Расул ЖУМАЛЫ: «Разве об этом мы мечтали в начале 90‑х?»


О куль­те лич­но­сти рас­суж­да­ет поли­то­лог Расул Жумалы.

— Как вы отно­си­тесь к госу­дар­ствен­но­му празд­ни­ку День пер­во­го пре­зи­ден­та? Явля­ет­ся ли это куль­том лич­но­сти дей­ству­ю­ще­го гла­вы государства?

— Во всем мире лишь несколь­ко стран име­ют подоб­ные празд­ни­ки — Анго­ла, Ислан­дия, Мар­шал­ло­вы ост­ро­ва и США. При этом в Шта­тах такой празд­ник назы­ва­ет­ся Днем пре­зи­ден­тов и име­ет в виду чество­ва­ние не одно­го Джор­джа ВАШИНГТОНА, но и дру­гих осно­ва­те­лей госу­дар­ства. В Анго­ле он име­ну­ет­ся Днем наци­о­наль­ных геро­ев. Так что ана­ло­гий, как видим, не так уж и мно­го. Кро­ме того, в Ислан­дии и Анго­ле речь идет о днях рож­де­ния соот­вет­ствен­но пято­го и пер­во­го пре­зи­ден­тов. Но у нас День Аста­ны, кото­рый сов­па­да­ет по вре­ме­ни с днем рож­де­ния пре­зи­ден­та, так­же явля­ет­ся госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком. Так что, по сути, в Казах­стане мы име­ем не один, а два праздника.
Но одно дело офи­ци­аль­но объ­явить тот или иной празд­ник, и совсем дру­гое — что­бы он занял место в серд­цах людей. Увы, в исто­рии было мно­го при­ме­ров, когда пом­пез­но отме­ча­е­мые празд­ни­ки исче­за­ли по мере изме­не­ния поли­ти­че­ско­го рас­кла­да. Мож­но ли рас­смат­ри­вать День пер­во­го пре­зи­ден­та осмыс­лен­ным и про­чув­ство­ван­ным все­ми граж­да­на­ми стра­ны? Сомни­тель­но. Доста­точ­но посмот­реть, какой резо­нанс в прес­се и соц­се­тях вызва­ло пред­ло­же­ние о пере­име­но­ва­нии сто­ли­цы в честь гла­вы госу­дар­ства. Что­бы заво­е­вать сим­па­тии наро­да, вряд ли доста­точ­но поста­вить памят­ни­ки, пове­сить порт­ре­ты и отснять с деся­ток филь­мов. Для это­го нуж­но нечто гораз­до большее.

— Про­власт­ные экс­пер­ты хотят пред­ста­вить, что без нынеш­не­го пре­зи­ден­та совре­мен­ное госу­дар­ство не было бы постро­е­но. Так ли это на самом деле? Состо­я­лось бы наше госу­дар­ство с дру­гим руководителем?

— Наше госу­дар­ство суще­ству­ет как мини­мум 550 лет. Ины­ми сло­ва­ми, оно было и до нынеш­не­го пре­зи­ден­та, будет и после. Поэто­му назы­вать себя моло­дым госу­дар­ством не толь­ко про­ти­во­ре­чит исто­ри­че­ской прав­де, да и соб­ствен­ным заяв­ле­ни­ям офи­ци­о­за. Это ущерб­но с точ­ки зре­ния осо­зна­ния себя и сво­их кор­ней как нации. Это амо­раль­но перед памя­тью наших слав­ных пред­ков — ханов, сул­та­нов, баты­ров, биев, жырау, кото­рые боро­лись за неза­ви­си­мость и оста­ви­ли нам бога­тей­шее куль­тур­ное и духов­ное насле­дие, опыт и тра­ди­ции госу­дар­ствен­но­сти, огром­ную тер­ри­то­рию. Одна­ко те же ханы и сул­та­ны сами по себе мало чего доби­лись бы без опо­ры на про­стой народ. Имен­но выра­жая волю и инте­ре­сы сопле­мен­ни­ков, они суме­ли впи­сать свои име­на в Исто­рию. И если гово­рить о совре­мен­ных успе­хах Казах­ста­на, то попыт­ки их пер­со­ни­фи­ка­ции никак не умест­ны. Ибо это кол­лек­тив­ный вклад и досто­я­ние всех граж­дан вме­сте и каж­до­го по отдель­но­сти. Поэто­му если кого-то и нуж­но бла­го­да­рить, так это народ и наших выда­ю­щих­ся пред­ков за их досто­ин­ство, муд­рость, скром­ность, любовь к Родине, о чем нынеш­ние вер­хи вспо­ми­нать не спешат.

— Как обыч­но закан­чи­ва­ет­ся культ лич­но­сти? Поче­му кар­ди­наль­но меня­ет­ся отно­ше­ние к ушед­ше­му руко­во­ди­те­лю после сме­ны вла­сти? Что может про­изой­ти с куль­том в Казахстане?

— В Казах­стане наблю­да­ют­ся все при­зна­ки авто­ри­та­риз­ма и куль­та лич­но­сти. К сожа­ле­нию, лозун­ги о демо­кра­тии, с кото­ры­ми наша стра­на обре­ла неза­ви­си­мость 25 лет назад, в жизнь так и не вопло­ти­лись. По сути, с точ­ки зре­ния обще­ствен­но­го раз­ви­тия эти годы ока­за­лись отка­том назад. Доста­точ­но посмот­реть на вопи­ю­щую раз­ни­цу меж­ду реаль­но­стью и про­пи­сан­ны­ми в Кон­сти­ту­ции пра­ва­ми лич­но­сти: сво­бо­да сло­ва и выра­же­ния, сво­бо­да митин­гов и шествий, непри­кос­но­вен­ность част­ной жиз­ни и соб­ствен­но­сти, плю­ра­лизм, раз­де­ле­ние вет­вей вла­сти, неза­ви­си­мость судов, чест­ные и спра­вед­ли­вые выбо­ры, сме­ня­е­мость вла­сти, под­кон­троль­ность чинов­ни­ков перед наро­дом и т. д.
Назвать это про­грес­сом нель­зя. Напро­тив, мы все боль­ше напо­ми­на­ем мини-СССР вре­мен позд­не­го застоя. Чем это закон­чи­лось, извест­но. Рав­но как извест­на печаль­ная участь дру­гих авто­ри­тар­ных обществ. Прав­да, здесь есть суще­ствен­ная раз­ни­ца. Дело в том, что совет­ская пар­тий­ная номен­кла­ту­ра в общем-то гото­ва была рас­стать­ся с вла­стью, что, соб­ствен­но, и сде­ла­ла, избе­жав боль­ших жертв. При­чи­на в том, что она мало что теря­ла — мак­си­мум слу­жеб­ное авто, дачу и сана­тор­ные. О гигант­ских состо­я­ни­ях речи не шло. Нынеш­ние же вер­хи, фигу­ри­ру­ю­щие в спис­ках Форбс, на это не гото­вы в прин­ци­пе. Тра­гизм в том, что ошиб­ки еди­ниц и рав­но­ду­шие масс обо­ра­чи­ва­ют­ся ката­стро­фой для всей стра­ны. И когда власть путем аре­ста акти­ви­стов, закру­чи­ва­ния гаек душит послед­ние остат­ки демо­кра­тии, это страш­но. Пото­му как с каж­дым разом шан­сы на циви­ли­зо­ван­ное и мир­ное пере­устрой­ство поли­ти­ки и жиз­ни истощаются.

— Авто­ри­та­ризм отни­ма­ет надеж­ды мил­ли­о­нов. Мно­гие впа­да­ют в апа­тию, нема­ло людей хочет поки­нуть стра­ну в поис­ках сча­стья. Есть ли надеж­да на какие-то поли­ти­че­ские рефор­мы в Казах­стане? Созда­ны ли для это­го усло­вия? Насколь­ко быст­ро все может поме­нять­ся в нашей стране?

— Любой авто­ри­та­ризм — это про­цесс, кото­рый име­ет извеч­ных спут­ни­ков в лице кор­руп­ции, без­от­вет­ствен­но­сти, репрес­сий, само­лю­бо­ва­ния началь­ства, деваль­ва­ции мора­ли и духов­но­сти. Подоб­но рако­вой опу­хо­ли, они охва­ты­ва­ют мета­ста­за­ми весь госу­дар­ствен­ный орга­низм. И если 5–10 лет назад у мно­же­ства людей еще теп­ли­лась надеж­да на улуч­ше­ние жиз­ни, то сей­час это­го уже нет. Об этом крас­но­ре­чи­во гово­рят социо­ло­ги­че­ские заме­ры, тем­пы эми­гра­ции, мар­ги­на­ли­за­ция насе­ле­ния. Напри­мер, сего­дня более тре­ти моло­де­жи не видят сво­е­го буду­ще­го в Казах­стане и стре­мят­ся любы­ми путя­ми уехать за рубеж рабо­тать, зани­мать­ся твор­че­ством, про­сто жить — сво­бод­но, с уве­рен­но­стью в зав­траш­нем дне. Очень гне­ту­щая кар­ти­на, кото­рая застав­ля­ет задать­ся вопро­са­ми: что за госу­дар­ство мы постро­и­ли? Раз­ве об этом мы меч­та­ли в нача­ле 1990‑х?
Еще боль­ше удру­ча­ет пове­де­ние офи­ци­о­за, кото­рый дела­ет вид, буд­то все пре­крас­но и ниче­го пло­хо­го не про­ис­хо­дит. По теле­ви­де­нию ден­но и нощ­но кру­тят раз­вле­ку­ху, рас­ска­зы­ва­ют о мни­мых успе­хах, неком меж­ду­на­род­ном при­зна­нии. То есть чинов­ни­ки не про­сто не пыта­ют­ся решать заста­ре­лые и усу­губ­ля­ю­щи­е­ся раз за разом про­бле­мы. Они даже не под­сту­пи­ли к их при­зна­нию, более того, учи­ня­ют рас­пра­ву над теми, кто еще гово­рит прав­ду. В таких усло­ви­ях наде­ять­ся на поли­ти­че­ские рефор­мы не при­хо­дит­ся. Офи­ци­оз объ­ек­тив­но не спо­со­бен на пере­ме­ны, посколь­ку целе­на­прав­лен­но кон­сер­ви­ро­вал имен­но нынеш­ний ста­тус-кво с моно­поль­ным прав­ле­ни­ем. Делить­ся пол­но­мо­чи­я­ми и бла­га­ми он едва ли захо­чет. С дру­гой сто­ро­ны, соци­ум, кото­рый подав­лен и устра­шен репрес­си­я­ми, замкнут и хра­нит мол­ча­ние либо «голо­су­ет нога­ми». Про­пасть тем вре­ме­нем углуб­ля­ет­ся, народ­ное дове­рие пада­ет. Един­ствен­ные посред­ни­ки меж­ду вер­ха­ми и низа­ми в лице сво­бод­ных СМИ и демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции прак­ти­че­ски лик­ви­ди­ро­ва­ны. Как дол­го про­дер­жит­ся такая кон­струк­ция, судить слож­но. Но то, что она изна­чаль­но пороч­на, думаю, не вызы­ва­ет сомнений.

— Спа­си­бо за интервью!
Под­го­то­ви­ла Инга ИМАНБАЙ

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

Статьи по теме

Оразалы Ержанов: Закон о возврате активов не работает

Как Россия заблудилась в своих ориентирах. Интервью с экс-премьером Казахстана

Это возврат активов или сделка с ворами?