«В этом плане чем больше жертв со стороны силовых структур, тем сильнее удар по конкурентам. Хотя очень многие склоняются к версии, что провокация под вывеской религиозного терроризма могла быть инициирована непосредственно из Акорды», — полагает известный публицист Сергей ДУВАНОВ в беседе с нашим корреспондентом.
— Относительно последних кадровых перестановок вы написали в своем аккуанте в Фейсбуке: «Похоже, что эксперты не понимают, что политика начинается только там, где МЕНЯЕТСЯ власть, а там, где меняют чиновников, не меняя принципов их работы, — это всего лишь кадровые перестановки, не имеющие к большой политике никакого отношения». Тем не менее хотелось бы спросить: почему произошли кадровые рокировки в верхах? Как изменится политический расклад в элите?
— Почему президент поменял местами чиновников — это вопрос к НАЗАРБАЕВУ. Кроме него, никто ответить не сможет. Какой смысл гадать и придумывать версии, если ответа мы так и не узнаем? И что тут гадать, если подобного рода перестановки проводятся регулярно уже более 20 лет? Периодическое тасование своего окружения — устоявшаяся практика президента. Ничего необычного, так было, есть и, похоже, будет. Единственный результат таких перестановок — это изменение расклада влияния кланов и отдельных персон большой политики. Кто-то оказывается ближе «к телу», кто-то более «вхожим», а кто-то уходит на задний план — вот это у них и называется политикой. Лично мне это абсолютно неинтересно, как и, думаю, большинству казахстанцев, которые давно уже воспринимают эти перестановки во власти как некий ритуал, никоим образом не влияющий на их жизнь.
— Изменится ли хоть что-то в работе парламента после прихода спикером мажилиса Нурлана Нигматулина? Какие задачи он будет выполнять на своем посту?
— Наш парламент — это инструмент, который по определению не может меняться. Он создан с одной четко определенной целью — демонстрировать демократичность политической системы, разделенность властей, одобрять любые инициативы исполнительной власти и вовремя самораспускаться. Со всеми этими функциями мажилис успешно справляется. Что тут может изменить г‑н НИГМАТУЛИН? Его задача предельно проста — сидеть в своем кресле и продолжать делать то, что делал его предшественник.
— НАЗАРБАЕВ на петербургском форуме заявил, что женщина может стать президентом Казахстана. Как вы думаете, имел ли он в виду кого-то конкретно? Может ли Дарига НАЗАРБАЕВА возглавить страну? Удержит ли она власть и как это будет воспринято в обществе?
— Считаю, не стоит притягивать за уши фразу президента о гендерном равенстве в Казахстане в качестве свидетельства того, что Даригу НАЗАРБАЕВУ готовят в президенты. Хотя лично я думаю, что она и стоит в этих планах НАЗАРБАЕВА. Но это не сейчас. Это более отдаленная перспектива. Полагаю, что президент рассчитывает как минимум еще на 10 лет своего правления, и поэтому говорить об этом преждевременно.
— Как-то забывается фантастическая версия о причастности ТУЛЕШОВА к терактам в Актобе и земельным митингам. Будет ли власть дальше продвигать этот сценарий? Как власть будет выходить из этой ситуации: заявление сделано, некоторые экс-чиновники арестованы?
— Похоже, они там уже запутались с версиями и сегодня сами не знают, кого сделать крайним в этой бредовой сказке про госпереворот и террористическую атаку. С ТУЛЕШОВЫМ, которого хотели сделать крайним за митинги протестов по земельному вопросу, они явно перегнули палку и теперь постараются как-то выкрутиться из этой абсолютно дурацкой ситуации. Гадать не будем. Запасемся попкорном и будем ждать развития событий.
— В одной из своих статей вы предположили, что теракты в Актобе — дело рук самой власти. А ведь в перестрелке погибли и представители силовых структур, и мирные жители. Может ли власть идти на такие жертвы? И что это дает для нее самой?
— Говоря об этой версии, видимо, правильнее будет сказать так: это могло быть делом рук каких-то сил, находящихся во власти. Нельзя исключать, что кто-то из влиятельных фигурантов большой политики мог таким образом подставить своих политических соперников. В этом плане чем больше жертв со стороны силовых структур, тем сильнее удар по конкурентам. Хотя очень многие склоняются к версии, что провокация под вывеской религиозного терроризма могла быть инициирована непосредственно из Акорды. Со времен поджога Рейхстага этот прием, развязывающий руки для репрессий против оппонентов властей, используется довольно часто.
— Какие итоги работы Земельной комиссии вы бы подвели? Оправдала ли комиссия надежды некоторой части общества? Нужна ли она вообще для решения земельного вопроса?
— Бог с вами, какая Земельная комиссия?! С самого начала было очевидно, что это бутафория и профанация, созданные исключительно для снятия протестных настроений. Мол, проблема решена, вопрос под контролем общества. И часть общественников на это повелась. На самом деле после введения президентом моратория на принятие кодекса о земле смысла в этой комиссии уже не было никакого. Власть в вопросе о земле отыграла назад, продемонстрировав свою трусливость перед народным возмущением. Это вторая победа общества в истории Казахстана. Первой была отмена введения пенсионного возраста женщин с 63 лет.
— Земельный вопрос поднял тысячи людей на протесты. Однако сейчас градус протестности спадает. Как будет решен земельный вопрос? Появятся ли в будущем еще какие-то больные вопросы, которые поднимут народ на митинги?
— Земельный вопрос по-любому не будет решен, скорее напротив, будет обостряться. Но в плане причин рассматриваемых протестов он уже решен. Власти побоятся принимать Земельный кодекс в прежней редакции. Что касается перспектив, то думаю, сейчас будут идти два параллельных процесса. Один во власти, которая будет ускоренно предпринимать различные меры противодействия возможным публичным протестам и вообще всему оппозиционно настроенному. Другой — в обществе, которое будет все больше радикализироваться в части негативного отношения к власти. В конце концов, оба процесса встретятся, причиной чему может стать любой даже самый незначительный повод.
— По мнению политолога Дастана КАДЫРЖАНОВА, в Казахстане сложилась революционная ситуация. Видите ли вы революционность в нынешнем положении? Есть ли у Казахстана шанс прийти к политическим изменениям через революцию?
— Думаю, что об этом еще рано говорить. Да, есть экономические проблемы, и они нарастают. Да, растут социальная напряженность и, как следствие, недовольство людей властями. Но при этом в стране вот уже 20 лет господствует мифологема, что нужно держаться за эту власть, потому что без нее будет гораздо хуже. Эта установка доминирует на уровне 60%. И это солидный запас прочности для существующего режима. Второй момент — практически монопольное господство в информационном пространстве позволяет Акорде формировать нужное общественное мнение по всем проблемным вопросам, позиционируя своих оппонентов негативно, а себя позитивно. Что она и делает достаточно успешно. Еще один важный момент — отсутствие оппозиции и даже каких-то организаций, мало-мальски оппонирующих власти. Это полностью исключает возможность консолидации и объединения протестных сил и настроений.
— В обществе идут жаркие споры относительно письма-раскаяния Жаната ЕСЕНТАЕВА. Гульжан ЕРГАЛИЕВУ и Мухтара ТАЙЖАНА обвиняют в том, что они подтолкнули уральского барда к написанию такого письма. Как вы относитесь к этому вопросу? Правильно ли писать раскаяние для того, чтобы не оказаться за решеткой?
— Мне трудно говорить об этом случае — я плохо знаю все тонкости этих переговоров. Но я помню похожую историю со «спасением» Булата АТАБАЕВА четыре года назад одним известным режиссером. Я им, конечно, не судья, но точно знаю, что власти не собирались сажать Булата за решетку. Они понимали, что этим создадут себе огромную проблему. Им абсолютно не нужна была эта головная боль, и они не могли придумать, как от него избавиться. Выручил друг, который приехал и уговорил его подписать какие-то нужные следователям документы. Забрал Булата из следственного изолятора КНБ и увез в Алматы, свято веря, что совершил благое дело — спас друга. Но так ли это было на самом деле, никто не знает.
— Благодарим за беседу!
Интервью подготовила Инга ИМАНБАЙ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com