Российская пропаганда и война в Украине привели к тому, что казахстанцы забыли про свою страну

Пока­за­тель­ные циф­ры обще­ствен­но­го мне­ния от цен­тра Demoscope: боль­ше тре­ти жите­лей Казах­ста­на под­вер­же­ны рос­сий­ской про­па­ган­де, то есть назы­ва­ют про­ис­хо­дя­щее «спе­ци­аль­ной воен­ной опе­ра­ци­ей Рос­сии про­тив наци­стов». Еще чет­верть опро­шен­ных посчи­та­ли, что вой­на идет для недо­пу­ще­ния в Укра­и­ну войск НАТО, то есть эти люди повто­ря­ют все тот же нар­ра­тив крем­лев­ской про­па­ган­ды. Ито­го — поло­ви­на насе­ле­ния, и это мини­мум, пря­мо сей­час как бол­ван­чи­ки повто­ря­ет ман­тры за рос­сий­ским теле­ви­де­ни­ем о том, что «нам не стыд­но», «сила в прав­де», а Укра­и­на — это «недо­го­су­дар­ство».

Эти дан­ные симп­то­ма­тич­ны по оче­вид­ной при­чине. Обра­зом мыс­лей казах­стан­ских граж­дан управ­ля­ет услов­ный отдел внут­рен­ней поли­ти­ки адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Рос­сии, что озна­ча­ет пол­ный про­иг­рыш оте­че­ствен­ных медиа в прин­ци­пе и оте­че­ствен­ной про­па­ган­ды, в част­но­сти. Зна­чи­тель­ную часть людей казах­стан­ская повест­ка — даже раз­вле­ка­тель­ная — не инте­ре­су­ет вооб­ще: на рос­сий­ских кана­лах уже убра­ли вооб­ще все, кро­ме про­па­ган­дист­ских исте­рик, — и все рав­но люди гото­вы часа­ми погло­щать весь этот кон­тент, не ухо­дя в более раз­но­об­раз­ную сет­ку веща­ния «род­ных» теле­ка­на­лов. Весь мир гос­за­ка­за раз­ру­шен в тру­ху, но даже это не такая боль­шая про­бле­ма в срав­не­нии с тем, что людям ока­за­лись неин­те­рес­ны собы­тия сво­ей соб­ствен­ной страны.

Даже меня, чело­ве­ка, несколь­ко лет про­жив­ше­го за пре­де­ла­ми рес­пуб­ли­ки (как раз в Рос­сии), эта ситу­а­ция оше­лом­ля­ет. Понят­но, что про­ис­хо­дя­щие сей­час в мире собы­тия — это насто­я­щий рубеж эпох и огром­ней­ший мораль­ный стресс для всех без исклю­че­ния. Понят­но так­же, что после Бучи, Чер­ни­го­ва, Боро­дян­ки и, види­мо, мно­же­ства дру­гих сви­де­тельств воен­ных пре­ступ­ле­ний и воен­но­го вар­вар­ства труд­но пере­клю­чить­ся на нечто, что не свя­за­но с вой­ной. И понят­но, что вой­на в Укра­ине вли­я­ет на казах­стан­цев и эко­но­ми­че­ски, что тоже застав­ля­ет сле­дить за про­ис­хо­дя­щим более внимательно.

И тем не менее.

