В Совете Европы надеются сохранить хрупкий диалог с Россией. Впрочем, отдельные дипломаты не склонны драматизировать ситуацию, даже если Россия выйдет из ПАСЕ.
В Четверг, 13 Ноября, президент Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Брассер отправляется в Москву, чтобы встретиться с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. В пресс-службе ассамблеи сообщают, что данный визит является “продолжением диалога продолжается”.
Однако источник DW в секретариате ПАСЕ сообщил, что на самом деле цель поездки президента ассамблеи в российскую столицу — убедить руководство Госдума не воплощать в жизнь решения о выходе российской делегации из состава ПАСЕ. А такое решение принципиально Москвой якобы уже принято.
Россия готова “хлопнуть дверью” в ПАСЕ?
В апреле этого года российскую делегацию в ПАСЕ были лишены права голоса в январе 2015 через аннексию Россией Крыма, после чего российские депутаты бойкотировали следующие два пленарных заседания ассамблеи. Формально в начале следующего года российская делегация автоматически снова получает право голоса в ассамблее.
“Однако сейчас уже можно с уверенностью утверждать, что полномочия российской делегации вновь станут предметом рассмотрения на январской сессии”, — сказал источник DW. Согласно процедуре, для этого в первый день пленарного заседания, когда происходит подтверждение полномочий всех 47 делегаций, не менее 30 депутатов из пяти стран должны подвергнуть сомнению полномочия российской делегации. Работник секретариата убежден, что такая инициатива во время открытия январской сессии будет озвучена, поскольку за это время “Россия не сделала ничего для того, чтобы выполнить рекомендации апрельской резолюции, в результате принятия которой ее депутатов были лишены права голоса”.
Между тем глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Пушков еще в августе категорически заявлял, что если санкции против России в ассамблее будут продолжены, то он не видит “причины, по которой российская делегация будет участвовать в деятельности ПАСЕ в 2015 году”. А это фактически означает выход российской делегации из состава Парламентской ассамблеи.
Генсек СЕ тоже собирается в Россию
За две недели до Москвы отправится и генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. О его визите, который запланирован на 27 ноября, журналистам в Страсбурге сообщил посол Бельгии при организации Дирк ван Екхаут.
И хотя в пресс-службе Совета Европы пока отказались раскрывать детали московских встреч генсека, однако, можно предположить, что Турбьерн Ягланд также попытается убедить россиян не выходить из ПАСЕ, которая на сегодня остается одним из немногих дипломатических площадок для России.
СЕ не имеет механизмов влияния на Россию
13 ноября в Страсбурге состоится официальная передача председательства в Комитете министров Совета Европы от Азербайджана в Бельгии. Комитет министров — главный руководящий орган этой организации, в котором стран-члены в алфавитном порядке председательствуют течение шести месяцев.За последние полгода Комитет министров СЕ принял восемь решений по ситуации в Украине. В последнем, от 18 сентября, комитет признал присутствие российских войск на Донбассе и призвал Кремль немедленно вывести войска с украинской территории. Однако посол Бельгии при СЕ Дирк ван Екхаут не скрывает того, что на сегодняшний день Совет Европы не имеет механизмов, которые заставили бы Россию выполнять решения Комитета министров.
“Однако я обещаю вам, что мы будем продолжать говорить с Москвой жестко и напоминать ей, что нельзя быть членом клуба, если ты не соблюдаешь его правил”, — сказал бельгийский дипломат в комментарии DW.Диалог любой ценой?
Посол Бельгии не склонен драматизировать ситуацию с выходом России из состава ПАСЕ, поскольку считает, что “до января многое может измениться, поскольку в политике даже неделю — это большой промежуток времени”. Дирк ван Екхаут считает, что искать общий язык с Россией можно только через диалог и анонсировал визит в Москву министра иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерса как председателя Комитета министров, который должен состояться 8 декабря.
Бельгийский дипломат убежден, что теперь “для всех стало очевидным, что речь идет не столько о кризисе в Украине, сколько о проблемах в России”. Однако решение этих проблем следует искать “не только в Страсбурге”. “К этому причастны и другие европейские столицы и международные организации, а Совет Европы может влиять на ситуацию только в пределах своего мандата — защиты прав человека”, — подчеркнул посол Бельгии.
Источник: Deutsche Welle