конкуренции, свободе слова, собраний и митингов.
Даже столь восхваляемая властью реформа законодательство о митингах дает сбои, как это было 28 февраля в разных городах страны: президент говорит одно, а силовые структуры действуют по-старинке. Казахстан уже стал известен миру, как страна «кеттлинга», когда митингующие берутся в плотное кольцо спецназа и находятся там… несколько часов.
Как говорится, одним – парламент и НСОД, а другим – кеттлинг!
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан