говорили ранее, намерены публиковать статьи и биографии известных революционеров
Средней Азии, которые внесли значительный вклад в деле пробуждения от средневековья
и колониального рабства народов Востока. В ответ на официальную пропаганду,
которая активно обожествляет ханов, биев, различных феодалов, а также деятелей
буржуазной Алаш-Орды, воевавших вместе с колчаковцами против Советской власти и
убивших вождя казахской революции 1916 года Амангельды Иманова, мы должны
показывать истинный путь верных сынов трудового народа. Сейчас мы представляем
вам статью о деятельности выдающегося большевика Сакена Сейфулина.
Редакция
позапрошлого века в глухом кочевом ауле современной Карагандинской области
родился маленький Садвакас. Неспокойное время начала 20-ого века воспитало
Сейфуллина революционером, борцом за то, что было в то время чем-то сказочным и
существовавшим лишь на бумаге – права человека. Именно те права, которые нужно
не выпрашивать, а брать силой — силой
слова, мысли, а примером в этом может служить жизнь простого казахского парня,
чьё имя стало легендарным.
В год первой
русской революции Сакен Сейфуллин поступил в русско-казахскую школу при
Спасском медеплавильном заводе, где проучился три года, затем учился в
Акмолинской приходской начальной школе и Акмолинском трёхклассном училище. Для
того времени молодой Сакен имел весьма неплохое образование, что позволило
восемнадцатилетнему пареньку обучать русскому языку учеников медресе, где
мусульман обучали лишь Корану – слову божьему. Желание учить людей чему-то
новому привело Сакена Сейфуллина в Омскую учительскую семинарию. А в 20 лет уже
становится соруководителем культурно-просветительского общество «Бирлик» в
городе Омске и в это же время выходит его первый сборник стихов «Минувшие дни».
В 1916 году Сакен Сейфуллин осветил народно-освободительную борьбу казахского
народа в своём стихотворении «Волнение», а в 1917 году – Февральскую революцию
в стихотворении «Спешно собрались мы в поход». В год Великой Октябрьской
революции создаёт общественно-политическое движение «Молодой казах», сам Сакен
был тогда ещё 23-летним молодым издателем газеты «Жизнь».
революции Сакен Сейфуллин обращается к своим ровесникам и согражданам с
призывом участвовать в революции, помогать ей и бороться за свою Родину, за
новую жизнь в первом произведении казахской литературы «А ну ка, джигиты!».
Ветром быстрым,
Сердца искры
Рассыпая там и тут,
Незаметно,
Огнецветно
Годы юности пройдут.
Вам, джигиты,
Жизнь открыта,
Вдаль стремите скакунов,
Не робейте,
Смело ройте
Выше туч и облаков.
С пылом юным
Бей по струнам!
С красно-струнною домброй,
Пробуждая
Степь до края,
Обойдем простор родной.
Мы расскажем
В пенье нашем,
Как боролась беднота.
Пойте вместе,
Чтобы с песней
Брызгать пламя изо рта.
Песня — пламя,
Вскинь крылами,
Чтобы пламенем твоим
Люд наш бедный
Был согрет бы,
А богач обжегся б им.
Клич мы бросим
(В сердце носим):
- Беднота, объединись!
Смело, дружно
Строить нужно
Новый мир, новую жизнь!
Выше флаги!
Жар отваги
Ты буди у всех в груди -
Песня-пламя,
Над полями,
Над просторами лети!
молодёжь на борьбу, Сакен сам показывает пример и в первый год революции, когда
в Акмолинске устанавливается Советская власть, Сейфуллин становится членом
президиума Акмолинского Совдепа и становится наркомом просвещения. Но на этих
постах пробыл Сейфуллин лишь 47 дней – во время контрреволюционного переворота
в Акмолинске он с другими работниками Совдепа был арестован и в кандалах отправлен
в тюрьму. О всех ужасах и зверствах белогвардейских генералов и атаманов Сакен
Сейфуллин узнал не понаслышке, суровые испытания «вагонов смерти» атамана
Анненково и омского белогвардейского концлагеря легли на плечи молодого
писателя-революционера. Но подобно другим революционерам Сакен Сейфуллин не
долго томился в плену и при первой возможности он бежал и скрывался под чужим
именем, чтобы после освобождения Акмолинска Красной Армией снова вернуться к
своим обязанностям и становится заместителем председателя и заведующим отдела
управления Акмолинского исполкома и членом ревкома Киркрая.
Сейфуллин внёс в дело образования, которое до этого времени оставалось недоступной
роскошью для большинства детей.
И вот, в 1920
году тысячи девушек и джигитов стали учиться в 104 школах первой ступени, 3
школах второй ступени, 6 школьных мастерских, 2 технических школах и
сельскохозяйственной школе, открытых при самом активном участии Сакена
Сейфуллина. Помимо школ людям стала доступна новая уездная библиотека,
спектакли и концерты, а также рабоче-крестьянский клуб имени III Интернационала.
В 1922 году
Сакен Сейфуллин становится заместителем наркома просвещения и председателем
Совнаркома Республики. Работая на столь ответственных постах, он оставался
писателем и продолжал писать стихи. Из под его пера вышли сборник стихов
«Неукратимый скакун» и драма «Красные соколы».
После смерти
В.И. Ленина Сакен Сейфуллин во главе казахской делегации отправляется на
похороны в Москву и пишет статью в центральной газете «Известия» «В.И. Ленин и
пробуждающийся Восток».
следующих лет жизни Сакен Сейфуллин занимал ключевые посты в области
просвещения, был председателем академического при Казнаркомпросе, был назначен
ректором Кзыл-Ординского института народного просвещения, лектором Ташкентского
казахского педагогического университета, руководил литературным объединением
казахской молодёжи. В 35 лет он стал
доцентом кафедры казахской литературы Казахского педагогического института.
В 1936 году за
свой огромный вклад в культуру и просвещение молодого Советского Казахстана
Сакен Сейфуллин был удостоен ордена Трудового Красного Знамени и таким образом
стал первым казахским писателем, награждённый этим орденом. За годы его жизни
Сейфуллином было написано много произведений, призывавших казахский народ к
революционной самоотверженной борьбе, но ещё больше он сделал на важной службе
у народа и для народа.
Вся героическая
жизнь талантливого писателя не помешала устранить его по обвинению в буржуазном
национализме и в 1939 году расстрелять в застенках Алма-Атинского НКВД. Писатель-революционер,
проживший 45 лет и отдавший себя всего на дело революции, был посмертно
реабилитирован, а его наследие должно и сегодня являться образцом поведения для
казахской молодёжи.
массовая культура твердит о том, что борьба за свои права – это чужое и навеяно
лентяями, нежелающими работать, что счастлив будет тот, кто в тяжкие времена
затягивает пояса и ждёт десятилетиями хоть какого-то улучшения условий жизни. И
когда наступает пресловутое временное улучшение, то пресса захлёбывается
рукоплесканиями в адрес руководства страны, которое благополучно ввергает
страну в кризисы, разруху и упадок. Вспоминается шутка о капитане, который сам
отдал швартовы, сам поднял якорь, сам отчалил, а потом КОРАБЛЬ сел на мель …
Работать нужно
не на начальника в роскошном костюме, а на себя и своих детей, своих внуков и
правнуков, как это дело Сакен. А ну ка, джигиты!
Источник: www.socialismkz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
See original article:
Сакен Сейфуллин – писатель — революционер