Очевидно, что как только вопрос о верховной власти и о том, кто ее получит после Нурсултана Назарбаева, из теоретической плоскости перейдет в область практической реализации, внутриэлитные противоречия неизбежно приведут к обострению межклановых «войн». Тогда выброс информации о том, кто на самом деле владеет тем или иным офшором и, соответственно, подконтрольным ему крупным казахстанским активом, практически неизбежен и может стать критическим для отдельных персоналий.
При этом в отличии от Владимира Путина казахстанский «лидер нации» не может позволить себе «деофшоризацию» правящей элиты. И по объективным, и по субъективным причинам.
Среди объективных причин ключевую роль играют относительная малочисленность казахстанской элиты по сравнению с российской и ее неконкурентоспособность.
Среди субъективных — значительная концентрация крупных активов в руках ближайших родственников и соратников президента, причем приобретенных не всегда корректно и законно, что сделает их крайне уязвимыми в будущем.
В качестве примера сошлемся на пример национальной компании «Казахтелеком». Для начала процитируем текст постановления правительства РК от 15 июня 2016 года № 348 «Об отчуждении стратегических объектов”:
“В соответствии со статьей 193–1 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Разрешить компании «DERAN SERVICES B.V.» совершить сделку по отчуждению 7,6% пакета акций акционерного общества «Казахтелеком» в пользу компании «Sobrio Limited».
- Разрешить компании «BODAM B.V.» совершить сделку по отчуждению 16,87% пакета акций акционерного общества «Казахтелеком» в пользу компании «Sobrio Limited».
- Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов”.
1 июля 2016 года на сайте “Forbes Kazahkstan” появился материал Кому Айгуль Нуриева продает свои акции АО «Казахтелеком»?, в котором была приведена следующая информация о вышеупомянутой сделке (выделения жирным шрифтом сделаны автором публикации):
“По данным, опубликованным на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE), по состоянию на 1 апреля 2016 15,18% акций АО «Казахтелеком» принадлежит BODAM B.V., 45,90% — АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», 6,84% — DERAN SERVICES B.V. При этом балансовая стоимость 1 простой акции национальной компании на 1 апреля 2016, по данным KASE, составляет 31 805 тенге, балансовая стоимость 1 привилегированной акции — 8 640 тенге.
Напомним, что BODAM B.V. и DERAN SERVICES B.V. принадлежат Айгуль Нуриевой, которая занимает 8 строчку в рейтинге Forbes Kazakstan 50 богатейших бизнесменов Казахстана – 2016 и 11 – в рейтинге Forbes Kazakstan 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана – 2015. Ее состояние оценивается в $675 млн.
В результате сделки по слиянию дочерних мобильных операторов связи АО «Казахтелеком» и Tele2 Group она получила $15 млн и 18 % в созданном совместном предприятии за свою долю в размере 49 % в ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» («Теле2»). Сделка завершена в конце февраля 2016. В середине марта 2016 Айгуль Нуриева ушла с поста члена совета директоров «Казахтелекома».
Что же касается компании, которой Айгуль Нуриева продает свои акции «Казахтелеком», то из открытых источников Forbes.kz узнали, что Sobrio Limited, зарегистрированная в Лондоне, продает продукты питания, напитки и табачные изделия. Единственным учредителем компании является англичанин Себастьян Чарльс Роберт. По итогам 2015 оборотные активы компании составили £91,559, а собственный капитал компании £17,471”.
А 5 июля 2016 года на сайте Казахстанской фондовой бирже появилось следующее сообщение:
“АО «Казахтелеком» (Астана), ценные бумаги которого находятся в официальном списке Казахстанской фондовой биржи (KASE), предоставило KASE информационное сообщение следующего содержания:
Новым крупным акционером АО «Казахтелеком» в результате сделки, совершенной в рамках одной группы, стала Компания Sobrio Limited (ОАО), которая приобрела пакеты акций Общества у своих аффилиированных лиц – компаний Bodam B.V. и Deran Services B.V. (Нидерланды). Собственником всех трех компаний является Клебанов А.Я. Сделка проведена в целях оптимизации и прозрачности структуры владения АО «Казахтелеком» в процессе подготовки к возможному IPO. В результате сделок Компания Sobrio Limited получила в собственность 24,47% простых акций Общества”.
Так вот, по нашей информации, Александр Клебанов в сделке по приобретению 24,47% “АО «Казахтелеком» действовал не самостоятельно, а в интересах некоего частного лица, которое предпочло скрыть факты приобретения им одновременно и миноритарного пакета акций национальной компании, и получения де-факто контроля над ее операционной деятельностью.
В дальнейшем предполагалось, что человек, которого “фронтит” Клебанов, переоформит акции “АО «Казахтелеком» на подконтрольные ему структуры. Однако экономический кризис и политические обстоятельства, в том числе опасения спровоцировать критику со стороны общественности, привели к тому, что данная бизнес-операция застряла на середине, и Клебанов не просто стал заложником ситуации, но и несет реальные финансовые потери.
В определенной степени эти потери были перекрыты его доходами от участия в строительстве обьектов Международной выставки “ЭКСПО – 2017”, однако проблема в целом по-прежнему не решается. По нашей информации, Александр Клебанов сейчас пытается добиться или закрепления за ним части акций “АО «Казахтелеком», и без того формально ему принадлежащих, либо добиться получения какого-либо бизнес-актива национальной компании, который позволит ему покрыть текущие убытки.
Подобные “оффшорные” ситуации регулярно возникали и в прошлом, но тогда они разрешались пусть и с крупными финансовыми и имиджевыми потерями, но без существенного политического ущерба Акорде и ее обитателям. Теперь же, когда процесс передачи верховной власти в Казахстане находится на “низком старте”, и будущее развитие событий зависит не только от политического веса, финансового положения и влияния на государственную вертикаль кандидатов в следующие “лидеры нации”, но и от случайностей и персональных уязвимостей, это может стать критически опасным.