Сила в ответ на насилие

Глав­ный вывод про­ти­во­сто­я­ния на укра­ин­ском Май­дане – власть пони­ма­ет и при­зна­ет толь­ко силу. Любая власть! Но осо­бен­но это акту­аль­но на пост­со­вет­ском про­стран­стве, где любые попыт­ки мир­но дого­во­рить­ся абсо­лют­но без­на­деж­ное дело. 

Пока власть не встре­тит сопро­тив­ле­ния, боль­ше­го по силе, чем при­ме­ня­е­мое ею наси­лие, она будет идти до кон­ца, при­чем не осо­бен­но заду­мы­ва­ясь над леги­тим­но­стью сво­их поступков.

Не было бы в Укра­ине захва­тов орга­нов вла­сти, не дали бы отпор «Бер­ку­ту», не было бы «кок­тей­лей Моло­то­ва» — не пошел бы Яну­ко­вич на пере­го­во­ры, не отме­ни­ли бы пре­сло­ву­тых дра­ко­нов­ских зако­нов, не было бы ника­ко­го раз­го­во­ра об амнистии.

Сто­я­ли бы на Май­дане, демон­стри­руя зако­но­по­слуш­ность и при­вер­жен­ность нена­си­лию, хоть до иша­чей пас­хи — власть оста­лась бы вер­на себе. Раз­го­ня­ла бы, сажа­ла бы акти­ви­стов, устра­и­ва­ла бы про­во­ка­ции, натрав­ля­ла бы бан­ди­тов, под­ку­па­ла бы, обма­ны­ва­ла бы — одним сло­вом, дела­ла бы все воз­мож­ное, что­бы очи­стить пло­ща­ди и ули­цы от про­те­сту­ю­щих.  И в кон­це кон­цов она бы сво­е­го добилась. 

Такие, как Яну­ко­вич, Лука­шен­ко, Путин, Кари­мов, Назар­ба­ев, любое непро­тив­ле­ние наси­лию и при­зы­вы к пере­го­во­рам вос­при­ни­ма­ют как про­яв­ле­ние сла­бо­сти. А со сла­бы­ми у них раз­го­вор корот­кий — их бьют, раз­го­ня­ют, хва­та­ют и сажа­ют в тюрьмы.

Ина­че они ведут себя с теми, кто спо­со­бен дать сда­чу и, более того, перей­ти в наступ­ле­ние, — с ними они тут же начи­на­ют заиг­ры­вать. Пото­му что чув­ству­ют свою сла­бость. Они пре­крас­но пони­ма­ют, что их окру­же­ние, спец­служ­бы и поли­ция будут защи­щать их толь­ко до опре­де­лен­но­го момен­та — пока не почув­ству­ют, что про­тив­ник силь­нее. После это­го в луч­шем слу­чае раз­бе­гут­ся, в худ­шем — сда­дут, что­бы вытор­го­вать себе индуль­ген­цию у победителей.

Идей­ных, гото­вых защи­щать до послед­не­го, там про­сто нет. Если про­те­сту­ю­щи­ми дви­жет реши­мость, одер­жи­мость и нена­висть, при­чем все это подо­гре­ва­ет­ся под­держ­кой и сим­па­ти­я­ми боль­шин­ства нации, то охра­ня­ю­щие дик­та­то­ров дела­ют это за зар­пла­ту. Под­став­лять зад­ни­цу за зар­пла­ту, пусть и боль­шую, не най­дет­ся дураков.

Ска­зан­ное выше вовсе не озна­ча­ет, что я за наси­лие в поли­ти­ке. Я про­тив поли­ти­че­ско­го наси­лия. Но я за пра­во наро­да отве­чать на наси­лие. В про­тив­ном слу­чае граж­дане пре­вра­ща­ют­ся в ста­до бара­нов, кото­рое любой козел-пра­ви­тель может опра­вить на бой­ню. Не зря в ряде стран пра­во граж­дан на вос­ста­ние закреп­ле­но в конституциях.

Но и без это­го пра­во на вос­ста­ние, а точ­нее на граж­дан­ское непод­чи­не­ние при­сут­ству­ет в любой кон­сти­ту­ции. Пра­во на непод­чи­не­ние вла­сти абсо­лют­но логич­но выте­ка­ет из при­зна­ния, что источ­ни­ком вла­сти в стране явля­ет­ся народ. Источ­ник вла­сти в обыч­ной ситу­а­ции раз­би­ра­ет­ся со СВОЕЙ вла­стью посред­ством леги­тим­ных про­це­дур — выбо­ров, импичмента.

Но ино­гда воз­ни­ка­ют ситу­а­ции (кото­рые власть созда­ет, пере­хо­дя рам­ки зако­на), когда граж­дане вынуж­де­ны при­бе­гать к дру­гим более ради­каль­ным спо­со­бам воз­дей­ствия на власть. Киев­ский Май­дан — один из при­ме­ров тако­го воз­дей­ствия. Я гово­рю о про­те­сте, про­яв­ля­ю­щем­ся в мир­ном сто­я­нии на пло­ща­ди. Одна­ко ситу­а­ция меня­ет­ся кар­ди­наль­но, как толь­ко поли­ция начи­на­ет дуба­сить про­те­сту­ю­щих дубин­ка­ми, поли­вать водой и стре­лять рези­но­вы­ми пуля­ми. Тогда в ответ летят камни.

Как бы вы оце­ни­ли посту­пок чело­ве­ка, дав­ше­го сда­чи поли­цей­ско­му, кото­рый огрел его дубин­кой за то, что тот отка­зал­ся пре­кра­тить выкри­ки­вать анти­пра­ви­тель­ствен­ные лозун­ги? Это с уче­том того, что само по себе пуб­лич­ное выкри­ки­ва­ние анти­пра­ви­тель­ствен­ных лозун­гов не явля­ет­ся нару­ше­ни­ем зако­на. Боль­шин­ство людей, кото­рым я пред­ло­жил оце­нить эту ситу­а­цию, дей­ствия граж­да­ни­на одобрили.

Точ­но так же обще­ствен­ное мне­ние в Укра­ине оце­ни­ло ответ­ные сило­вые дей­ствия про­те­сту­ю­щих, после того как «Бер­кут» устро­ил побо­и­ще на Май­дане. Здесь прин­цип прост и поня­тен: как толь­ко власть допус­ка­ет нару­ше­ние зако­на, соблю­де­ние кото­ро­го она обя­за­на стро­го кон­тро­ли­ро­вать, она сама ока­зы­ва­ет­ся вне закона.

Поли­цей­ские, при­ме­ня­ю­щие наси­лие про­тив мир­ных граж­дан, как и чинов­ни­ки, отдав­шие им на это при­каз, — теря­ют леги­тим­ность в гла­зах источ­ни­ка вла­сти. В этом слу­чае у граж­дан появ­ля­ет­ся мораль­ное пра­во на адек­ват­ное сопро­тив­ле­ние непра­во­во­му наси­лию. Пра­во граж­дан ока­зы­вать сопро­тив­ле­ние воору­жен­но­му пре­ступ­ни­ку про­пи­са­но в зако­нах всех стран. Это не наси­лие, а вынуж­ден­ная самооборона.

Люди обя­за­ны вос­при­ни­мать поли­цей­ских как пред­ста­ви­те­лей закон­ной вла­сти, пока те дей­ству­ет стро­го в рам­ках зако­на. При нару­ше­нии зако­на и пра­вил они авто­ма­ти­че­ски пре­вра­ща­ет­ся в обыч­ных бан­ди­тов, хули­га­нов, кото­рым не толь­ко мож­но, но и нуж­но дать достой­ный отпор.

Ска­жем, если поли­цей­ские, имея пра­во стре­лять рези­но­вы­ми пуля­ми толь­ко по ногам, начи­на­ют стре­лять, целясь в гла­за, то какие могут быть пре­тен­зии к тем, кто в ответ начи­на­ет кидать кам­ни и пал­ки? Полу­чи­те то, что заслу­жи­ли! И любой мало-маль­ски объ­ек­тив­ный суд при­зна­ет такие дей­ствия вынуж­ден­ной мерой само­обо­ро­ной от хули­га­нов в форме.

Если поли­цей­ские, раз­го­няя несанк­ци­о­ни­ро­ван­ный мир­ный митинг, начи­на­ют стре­лять на пора­же­ние (а это явное нару­ше­ние зако­на), то вполне ожи­да­е­мо, что в ответ могут так­же про­зву­чать выстре­лы, и это будет оправ­дан­ная мера само­обо­ро­ны со сто­ро­ны зако­но­по­слуш­ных граж­дан по отно­ше­нию к долж­ност­ным лицам, пре­вы­сив­шим свои полномочия.

Кем был Фидель Каст­ро со сво­и­ми сорат­ни­ка­ми, начав борь­бу с кро­ва­вым режи­мом Бати­сты? Фор­маль­но пре­ступ­ни­ком, фак­ти­че­ски народ­ным геро­ем. Чем в этом слу­чае руко­вод­ство­вать­ся? Мне­ни­ем вла­сти, кива­ю­щей на закон, но при этом его бес­со­вест­но нару­ша­ю­щей, или мне­ни­ем граж­дан, устав­ших от про­во­ро­вав­шей­ся вла­сти неспо­соб­ной решать про­бле­мы страны?

Я думаю, пол­мил­ли­о­на граж­дан на пло­ща­ди, скан­ди­ру­ю­щих «Ухо­ди!», пред­по­чти­тель­нее любых дово­дов о закон­но­сти избран­ной вла­сти. При таком уровне воз­му­ще­ния пре­зи­ден­ту нуж­но либо ухо­дить, либо объ­яв­лять досроч­ные выбо­ры. Так посту­па­ют циви­ли­зо­ван­ные поли­ти­ки в циви­ли­зо­ван­ных стра­нах, и имен­но поэто­му там все обхо­дит­ся без наси­лия. Поли­ти­че­ская куль­ту­ра — это то, чем их поли­ти­ки отли­ча­ют­ся от пост­со­вет­ских. Вме­сто это­го Яну­ко­вич посы­ла­ет воору­жен­ный до зубов «Бер­кут». И нашла коса на камень.

Что в этом слу­чае долж­ны делать вышед­шие на про­тест? А у них нет выбо­ра — власть их лиши­ла его. Какой смысл им ждать выбо­ров, на кото­рых послуш­ные вла­стям избир­ко­мы «нари­су­ют» побе­ду дей­ству­ю­ще­му пре­зи­ден­ту. Им оста­ет­ся либо разой­тись не соло­но хле­бав­ши, либо про­ти­во­сто­ять наси­лию, и не про­сто про­ти­во­сто­ять, а побе­дить в этом сило­вом про­ти­во­сто­я­нии, тем самым заста­вив Яну­ко­ви­ча уйти досрочно.

Понят­но, что вто­рой вари­ант не преду­смот­рен зако­на­ми. Но зако­на­ми не преду­смот­ре­на и тоталь­ная кор­руп­ция, кото­рую допус­ка­ет и куль­ти­ви­ру­ет власть. Не преду­смот­ре­но мно­гое из того, что власть при­ме­ня­ет в отно­ше­нии про­те­сту­ю­щих. Поче­му вла­стям это мож­но, а граж­дан­ско­му обще­ству нельзя?

На мой взгляд, в этой ситу­а­ции долж­на рабо­тать иная логи­ка. Как толь­ко власть нару­ша­ет закон, она теря­ет леги­тим­ность в гла­зах наро­да. С это­го момен­та непод­чи­не­ние этой вла­сти, сабо­таж ее ука­за­ний и рас­по­ря­же­ний и откры­тое про­ти­во­сто­я­ние теря­ет уго­лов­ный харак­тер и полу­ча­ет поли­ти­че­ское напол­не­ние, а это озна­ча­ет, что любые дей­ствия про­те­сту­ю­щих, свя­зан­ные с отстра­не­ни­ем дис­кре­ди­ти­ро­вав­ших себя чинов­ни­ков во вла­сти, долж­ны рас­смат­ри­вать­ся как поли­ти­че­ская борь­ба, направ­лен­ная на бла­го нации и государственности.