Поло­ви­на стра­ны всю про­шлую неде­лю уто­па­ла в воде после силь­ней­ше­го тая­ния сне­гов, были даже постра­дав­шие вро­де девоч­ки в Акто­бе, кото­рую не затя­ну­ло в слив­ную тру­бу толь­ко бла­го­да­ря геро­из­му бро­сив­ших­ся на помощь про­хо­жих. Мини­стер­ство инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия посте­пен­но под­би­ра­ет­ся к соци­аль­ным сетям в Казах­стане, и речь не толь­ко о поправ­ках «Сары­ма-Заки­ро­вой»: ведом­ство начи­на­ет при­ки­ды­вать, какие огра­ни­че­ния мож­но будет накла­ды­вать на интер­нет не толь­ко из-за бул­лин­га детей. В стране про­дол­жа­ет­ся боль­шое коли­че­ство митин­гов, заба­сто­вок и акций обще­ствен­но­го недо­воль­ства. И это еще я не упо­ми­наю про «кро­ва­вый январь», о рас­сле­до­ва­нии собы­тий кото­ро­го (а так­же о том, что­бы выта­щить из репрес­сив­ной маши­ны неви­нов­ных) печет­ся сей­час, похо­же, лишь неболь­шая груп­па акти­ви­стов, а осталь­ные про­сто обо всем забыли.

А теперь ска­жи­те чест­но: насколь­ко дол­го собы­тия из преды­ду­ще­го абза­ца вы обсуж­да­ли с семьей? Пять минут, мину­ту, вооб­ще про­игно­ри­ро­ва­ли? Обще­ство ката­стро­фи­че­ски выклю­че­но из обсуж­де­ния внут­рен­них дел. Сни­ма­ют аки­мов? Ну, зна­чит, так надо — чего про это рас­су­со­ли­вать. Поса­ди­ли лиде­ра оппо­зи­ции? Ой, я здеш­ней поли­ти­кой не инте­ре­су­юсь. Комис­сия по демо­но­по­ли­за­ции рабо­та­ет со скри­пом? А это вооб­ще, что? А помни­те, еще был фонд «Жана Казах­стан» для сбо­ра средств на вос­ста­нов­ле­ние горо­дов после январ­ских собы­тий? Поче­му бы не узнать, что про­ис­хо­дит с день­га­ми, мож­но спро­сить людей? Пото­му что луч­ше туда не лезть, отве­тит подав­ля­ю­щее боль­шин­ство горожан.

Лег­ко обви­нить в пере­кры­тии инфор­ма­ци­он­но­го кис­ло­ро­да внут­ри стра­ны жур­на­ли­стов или власть, но теперь эти пре­тен­зии будут как мини­мум неточ­ны­ми. СМИ, как ни стран­но, пишут о всем выше­ска­зан­ном доста­точ­но актив­но, а чинов­ни­ки даже что-то ком­мен­ти­ру­ют (ску­по и неуме­ло, но неко­то­рых из них мож­но похва­лить хотя бы за стрем­ле­ние). Дру­гое дело, что делать все это сме­лее нуж­но было рань­ше, а сей­час запрос на боль­ший инте­рес к собы­ти­ям в сво­ей стране почти поте­рян. И теперь вос­ста­но­вить его будет еще слож­нее: у людей в голо­ве про­хо­дит своя «спе­цо­пе­ра­ция».

Но делать это необ­хо­ди­мо, и не толь­ко для стра­ны, но и для себя самих. Пра­во пере­жи­вать за вой­ну (или даже за «спе­цо­пе­ра­цию») в Укра­ине у вас никто не отби­ра­ет, но важ­но, думая о дру­гих стра­нах, не забы­вать про свою. Не забы­вать, что здесь тоже идет жизнь, что здесь есть свои зло­деи и герои, свои про­бле­мы и дра­мы, своя поли­ти­ка и эко­но­ми­ка, свой уклад. И если об этом не думать, все будет какое-то вре­мя катить­ся по инер­ции, а потом про­сто заглох­нет, захи­ре­ет и сло­ма­ет­ся. Да и откро­вен­но гово­ря: зани­мать­ся повсе­днев­ны­ми дела­ми и знать о том, что про­ис­хо­дит у тебя под боком, нуж­но хотя бы для того, что­бы не сой­ти с ума. Ум, тер­пе­ние и невоз­му­ти­мость — это то, что сей­час нуж­но нам всем. И для потреб­ле­ния внеш­них ново­стей, и для созда­ния внутренних.

Источ­ник: novgaz.com

Статьи по теме

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось