Свобода внутри нас

Поче­му нашей заба­стов­ке в Жана­о­зене было суж­де­но закон­чить­ся про­ва­лом? Рабо­чие не доби­лись ни пере­смот­ра опла­ты тру­да, ни сво­бод­ных проф­со­ю­зов. Лиде­ры дви­же­ния ока­за­лись либо в тюрь­мах, и сего­дня о них ста­ра­ют­ся забыть, либо про­иг­ра­ли вла­сти про­ти­во­сто­я­ние. Отве­ты мож­но най­ти на при­ме­ре поль­ских собы­тий 80‑х годов.

 

Автор: Игорь ВИНЯВСКИЙ

Актив­ность рабо­чих, созда­ние сво­бод­ных проф­со­ю­зов и дви­же­ний борь­бы за свои пра­ва — все это было гран­ди­оз­ным опы­том, с кото­рым Вла­ди­мир Коз­лов хотел озна­ко­мить жана­о­зен­цев и для это­го при­вез дво­их акти­ви­стов заба­стов­ки в Вар­ша­ву в 2011 году. Там, кро­ме выступ­ле­ний на пло­щад­ке ОБСЕ, у них была воз­мож­ность пооб­щать­ся с вете­ра­на­ми «Соли­дар­но­сти», завя­зать кон­так­ты с акти­ви­ста­ми проф­со­ю­зов и поли­ти­че­ских партий.

Эти пар­ни не смог­ли пере­ра­с­ти в лиде­ров, кото­рые мог­ли бы даль­ше дви­гать про­цес­сы и доби­вать­ся реформ для себя. Но это ока­за­лось про­бле­мой не этих двух ребят. Это про­бле­ма все­го наше­го наро­да, у кото­ро­го эле­мен­тар­но отсут­ству­ет осно­ва, на кото­рой мож­но фор­ми­ро­вать граж­дан­скую актив­ность обще­ства. Я объ­яс­ню, что имею в виду.

Впер­вые я при­е­хал в Поль­шу на еже­год­ное сове­ща­ние ОБСЕ в 2010 году. Очу­тив­шись в исто­ри­че­ском цен­тре, я узнал, что он весь был вос­ста­нов­лен после вой­ны на осно­ве ста­рых кар­тин и чер­те­жей, а так­же дово­ен­ных фото­гра­фий и кино­хро­ни­ки. После вар­шав­ско­го вос­ста­ния в 1944 году Гит­лер при­ка­зал сте­реть с лица зем­ли сто­ли­цу Поль­ши. Поэто­му с осо­бым усер­ди­ем нем­цы взры­ва­ли 200—400-летние дома, вклю­чая коро­лев­ский замок, кото­рый стро­и­ло не одно поко­ле­ние поль­ских коро­лей на про­тя­же­нии несколь­ких столетий.

Я поду­мал, что толь­ко народ, обла­да­ю­щий поис­ти­не под­лин­ным, а не показ­ным и напы­щен­ным пат­ри­о­тиз­мом, спо­со­бен на такое. Этот пат­ри­о­тизм дол­жен иметь какую-то осно­ву — свое­об­раз­ный фун­да­мент, на кото­ром и фор­ми­ру­ют­ся любовь к сво­ей стране, гор­дость за куль­ту­ру и историю.

По уве­ре­нию самих поля­ков, этим фун­да­мен­том для них была и есть рели­гия. Бог помо­гал им все­гда в труд­ные вре­ме­на. С верой они про­шли через вой­ну, и даже в соци­а­ли­сти­че­ские вре­ме­на косте­лы все­гда были пол­ны прихожанами.

Поэто­му одним из ярчай­ших геро­ев дви­же­ния сопро­тив­ле­ния ком­му­низ­му суж­де­но было стать про­сто­му ксен­д­зу. В 1980 году во вре­мя заба­стов­ки Ежи Попе­луш­ко по прось­бе вар­шав­ских рабо­чих при­был на завод. Он под­дер­жал заба­стов­щи­ков, убе­див их в пра­виль­но­сти выбо­ра пути, и напут­ство­вал духов­но. С это­го момен­та изме­ни­лась его судь­ба, а сам свя­щен­ник изме­нил созна­ние мил­ли­о­нов людей.