Самый прин­ци­пи­аль­ный в этом слу­чае вопрос — это пра­во­вые осно­вы опре­де­ле­ния пре­ступ­но­сти вла­сти. Кто и как будет опре­де­лять: нару­ши­ла власть закон или нет? Здесь дол­жен рабо­тать прин­цип репре­зен­та­тив­но­сти тех обви­не­ний, кото­рые предъ­яв­ля­ют­ся обще­ством к властям.

Счи­та­ет­ся, что толь­ко суд чест­ный, спра­вед­ли­вый и бес­при­страст­ный, иссле­до­вав­ший все аспек­ты вопро­са, может выне­сти объ­ек­тив­ное реше­ние о винов­но­сти или неви­нов­но­сти. Но суд это, как пра­ви­ло, один чело­век, при­ни­ма­ю­щий реше­ние на осно­ве зна­ком­ства с мате­ри­а­ла­ми дела, опро­сом сви­де­те­лей, заклю­че­ни­я­ми экс­пер­тов. Что не гаран­ти­ру­ет от оши­бок. И тем более такой суд вполне под­вер­жен кор­руп­ции и поли­ти­че­ской предвзятости.

Граж­дан­ское обще­ство — это мил­ли­о­ны людей, кото­рые уже тем, что они живут в этой стране, явля­ют­ся и обви­ни­те­ля­ми, и сви­де­те­ля­ми, и экс­пер­та­ми, и судья­ми. Их выход на Май­дан — это свое­об­раз­ное уча­стие в про­цес­се на сто­роне обви­не­ния. Орга­ни­за­цию любо­го пуб­лич­но­го про­те­ста нуж­но рас­смат­ри­вать как предъ­яв­ле­ние иска к власти.

А все, что про­ис­хо­дит в этой свя­зи, это и есть судеб­ный про­цесс, где состя­за­тель­ность сто­рон про­яв­ля­ет­ся в основ­ном в сило­вом фор­ма­те, когда кого боль­ше, кто силь­нее и отча­я­ние, тот и прав. Здесь вме­сто юри­ди­че­ских норм гос­под­ству­ет пра­во силь­но­го. Это тот самый суд Исто­рии, где сила силу ломит, а побе­ди­те­ли все­гда пра­вы. Ниче­го в этом хоро­ше­го, конеч­но, нет, но это ОБЪЕКТИВНО и с этим нуж­но счи­тать­ся. То есть вся­кая власть полу­ча­ет тот май­дан, кото­рый она заслуживает.

Понят­но, что вся ука­зан­ная кон­струк­ция не име­ет юри­ди­че­ско­го осно­ва­ния. Но оно здесь и не тре­бу­ет­ся. Мы гово­рим исклю­чи­тель­но о мораль­ном пра­ве граж­дан на про­тест и непо­ви­но­ве­ние. А уж то, что из это­го пра­ва зача­стую вырас­та­ет рево­лю­ция, тут все пре­тен­зии к вла­стям, про­во­ци­ру­ю­щим эти революции.

Это очень прин­ци­пи­аль­но, пото­му что в слу­чае про­ти­во­сто­я­ния вла­сти и граж­дан­ско­го обще­ства воз­ни­ка­ет кон­фликт меж­ду зако­ном, пред­пи­сы­ва­ю­щим пови­но­ве­ние вла­сти, и пра­вом людей (источ­ни­ка вла­сти) менять власть, поте­ряв­шую мораль­ную леги­тим­ность. Кон­фликт одно­знач­но реша­ет­ся в поль­зу источ­ни­ка вла­сти. Народ и толь­ко он реша­ет, что делать с дис­кре­ди­ти­ро­вав­шей себя вла­стью. Либо через досроч­ные выбо­ры, на кото­рые вла­сти долж­ны идти в слу­чае серьез­но­го поли­ти­че­ско­го кри­зи­са, либо, если они отка­зы­ва­ют­ся от выбо­ров, через акции граж­дан­ско­го неповиновения.

Сра­зу ого­во­рим прин­ци­пи­аль­ный момент: пра­во на про­тест и непо­ви­но­ве­ние — это не пра­во на наси­лие. Не нуж­но путать силу и наси­лие. Сила граж­дан­ско­го обще­ства в его мно­го­чис­лен­но­сти, в спло­чен­но­сти и орга­ни­зо­ван­но­сти. Но эта сила не долж­на ста­но­вит­ся наси­ли­ем, поэто­му я кате­го­ри­че­ски про­тив «кок­тей­лей Моло­то­ва», палок и кам­ней в каче­стве поли­ти­че­ских аргументов.

Сила может побеж­дать, даже не при­бе­гая к наси­лию. Когда сот­ни тысяч воз­му­щен­ных людей выхо­дят на ули­цы и пара­ли­зу­ют сво­и­ми тела­ми жизнь горо­да, пра­ви­тель­ства, стра­ны — в этом нет наси­лия, это толь­ко про­яв­ле­ние силы.

Да, это достав­ля­ет мас­су неудобств окру­жа­ю­щим, оста­нав­ли­ва­ет рабо­ту транс­пор­та, пара­ли­зу­ет рабо­ту госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний, но наси­лия здесь нет. И это прин­ци­пи­аль­но. Митинг, пикет, заба­стов­ка, граж­дан­ское непо­ви­но­ве­ние — это фор­мы мир­но­го про­те­ста, при­зван­ные заста­вить вла­сти реа­ги­ро­вать на проблему.

Пикет из трех чело­век — это несе­рьез­но. Три­ста чело­век — это все­го лишь созда­ние инфор­ма­ци­он­но­го пово­да. 30 тысяч — уже повод для реа­ги­ро­ва­ния и при­ня­тия мер со сто­ро­ны власт­ных струк­тур. З00 тысяч — пара­лич жиз­ни горо­да и серьез­ная заяв­ка на сме­ну вла­сти в стране. Но когда на пло­ща­ди стра­ны запол­ня­ют 3 мил­ли­о­на чело­век — это уже побе­да, вот тогда власть в лице поли­цей­ских почти­тель­но рас­сту­па­ет­ся и при­кла­ды­ва­ет руку к козырьку.

При­мер Укра­и­ны пока­зы­ва­ет, что наси­лие бес­силь­но если ему про­ти­во­сто­ит сила, соли­дар­ность и упор­ство созна­тель­ных граж­дан. Граж­дан­ское само­со­зна­ние укра­ин­цев ока­за­лось настоль­ко зре­лым, что люди смог­ли сор­га­ни­зо­вать­ся и дать достой­ный отпор тем, кто при­вык упо­вать на силу поли­цей­ских дуби­нок. И это толь­ко начало.

По мере роста граж­дан­ско­го само­со­зна­ния май­да­ны будут про­ис­хо­дить во всех стра­нах, где сохра­ня­ют­ся авто­ри­тар­ные режи­мы. На оче­ре­ди Бела­русь, где граж­дан­ское обще­ство, на мой взгляд, вполне для это­го созре­ло. В Рос­сии тоже зре­ет про­тест, но там все ослож­ня­ет­ся гос­под­ством импер­ских сте­рео­ти­пов мыш­ле­ния основ­ной части насе­ле­ния, что спо­соб­но уве­сти про­цесс в плос­кость наци­о­на­лиз­ма и даже нацизма.

Слож­нее с граж­дан­ской актив­но­стью в Арме­нии, Азер­бай­джане и Казах­стане. Этим стра­нам потре­бу­ет­ся вре­мя для того, что­бы граж­дан­ское само­со­зна­ние людей вышло на уро­вень пони­ма­ния себя как пол­но­цен­ных субъ­ек­тов поли­ти­ки. Тогда они так же, как сего­дня в Укра­ине, сами будут решать, в какой стране им жить и какую власть иметь.

В какой фор­ме это про­изой­дет у нас, в Казах­стане, сего­дня мож­но толь­ко гадать. Будет ли это по сце­на­рию киев­ско­го Май­да­на или как в Туни­се, а может, нам гро­зит ливий­ский вари­ант. Хотя не исклю­че­но, что вла­сти, научен­ные горь­ким опы­том, пред­по­чтут решать эти вопро­сы на чест­ных и спра­вед­ли­вых выбо­рах. Дай-то бог! Пока это­го не зна­ет никто. Но думать об этом нуж­но начи­нать уже сегодня.

Статьи по теме

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?

Как Россия заблудилась в своих ориентирах. Интервью с экс-премьером Казахстана