Почему в Жезказгане закрыли “Молодежную газету”? Потому что она мешала “серым схемам” казахмысовского руководства. И поддерживала рабочих, которые выступали за лучшие условия труда и повышение зарплат и льгот. По мнению автора письма в редакцию, господа Ким, Огай и Новачук испугались, что держатели акций на LSE поймут, что их держат за “лохов”.
Автор: Нам пишут
“Уважаемая редакция газеты “Республика”!
Спасибо Вам за внимание к проблемам регионов, откуда на страницы официальных СМИ изливается только бесстыдная ложь и вранье. На днях у нас закрыли “Молодежную газету” — Вы писали об этом, и за это отдельное спасибо. Но на Ваш вопрос — почему закрыли “Молодежную газету”? — явного ответа нет. А нет, потому что он не так сформулирован. Правильнее будет: Чем “Молодежка” мешала “Казахмысу”?
И, как в любом правильно сформулированном вопросе, тут уже есть половина ответа — “Молодежку” прикрыл “Казахмыс”, вернее его руководство — господа Ким, Огай и Новачук. Не нужно много воображения, чтобы представить себе Жезказган, где на Корпорацию завязано буквально все. Идти против нее, все равно, что добровольно ложиться на рельсы. Однажды уволенный из Корпорации больше не найдет ни работы, ни друзей-знакомых. Все остальные, кто еще получает зарплату в структурах “Казахмыса”, постараются сделать вид, что Вас нет — от греха подальше. Чтобы не повторить Вашу судьбу. Ибо разрыв с “Казахмысом” в Жезказгане (не говоря уже о конфликте с ним!) — это как приговор: тут остается либо отбывать пожизненное наказание в виде остракизма, либо валить из города. Но где нас ждут? Правильно, нигде.
Так вот, что такое была “Молодежка”? Казалось бы, ну так мелкая региональная газета, одна из многих. Но это было издание, которое было готово публиковать жалобы увольняемых из Корпорации, это был маленький такой глоточек свободы, бунта и борьбы за справедливость в комбинатозависимом моногородке.
Что же касается того, почему же все-таки Корпорации вдруг понадобилось сводить счета с “Молодежкой”, то поделюсь с Вами мнением моего близкого человека, который, так уж случилось, работает в акимате нашего города.
Вот оно.
Мы все прекрасно знаем, что Корпорация фактически контролирует Жезказган и города-спутники. Уйдет Корпорация, умрут и эти города. Поэтому аким города встречает руководителей Корпорации — Кима, Огая, Новачука — в аэропорту, как президента страны. Но и сама Корпорация, вернее то, что называется Kazakhmys plc и торгуется на Лондонской фондовой бирже, это далеко не все. Это, скорее надводная часть айсберга, большая часть которого пребывает под водой. Почему?
Конечно, пройти IPO на LSE — это было действительно важно, очень прибыльно. Но что такое биржа? Это как аквариум, где ты должен стать очередной рыбой, и не просто рыбой, а полностью прозрачной рыбиной, которую могут оценивать трейдеры и аналитики, чтобы покупать твои акции и продавать, понимая, чем они оперируют. Мало того, требуется еще и соблюдать все условия труда, оплаты, страховки и прочее. Но тогда из рыбы очень сложно будет выкачивать “соки” тем, кто ею управляет.
Да, и на Западе есть бонусы и премии руководству, но они известные, их не спрячешь, с них еще и налоги уплати. Поэтому, когда “Казахмыс” превращали в Kazakhmys plc, в Лондон выставили “беленькую” надводную часть айсберга. Все остальное, что составляет с Корпорацией единый механизм и составные части производства, Ким и Новачук тихонечко вывели, превратили в различные “мутные ТООшки”, которые на самом деле являются составными частями компании, скрытыми от того, что показывают в Лондоне. Через эксклюзивные контракты с ними, через отсутствие в них тех же условий, гарантий и оплаты, что в “надводной части”, казахмысовское руководство делает, говорят, огромные состояния. И последние 2—3 года, как говорят, объемы вывода средств из подводной части айсберга все растут.
Вполне естественно, что это не может не сказаться на плавучести верхушки айсберга, но об этом нынешний менеджмент уже и не думает, последовательно работая на свой карман. Точной карты их “подводного царства” серых схем нет ни у кого, кроме них, поэтому масштабы всего этого — а это миллиарды долларов — не осознают ни в Астане, ни в Лондоне.
Но вечно скрывать от LSE, что там показывают не всю картинку, тоже нельзя. Когда в прошлом году одно подразделение за другим (оформленные как ТООшки) начали выходить на забастовки, требовать не от кого-либо, а от руководства “Казахмыса” прибавок к зарплате, льгот, соответствия окладов “белым”, то в Лондоне (т.е. лондонском офисе Kazakhmys plc) запаниковали — держатели акций могут понять, что их держат за “лохов”! А тут еще аналогии и параллели с Жанаозеном — тут и в Астане могут не так понять, оценив реальные объемы уходящих под “топов” капиталов. В общем, решено, что любые информационные ресурсы потенциальных утечек нужно задушить.
Недавно поднимались горняки очередной ТООшки около Караганды — опять те же требования. Ответа им не дали, скоро опять спустятся в забой, а подниматься не будут. И вот, чтобы не задавали вопросов, чтобы не выносили сор из избы, и прикрывают “Молодежку”.
Сейчас, если кто смотрит на колебания цены на акции Kazakhmys plc на Лондонской бирже, он видит, что они почти на 100% совпадают с колебаниями цены на медь, но даже это может быстро закончиться, если вдруг на Западе начнут копать чуть глубже, чем официальные отчета Корпорации… Все это прекрасно понимают и нынешние “топы” и “топики” — Ким, Новачук, Огай — именно они и разработали эту “хитромудрую” схему, именно они и наживаются на ней, пока регион все быстрее сползает к новому всплеску социальной розни…
С уважением из Жеза, И.
P.S. Вот Вам и вся тривиальная правда. Есть в ней горький вкус, но и привкус надежды. Если они так боятся нас. Если так зависимы от репутации на Западе. Если их легко вывести на чистую воду простой проверкой. Может быть, Ваш труд принесет свои плоды и когда-нибудь наша страна изменится? Впрочем, не раньше, чем избавиться от этих Кимов, Новачуков, Огаев, Рыскалиевых, а также всей прочей швали, обирающей народ каждый день, присвоив себе то, что по праву принадлежит всем…”
ОТ РЕДАКЦИИ: Письма из “медного сердца” казахской степи поступают на наш адрес одно за другим, и наиболее интересные мы будем продолжать публиковать.