Его про­по­ве­ди изоби­ло­ва­ли поли­ти­че­ски­ми посла­ни­я­ми, в кото­рых он не стес­ня­ясь кри­ти­ко­вал ком­му­ни­сти­че­ский режим. А во вре­мя воен­но­го поло­же­ния, вве­ден­но­го в 1981 году, цер­ковь, как и в дру­гие труд­ные для поль­ско­го наро­да вре­ме­на, ста­ла един­ствен­ной силой, спо­соб­ной откры­то выра­жать свой про­тест. Попе­луш­ко стре­ми­тель­но наби­рал попу­ляр­ность. По всей стране на его выступ­ле­ния при­хо­ди­ли десят­ки тысяч людей. Его воз­зва­ния транс­ли­ро­ва­ли по радио «Сво­бод­ная Евро­па», и вско­ре ксендз стал номе­ром пер­вым в спис­ке рели­ги­оз­ных про­блем для служ­бы без­опас­но­сти МВД ПНР.

Сна­ча­ла про­тив него раз­вер­ну­лась дис­кре­ди­ти­ру­ю­щая кам­па­ния, в ходе кото­рой газе­ты и теле­ви­де­ние низ­вер­га­ли пото­ки лжи и гря­зи на свя­щен­ни­ка, затем его попы­та­лись аре­сто­вать за хра­не­ние запре­щен­ной лите­ра­ту­ры и патро­нов, кото­рые под­бро­си­ли ему сотруд­ни­ки СБ.

Ежи Попе­луш­ко был осво­бож­ден бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству духо­вен­ства. Его извест­ность к тому вре­ме­ни уже достиг­ла Вати­ка­на, где пра­вил поляк по про­ис­хож­де­нию папа Иоанн Павел II.

Тогда МВД при­ни­ма­ет к испол­не­нию дру­гой план. 19 октяб­ря 1984-го авто­мо­биль, в кото­ром ехал Ежи Попе­луш­ко, был оста­нов­лен на шос­се тре­мя сотруд­ни­ка­ми СБ. Они жесто­ко изби­ли свя­щен­ни­ка, после чего сбро­си­ли его в водо­хра­ни­ли­ще реки Вис­лы. Тело было най­де­но толь­ко 30 октяб­ря 1984 года. На похо­ро­нах духов­но­го лиде­ра «Соли­дар­но­сти» при­сут­ство­ва­ло более 250 000 чело­век. Ули­цы были бит­ком заби­ты людь­ми. Народ сто­ял на кры­шах домов, вдоль кото­рых шла похо­рон­ная процессия.

Гибель Попе­луш­ко ста­ла нача­лом мас­со­вых вол­не­ний в Поль­ше. Вла­сти были вынуж­де­ны отдать под суд трех испол­ни­те­лей убий­ства, кото­рые на про­цес­се утвер­жда­ли, что дей­ство­ва­ли по сво­ей ини­ци­а­ти­ве. В 1985 году они были осуж­де­ны на дли­тель­ные сро­ки. Сего­дня пала­чи уже нахо­дят­ся на сво­бо­де в свя­зи с амнистией.

В декаб­ре 2009 года папа Бене­дикт XVI под­пи­сал декрет о при­зна­нии свя­щен­ни­ка Ежи Попе­луш­ко муче­ни­ком. 6 июня 2010 года в Вар­ша­ве на пло­ща­ди Пил­суд­ско­го состо­я­лась цере­мо­ния беа­ти­фи­ка­ции Ежи Попе­луш­ко, на кото­рой при­сут­ство­ва­ла его мать Марианна.

Теперь я бы хотел вер­нуть­ся к нача­лу ста­тьи и оста­вить чита­те­лей в раз­мыш­ле­нии над сле­ду­ю­щи­ми вопро­са­ми: а что же сего­дня может быть цемен­ти­ру­ю­щим фак­то­ром для нашей нации и како­вы ее сего­дняш­ние истин­ные духов­ные лидеры?

Ори­ги­нал статьи:

Сво­бо­да внут­ри нас

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще