Human Rights Watch намерена активно работать с партнерами Казахстана в Европе и мире, чтобы заставить их пересмотреть условия сотрудничества с республикой из-за многочисленных нарушений ее властями прав человека. Об этом заявила представитель Human Rights Watch в Кыргызстане и Казахстане Мира Ритман, комментируя новый доклад HRW.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
В четверг, 31 января, на пресс-конференции в Интерфаксе (Москва) замдиректора департамента Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер представила ежегодный всемирный доклад правозащитной организации HRW, посвященный соблюдению прав и свобод человека в 2012 году. У авторов доклада особую обеспокоенность вызвал тот факт, что власти Казахстана активно используют правовую систему для подавления голоса политической оппозиции.
Соблюдение прав человека в Казахстане — хуже некуда
Как сказала Рейчел Денбер в Москве, ее ужасает ситуация в Казахстане, которая в 2012 году значительно ухудшилась после столкновений полиции с протестующими в Жанаозене в декабре 2011 года. После этого последовало ограничение прав и репрессии по отношению ко всем, кто имел хоть какое-то отношение к событиям в Жанаозене. В беспорядках на западе республики власти обвинили активистов-нефтяников и политическую оппозицию.
Непомерно высокую цену за право говорить и писать о том, что происходит в Казахстане, заплатили оппозиция и независимые СМИ. “Имели место аресты и нападения на независимых журналистов”, — напомнила в докладе HRW. Упоминая, в частности, дело главного редактора газеты “Взгляд” Игоря Винявского и журналиста “Уральской недели” Лукпана Ахмедьярова.
Кроме того, правозащитники раскритиковали новый противоречивый закон о телерадиовещании, который в январе подписал президент Нурсултан Назарбаев, несмотря на просьбы представителя ОБСЕ наложить на него вето. Но апогея борьба со СМИ в Казахстане достигла в конце прошлого года, когда судом была запрещена деятельность десятков СМИ в республике.
Все меньше в республике остается и уважения свободы вероисповедания. Причина тому — продолжает оставаться в действии ограничительный закон о религии. А трудовое законодательство, регулирующее права рабочих, является неопределенным и обременяющим. Запрет же на забастовки в некоторых отраслях экономики ограничивает права рабочих, говорится в докладе. Упоминаются также случаи использования детского труда в сельском хозяйстве, в частности в сфере табакопроизводства.
У авторов доклада особую обеспокоенность вызывает тот факт, что власти Казахстана используют правовую систему для подавления голоса политической оппозиции. Ее главной жертвой стал лидер незарегистрированной партии “Алга!” Владимир Козлов, который был осужден на 7,5 лет.
Комментируя доклад международной неправительственной организации Human Rights Watch, представитель этой организации в Кыргызстане и Казахстане Мира Ритман заявила, что в этом году HRW намерена активно работать с международными партнерами Казахстана в Европе. Ведь большинство из них пока никак не реагируют на произвол руководителя Казахстана. Как считают правозащитники, в Вашингтоне и европейских столицах слишком часто решали собственные проблемы за счет прав человека в подобных странах, вместо того чтобы увязывать развитие сотрудничества с улучшением ситуации с правами человека в Центральной Азии.
“Молчание на фоне злостных нарушений прав человека в долгосрочной перспективе будет способствовать повышению рисков для стабильности и безопасности, к которому ведет политика правительств, систематически игнорирующих верховенство закона”, — отметила Мира Ритман.
Правозащитники надеются, что ситуация с правами человека в Казахстане в 2013 году начнет меняться к лучшему. Предпосылок к этому, к сожалению, пока не видно, но общие усилия мирового сообщества могут изменить ситуацию.
Год, полный разочарования
В целом правозащитниками было исследовано положение прав человека в более чем 90 странах мира. По итогам работы они пришли к неутешительным выводам, что минувший год был полон разочарования, отметила Рейчел Денбер.
В России, например, минувший год стал самым плохим годом в ее новейшей истории с точки зрения прав человека. Волна массовых протестов, начавшаяся в декабре 2011 года, дала “предпосылки к политической реформе”, утверждает HRW, но “после возвращения на президентский пост Владимира Путина произошел быстрый пересмотр немногочисленных и робких попыток экс-президента Дмитрия Медведева расширить политические свободы, а гражданская активность подверглась беспрецедентному подавлению”.
Первыми жертвами нового государственного курса стали оппозиционеры, правозащитники и гражданские активисты. “Задержания, угрозы, избиения и другие притеснения”, а также дискредитирующие протестное движение публикации в подконтрольных государству СМИ имели место и до инаугурации Владимира Путина, однако после вступления вновь избранного президента в должность подобные случаи ощутимо участились.
Правозащитников ужасает тот факт, что закручивание гаек коснулось не только преследований оппонентов власти, но и проявилось в многочисленных репрессивных нововведениях российского законодательства, которые коснутся всех граждан РФ. Среди них: повышение штрафов за нарушение порядка проведения массовых мероприятий, которые теперь “сопоставимы с уголовными санкциями”. В законе об “иностранных агентах” понятие “политической деятельности” трактуется слишком широко, указывают правозащитники, а размытая правовая формулировка понятия госизмены позволяет “теперь теоретически подвести под нее международную правозащитную деятельность как таковую”. Неодобрительно говорится в докладе и о восстановлении уголовной ответственности за клевету и о новых ограничениях в Интернете.
Заметно ухудшилась ситуация с правами человека не только в Казахстане и России, но и во многих других странах СНГ. Так, в 2012 году в Украине имели место факты насилия, избиения и угрозы в адрес оппозиционных кандидатов в депутаты и их соратников в преддверии октябрьских выборов в Верховную раду. Кроме этого, были сообщения об административном давлении на бюджетников и студентов, чтобы они голосовать за партию власти — Партию регионов.
В Узбекистане усилились репрессии против гражданского общества. Власти этой страны помещали правозащитников под домашний арест и подвергали их изолированному задержанию за мирную гражданскую активность, продлевали тюремные сроки оппозиционерам без соблюдения процессуальных гарантий и депортировали международных журналистов, пытавшихся посетить страну. Ташкент игнорирует давние запросы 11 правозащитных экспертов ООН на посещение Узбекистана.
Туркменистан остается одним из самых репрессивных и закрытых государств мира. Лишь в Кыргызстане и в Таджикистане были отмечены незначительные позитивные шаги по улучшению ситуации с правами человека. Но в целом она заметно не улучшилась, несмотря, к примеру, на обещания властей заняться проблемой пыток, получивших широкое распространение в обеих странах, данных спецдокладчику ООН по пыткам в ходе его визита в эти страны.
Всего же правозащитниками этой международной организации было исследовано положение прав человека в более чем 90 странах мира. И, увы, минувший год в целом характеризуется разочарованием и ухудшением ситуации с правами человека в мире, резюмировала замдиректора департамента Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер.