“Сегодня “Талибан” – это и есть Афганистан”. Политолог Аркадий Дубнов – о том, почему радикалы занимают все новые города и выстоит ли Кабул

“Фак­ти­че­ски никто уже не пла­чет по пра­вя­ще­му режи­му”. Поли­то­лог Арка­дий Дуб­нов – о том, что обще­го у нынеш­не­го Афга­ни­ста­на и позд­не­го СССР

Пре­зи­дент Афга­ни­ста­на Ашраф Гани уехал из стра­ны, сооб­ща­ет мест­ный теле­ка­нал TOLO News. По инфор­ма­ции СМИ, он согла­сил­ся уйти в отстав­ку во вре­мя пере­го­во­ров с “Тали­ба­ном”, пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го вошли в пре­зи­дент­ский дворец.

15 авгу­ста бое­ви­ки “Тали­ба­на” вошли в сто­ли­цу Афга­ни­ста­на Кабул. По сооб­ще­нию МВД стра­ны, тали­бы под­сту­па­ли к горо­ду со всех сторон.

В 13 часов по мест­но­му вре­ме­ни “Тали­бан” объ­явил, что они пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет всю тер­ри­то­рию Афга­ни­ста­на, а бои в Кабу­ле закончились.

Ранее в вос­кре­се­нье тали­бы без боя взя­ли клю­че­вой восточ­ный город Афга­ни­ста­на Джелалабад.

ООН при­зва­ла сосе­дей Афга­ни­ста­на открыть свои гра­ни­цы для мир­ных афган­цев, спа­са­ю­щих­ся от наступ­ле­ния талибов.

“Запад еще раз обнаружил свою неспособность цивилизовать общество, которое находится как бы в другом историческом измерении”

В пят­ни­цу, за два дня до того, как тали­бы вошли в Кабул, Насто­я­щее Вре­мя пого­во­ри­ло с поли­то­ло­гом, экс­пер­том по Цен­траль­ной Азии Арка­ди­ем Дуб­но­вым. Тогда мы спро­си­ли, возь­мет ли “Тали­бан” кон­троль над сто­ли­цей и если да, то как скоро.

– Я думаю, что вопрос не в том, возь­мет он или нет, это вопрос рито­ри­че­ский, – счи­та­ет экс­перт. – К чему вся эта бое­вая актив­ность и рас­про­стра­не­ние вла­сти “Тали­ба­на” над про­вин­ци­аль­ны­ми цен­тра­ми по пери­мет­ру стра­ны? “Тали­бан” идет к полу­че­нию вла­сти над всей стра­ной, а это озна­ча­ет, что нуж­но взять власть в сто­ли­це, то есть непо­сред­ствен­но Кабул дает воз­мож­ность зафик­си­ро­вать побе­ду “Тали­ба­на”. Но как ско­ро это про­изой­дет? Я не могу ска­зать, никто не даст таких точ­ных оце­нок, а потом, Ири­на, мне кажет­ся, это не так важно.

– А что важно?

– Важ­но не то, что он возь­мет через два дня, через пять дней, через семь дней, а то, что мы сего­дня обна­ру­жи­ва­ем, я бы ска­зал, такую дра­ма­ти­че­скую деталь, что сего­дня “Тали­бан” – это и есть Афга­ни­стан, понимаете?

– Вы име­е­те в виду под­держ­ку его мест­ным населением?

– Да, я гово­рю о том, что, види­те ли, все про­вин­ци­аль­ные цен­тры, все поле­вые коман­ди­ры, фак­ти­че­ски все губер­на­то­ры пада­ют ниц перед “Тали­ба­ном”, отда­ют ему власть, ору­жие, вли­я­ние, кон­троль, и фак­ти­че­ски никто уже осо­бен­но не пла­чет по пра­вя­ще­му режи­му в Кабу­ле, пре­зи­ден­ту Ашра­фу Гани.

– Кро­ме бежен­цев, как я пони­маю, кото­рые бегут из страны.

– Кро­ме бежен­цев, но о том и речь, что сего­дня госу­дар­ство не суме­ло обес­пе­чить без­опас­ность зна­чи­тель­но­му коли­че­ству граж­дан Афга­ни­ста­на (жите­лей, к сожа­ле­нию, граж­дан­ско­го обще­ства нет в Афга­ни­стане, как и в этой части све­та в основ­ном, поэто­му надо гово­рить: жите­лей Афганистана).

Мас­со­вой ката­стро­фы к севе­ру от Афга­ни­ста­на из-за при­е­ма бежен­цев не будет, не пото­му что они не гото­вы идти, а пото­му что их про­сто не пустят

Мне это напо­ми­на­ет собы­тия 30-лет­ней дав­но­сти: Совет­ский Союз пал, и никто осо­бен­но не всту­пил на его защи­ту после декаб­ря 1991 года, когда было под­пи­са­но согла­ше­ние о пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти СССР. Так и здесь: никто осо­бен­но не вста­ет на защи­ту Кабу­ла, хотя отдель­ные руко­во­ди­те­ли еще гово­рят о том, что они про­дол­жа­ют сопро­тив­ле­ние. Смот­ри­те, что про­изо­шло в Гера­те: один из лиде­ров быв­ше­го “Север­но­го аль­ян­са”, зна­ме­ни­тый “Лев Гера­та” Исма­ил-Хан сего­дня сдал пози­ции. Гово­рят, что его под­ве­ли охран­ни­ки. Это не важ­но, глав­ное, что это так назы­ва­е­мый, изви­ни­те за пош­лый сленг, дого­вор­няк: все отда­ют­ся “Тали­ба­ну”, пото­му что пони­ма­ют, что он сего­дня оли­це­тво­ря­ет при­ем­ле­мый для зна­чи­тель­но­го коли­че­ства афган­цев стиль жиз­ни, это арха­и­ка, это воз­вра­ще­ние к тому, что было рань­ше, хотя, есте­ствен­но, с эле­мен­та­ми совре­мен­ных дости­же­ний циви­ли­за­ции афган­ской, кото­рые, конеч­но, пре­иму­ще­ствен­но запад­ные. Но я не уве­рен, насколь­ко удер­жит этот режим эти заво­е­ва­ния, о кото­рых все гово­рят: пра­ва жен­щин, уче­ба дево­чек и так далее.

К сожа­ле­нию, мы сто­им перед тем фак­том, что Запад еще раз обна­ру­жил свою неспо­соб­ность циви­ли­зо­вать обще­ство, кото­рое нахо­дит­ся как бы в дру­гом исто­ри­че­ском измерении.

Тали­бы в окрест­но­стях Джалалабада

– А мож­но пред­по­ло­жить, что услов­ный Запад вме­ша­ет­ся в этот процесс?

– А что зна­чит вме­ша­ет­ся? Он 20 лет назад вме­шал­ся. Вот в чем дело-то. И Совет­ский Союз тоже пытал­ся навя­зать соци­а­лизм. И что мы уви­де­ли? Имен­но тогда воз­ник джи­ха­дизм как явле­ние, “Пеша­вар­ская семер­ка”, сопро­тив­ле­ние совет­ской воен­ной интер­вен­ции воз­ник­ло имен­но в ответ на совет­скую воен­ную интер­вен­цию. Так и здесь.

– А если “Тали­бан” возь­мет кон­троль над всей стра­ной, сто­ит ли опа­сать­ся сосед­ним Таджи­ки­ста­ну, Узбе­ки­ста­ну, Туркменистану?

– Об этом мы гово­ри­ли уже не раз. Тали­бы не само­убий­цы, они себе стре­лять в ногу не будут, они пони­ма­ют, что им дадут воз­мож­ность пра­вить Афга­ни­ста­ном, наво­дить свои шари­ат­ские поряд­ки так, как им это кажет­ся есте­ствен­ным толь­ко в слу­чае, если они не будут угро­жать без­опас­но­сти окру­жа­ю­щих Афга­ни­стан стран. Ни одно­го слу­чая экс­тре­миз­ма, тер­ро­риз­ма с уча­сти­ем тали­бов за пре­де­ла­ми Афга­ни­ста­на не было за 27 лет суще­ство­ва­ния “Тали­ба­на” – ни одного.

– Будут ли воз­ни­кать кон­флик­ты в стра­нах, куда бегут бежен­цы? Какая там ситу­а­ция складывается?

– Пока речь идет не о бежен­цах, а о пере­ме­щен­ных лицах. Это внут­ри Афга­ни­ста­на идет пере­ме­ще­ние, они все бегут в Кабул. Дру­гие стра­ны, я имею в виду Иран и Паки­стан, уже мно­го лет живут в усло­ви­ях про­жи­ва­ния там мил­ли­о­нов афган­ских бежен­цев. Конеч­но, этот фак­тор будет иметь зна­че­ние. Что каса­ет­ся бежен­цев, кото­рые могут перей­ти гра­ни­цу Афга­ни­ста­на со стра­на­ми Цен­траль­ной Азии, то вряд ли это при­об­ре­тет мас­со­вый харак­тер. Мы уже видим, что Узбе­ки­стан отка­жет­ся их при­ни­мать, Таджи­ки­стан обе­щал при­нять чуть ли не до сот­ни тысяч, но это вооб­ще какое-то стран­ное поли­ти­че­ское реше­ние, и, по-мое­му, в Душан­бе уже от это­го отка­за­лись. Так что мас­со­вой ката­стро­фы к севе­ру от Афга­ни­ста­на из-за при­е­ма бежен­цев не будет, не пото­му, что они не гото­вы идти, а пото­му, что их про­сто не пустят.

Источ­ник: https://www.currenttime.tv/

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает