Кто из отечественных политиков в нынешнем году подмочил свою репутацию? Кто, наоборот, провернул самую креативную идею? Кто совершил скачок вверх по карьерной лестнице, а кто заработал имидж самого непотопляемого политика? Мы провели опрос среди казахстанцев, дабы выявить лидеров и аутсайдеров года.
Автор: Лидия ШМИДТ
Тяжелый случай — я невезучий
Итак, первая номинация — “Неудачник года”. Кому больше всех не повезло в минувшем году?
Кандидатуры здесь назывались самые разные — от бывшего акима Алматы Виктора Храпунова и мятежного банкира Мухтара Аблязова до осужденных судей Верховного суда Сайляубека Джакишева и Алмаз Ташеновой.
Звучали также имена Маулена Ашимбаева, сменившего кресло замруководителя администрации президента на более скромное, депутатское, и Бейбита Кабдрахманова, лишившегося поста руководителя Госпродкорпорации.
В “черный список” попали карагандинские чиновники, подписавшие госакт приемки в эксплуатацию рухнувшего ЖК “Бесоба”: экс-аким города Сарани, в 2009 году возглавлявший комиссию по приемке жилого комплекса, Виктор Иванов и бывший главный специалист областного управления государственного архитектурно-строительного контроля Даулет Алтынбеков, в итоге оказавшиеся на скамье подсудимых.
Третье место в номинации “Неудачник года” занял экс-аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев.
- Я думаю, то, что случилось в его регионе, не забудут ни жанаозенцы, ни большинство казахстанцев, — заметила по этому поводу председатель ОФ “Фонд развития парламентаризма в Казахстане” Зауреш Батталова. — История будет помнить. И всегда события в Жанаозене будут связывать с ним, с его фамилией.
Второе место по-братски разделили между собой братки, то есть, извините, братья Рыскалиевы.
- Это вообще позорная ситуация: рэкетиры пришли, один — в руководители области, другой — в парламент! — возмущен столичный правозащитник Талас Сагимбаев. — Но, с другой стороны, хорошо, когда эти факты обнажаются.
Лидером номинации, по результатам опроса, единодушно признан экс-глава администрации президента Аслан Мусин, ныне возглавляющий Счетный комитет.
- Его имя связано и с Жанаозеном, и с Рыскалиевыми, — считает президент ОФ “Народный антикоррупционный комите т” Мусагали Дуамбеков, — и с теми кадрами, которые благодаря ему с сентября начали уходить с должностей.
- Он хотел президентом стать, а тут “слетел”, и не известно, что с ним будет, — прокомментировал ситуацию глава столичного филиала ОСДП Серикбай Алибаев.
С места — в карьеру!
Категория “Карьерист года” тоже оказалась весьма и весьма разнообразной. Таковыми называли нового министра иностранных дел Ерлана Идрисова (видимо, за хорошую работу в должности посла) и замруководителя АП Баглана Майлыбаева.
Здесь же оказался вице-министр индустрии и новых технологий Каныш Тулеушин, по мнению респондентов, мало чем себя проявивший, разве что прославившийся как “няшка” в соцсетях — за множество размещенных там личных фотографий.
В данную категорию попал и экс-министр здравоохранения Ерболат Досаев, снятый с должности после скандала с массовым заражением ВИЧ младенцев в шымкентских больницах, а теперь, шесть лет спустя, вновь всплывший на поверхность уже в роли главы Министерства экономического развития и торговли.
Почетное третье место среди “карьеристов” заняли экс-мажилисмены Мурат Абенов, Ирак Елекеев и другие народные избранники, которые по окончании срока парламентской службы получили теплые кресла в министерствах и ведомствах.
- Депутат Абенов, — обратила внимание Зауреш Батталова, — сегодня занял высокий пост в Министерстве образования. Когда-то он был всего лишь региональным руководителем, а сегодня уже в центральной власти.
Второе место в номинации после недолгих дискуссий присудили новому премьер-министру Серику Ахметову. “Он еще и креативный”, — признал правозащитник Талас Сагимбаев.
Однако пальму первенства в данной номинации большинством голосов присудили экс-премьеру, а ныне — главе администрации президента Кариму Масимову, которого долго грозились снять, а в итоге — повысили.
- Главный карьерист, я считаю, это Карим Масимов. — заявил Мусагали Дуамбеков. — Человека снимают с должности премьер-министра за то, что он не справился, и он уходит руководителем аппарата, который по функциям на политический уровень выше, чем у премьер-министра.
Масимов “подгреб” еще ближе к елбасы
Впрочем, экс-премьера можно считать дважды победителем. Именно он лидировал в категории “Непотопляемый”.
- Это человек, которые долгие годы был премьером и ему постоянно сулили, что вот он уйдет с поста, вот его заменят и т. д. — сказала Батталова. — Он непотопляемо сидел длительный срок в этом кресле и ушел с хорошим повышением. Некоторые премьеры у нас исчезают, как Даниал Ахметов. Сейчас никто и не помнит, что он был премьером, а вот Масимов — наоборот, стал еще ближе к главе государства.
- Из чиновников самый “непотопляемый” сын моего оппонента Кажимкана Масимова, — уверен Талас Сагимбаев. — В нашей стране все перевернулось. Чем больше человек нарушает, тем выше его по должности поднимают.
Второе место среди “непотопляемых” разделили между собой “соучастники” жанаозенских событий — министр МВД Калмуханбет Касымов и зять президента Тимур Кулибаев.
- Более “непотопляемый”, я считаю, в данной ситуации все-таки Кулибаев, — уточнил Мусагали Дуамбеков. — Хотя в том году, после Жанаозена, его репутация сильно упала, он потерял много политических позиций и много капитала. Но опять выбрался.
Третье место, оттеснив главу Национального банка Григория Марченко, занял аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, который, несмотря на многочисленные скандалы с жильем, продолжает рулить столицей.
- Тасмагамбетов и премьером был, и главой администрации был, — перечислил Дуамбеков. — За ним грехов туча. До сих пор он везде и даже один из первых кандидатов на роль преемника.
Эпилог: один за всех
Ну а гран-при по всем номинациям можно смело присуждать президенту Нурсултану Назарбаеву, чье имя то и дело всплывало в разных категориях.
Лучше всего из опрошенных этот феномен объяснил экс-сенатор Уалихан Кайсаров:
- Почему карьерист? Потому что желание находиться у власти настолько в нем, как мне кажется, сильно развито, что оно не имеет никакого предела. Ради этого можно и Конституцию поменять сколько угодно раз, и парламент разогнать, и правительство. И можно сделать сколько угодно сфальсифицированных выборов. То есть ни у одного карьериста не только в Казахстане, но и вообще в нормальной стране не хватит амбиций, чтобы все это реализовывать в жизни.
Неудачник года, я думаю, тоже он, потому что все его идеи, все его указания обречены на провал. “Сто школ, сто больниц” — раз, “30 прорывных проектов” — два. Я бы добавил сюда и программу развития сельских территорий, и медицину, и образование. Инновационные технологии — пшик! За двадцать с лишним лет нашей независимости мы не создали ни одного фундаментального труда ни в науке, ни в литературе, ни в искусстве, ни в культуре. Все в стране у нас связывается с именем первого президента. И не нужно с его именем связывать только т. н. успехи. Нужно и реальные провалы. Их, к сожалению, я сейчас вижу намного больше.
По поводу креативности — его фантазии нет предела. И непотопляемый, да. Мы все видим, что кто бы как бы ни возмущался, кто бы чего ни хотел, он “непотопляемый”. Всех у нас в стране могут потопить. Нет ни одного человека, который хоть раз не лишался бы должностей. А он
- нет.
…Словом, как ни крути, лидирует у нас во всем “лидер нации”.
Источник: Газета “Азат” №15(315) от 28 декабря 2012 года