Рысбек знает, каким будет приговор

Рыс­бек Сар­сен­ба­ев не верит в объ­ек­тив­ность суда по делу об убий­стве его бра­та — оппо­зи­ци­он­но­го поли­ти­ка Алтын­бе­ка Сар­сен­ба­е­ва. Он уве­рен, что воз­об­но­вив­ше­е­ся раз­би­ра­тель­ство сно­ва прой­дет по задан­но­му сце­на­рию, ито­гом кото­ро­го будет про­сто дру­гой обви­ни­тель­ный при­го­вор – на этот раз в отно­ше­нии Раха­та Али­е­ва и Аль­ну­ра Мусаева.

Пред­ва­ри­тель­ное слу­ша­ние по делу об убий­стве в 2006 году казах­стан­ско­го поли­ти­ка Алтын­бе­ка Сар­сен­ба­е­ва и двух его помощ­ни­ков Васи­лия Журавле­ва и Бауы­р­жа­на Бай­бо­сы­на состо­я­лось в минув­шую пят­ни­цу, 10 янва­ря, в Тал­ды­кор­гане. Засе­да­ние про­шло в закры­том режи­ме в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном меж­рай­он­ном суде по уго­лов­ным делам Алма­тин­ской области.

- У меня мало надеж­ды на этот суд. Ско­рее все­го его про­ве­дут по оче­ред­но­му сце­на­рию, как это было с пер­вым судом. Раха­та Али­е­ва и Аль­ну­ра Муса­е­ва осу­дят заоч­но. Ина­че смыс­ла зате­вать все это, — ска­зал нам после завер­ше­ния слу­ша­ния Рыс­бек Сарсенбаев.

На судеб­ное раз­би­ра­тель­ство был достав­лен экс-руко­во­ди­тель сена­та пар­ла­мен­та Ержан Утемб­а­ев, при­знан­ный судом заказ­чи­ком убий­ства и осуж­ден­ный на 20 лет лише­ния сво­бо­ды. Но орга­ни­за­то­ра убий­ства Рустам Ибра­ги­мо­ва, по заяв­ле­нию кото­ро­го Вер­хов­ный суд  поста­но­вил в декаб­ре 2013 года воз­об­но­вить судеб­ное раз­би­ра­тель­ство по вновь открыв­шим­ся обсто­я­тель­ствам, не было.

- Утемб­а­ев был вялый, какой-то сон­ный, без­раз­лич­ный к про­ис­хо­дя­ще­му. Я спро­сил:  как здо­ро­вье. Гово­рит: неваж­но. Ска­зал, что у него высо­кое дав­ле­ние, сахар. Боле­ет, — рас­ска­зал Рыс­бек Сар­сен­ба­ев. — Мы с Толе­ге­ном Жуке­е­вым выра­зи­ли ему собо­лез­но­ва­ния по пово­ду кон­чи­ны матери.

Пред­ва­ри­тель­ное слу­ша­ние про­хо­ди­ло под пред­се­да­тель­ством само­го пред­се­да­те­ля суда судьи Бери­к­жа­на Бай­жу­ну­со­ва, кото­ро­му потер­пев­шая сто­ро­на заяви­ла отвод. Как выяс­ни­лось, он явля­ет­ся род­ствен­ни­ком Рыс­бе­ку Сар­сен­ба­е­ву — пле­мян­ни­ком его покой­ной жены.

- Он род­ствен­ник, хоть по зако­ну тако­вым не явля­ет­ся. Это непра­виль­но. Мы обща­ем­ся. Мы хотим, что­бы все было стро­го по зако­ну, чест­но и спра­вед­ли­во. Долж­ны быть сохра­не­ны пра­ва сто­рон, толь­ко тогда будет чест­ное состя­за­ние адво­ка­тов, — пояс­нил Рыс­бек Сар­сен­ба­ев свое реше­ние подать хода­тай­ство об отво­де судьи. — Но нам отка­за­ли, так как в соот­вет­ствии с зако­ном он не явля­ет­ся родственником.

Рыс­бек так­же сооб­щил, что на суде не было пред­ста­ви­те­лей Раха­та Али­е­ва и Аль­ну­ра Муса­е­ва, кото­рые по заяв­ле­нию Гене­раль­ной про­ку­ра­ту­ры   явля­ют­ся истин­ны­ми заказ­чи­ком и орга­ни­за­то­ром преступления.

- О Раха­те вооб­ще речи не шло. Инте­рес­но то, что нам до послед­не­го не дава­ли поста­нов­ле­ние вер­хов­но­го суда. Мы тре­бо­ва­ли пре­кра­тить пред­ва­ри­тель­ное слу­ша­ние до тех пор, пока мы озна­ко­мим­ся с ним. Но поста­нов­ле­ние дали толь­ко после окон­ча­ния засе­да­ния, — рас­ска­зал Рыс­бек Сар­сен­ба­ев. — Более того, я счи­таю, что это поста­нов­ле­ние напи­са­но не в Вер­хов­ном суде, так как там есть неко­то­рые про­ти­во­ре­чия, без­гра­мот­ность. Кон­крет­но я не буду пере­чис­лять сей­час, оно еще будет обсуж­дать­ся на основ­ном раз­би­ра­тель­стве, и там мы ска­жем свое мнение.

Основ­ной судеб­ный про­цесс будет про­хо­дить в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном меж­рай­он­ном суде по уго­лов­ным делам Алма­тин­ской обла­сти в горо­де Кас­ке­лен. Засе­да­ние назна­че­но на 22 янва­ря на 10 утра.

- Мы тре­бо­ва­ли про­ве­сти про­цесс в Алма­ты. Для это­го есть все осно­ва­ния, и зако­но­да­тель­ство это поз­во­ля­ет. Но нам отка­за­ли. Сто­ро­на Утемб­а­е­ва хода­тай­ство­ва­ла о про­ве­де­нии про­цес­са в Кас­ке­лене, — пояс­нил Рыс­бек Сарсенбаев.

Напом­ним, что Алтын­бек Сар­сен­ба­ев был сопред­се­да­те­лем и орга­ни­за­то­ром оппо­зи­ци­он­ной пар­тии «Ак жол». Он, его води­тель Васи­лий Журавлев и охран­ник Бауы­р­жан Байбосы́н с огне­стрель­ны­ми пуле­вы­ми ране­ни­я­ми были обна­ру­же­ны 13 фев­ра­ля 2006 года в Тал­гар­ском рай­оне Алма­тин­ской обла­сти. Заказ­чи­ком убий­ства был при­знан руко­во­ди­тель аппа­ра­та пар­ла­мен­та Ержан Утемб­а­ев, кото­рый по вер­сии след­ствия испы­ты­вал к поли­ти­ку лич­ную непри­язнь и даже взял кре­дит в бан­ке для того, что­бы запла­тить за убий­ство. Испол­ни­те­лем был при­знан Рустам Ибрагимов.

В декаб­ре 2013 года Гене­раль­ная про­ку­ра­ту­ра Казах­ста­на сде­ла­ла заяв­ле­ние на осно­ва­нии обра­ще­ния Ибра­ги­мо­ва о том, что истин­ны­ми заказ­чи­ка­ми убий­ства явля­ют­ся Рахат Али­ев и экс-гла­ва КНБ Аль­нур Муса­ев. В свя­зи появив­ши­ми­ся новы­ми дан­ны­ми было реше­но пере­смот­реть дело в отно­ше­нии осуж­ден­но­го Ержа­на Утемб­а­е­ва. При­го­вор по делу об убий­стве частич­но отме­ни­ли. Одна­ко, по дан­ным след­ствия, Утемб­а­ев знал о гото­вя­щем­ся поку­ше­нии на Сарсенбаева.

 

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

Кулибаевский след на границе с Кыргызстаном обнаружил депутат