Расследование OCCRP: Казахстан использует шпионскую программу, чтобы следить за журналистами

Пра­ви­тель­ства ряда стран, вклю­чая Казах­стан, поль­зу­ют­ся шпи­он­ской про­грам­мой Pegasus, раз­ра­бо­тан­ной для слеж­ки через мобиль­ные теле­фо­ны, что­бы кон­тро­ли­ро­вать дей­ствия жур­на­ли­стов и обще­ствен­ни­ков. Это выявил Центр по иссле­до­ва­нию кор­руп­ции и орга­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­сти (OCCRP). Казах­стан­ские меди­а­экс­пер­ты счи­та­ют, что инфор­ма­ция о слеж­ке за жур­на­ли­ста­ми — не новость, но дока­за­тель­ства это­го впер­вые зву­чат на таком высо­ком уровне.

Pegasus — это шпи­он­ское про­грамм­ное обес­пе­че­ние, раз­ра­бо­тан­ное изра­иль­ской ком­па­ни­ей NSO Group, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щей­ся на кибер­раз­вед­ке. Изна­чаль­но про­ект дол­жен был исполь­зо­вать­ся для слеж­ки за тер­ро­ри­ста­ми и пре­ступ­ни­ка­ми, но, как утвер­жда­ют авто­ры рас­сле­до­ва­ния, более деся­ти госу­дарств взла­мы­ва­ют при помо­щи Pegasus мобиль­ные теле­фо­ны жур­на­ли­стов и обще­ствен­ных деятелей.

По инфор­ма­ции OCCRP, «под кол­па­ком» у госу­дарств ока­за­лось око­ло 200 жур­на­ли­стов и обще­ствен­ных дея­те­лей. Поми­мо Казах­ста­на, услу­га­ми Pegasus поль­зу­ют­ся вла­сти Азер­бай­джа­на, Вен­грии, Мек­си­ки, Бах­рей­на, Индии, Индо­не­зии, Марок­ко, Руан­ды, Рес­пуб­ли­ки Того, а так­же Сау­дов­ской Ара­вии и Объ­еди­нен­ных Араб­ских Эмиратов.

В рас­сле­до­ва­нии упо­ми­на­ют­ся име­на неко­то­рых жур­на­ли­стов, на чьи теле­фо­ны уста­нов­ле­но шпи­он­ское про­грамм­ное обес­пе­че­ние. Это азер­бай­джан­ская жур­на­лист­ка Хади­джи Исма­и­ло­ва, а так­же ее вен­гер­ские кол­ле­ги — Андраш Сабо и Сабольч Паньи. Упо­мя­ну­тые жур­на­ли­сты спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на рас­сле­до­ва­ни­ях в отно­ше­нии высо­ко­по­став­лен­ных чиновников.

Име­на казах­стан­ских жур­на­ли­стов и обще­ствен­ных дея­те­лей, за кем уста­нов­ле­на слеж­ка, пока не обна­ро­до­ва­ны. OCCRP наме­рен пуб­ли­ко­вать дан­ные поэтапно.

По мне­нию жур­на­ли­ста и гене­раль­но­го дирек­то­ра изда­ния Vlast.kz Вяче­сла­ва Абра­мо­ва, новость о слеж­ке за жур­на­ли­ста­ми не ста­ла для него боль­шой ново­стью, но важ­ность заклю­ча­ет­ся в том, что эта инфор­ма­ция впер­вые под­твер­жде­на на серьез­ном меж­ду­на­род­ном уровне.

Вяче­слав Абра­мов, гене­раль­ный дирек­тор изда­ния Vlast.kz. Алма­ты, 19 авгу­ста 2020 года

— Это важ­ное под­твер­жде­ние того, что Казах­стан, несмот­ря на все декла­ра­ции об ува­же­нии к пра­вам чело­ве­ка и так далее, про­дол­жа­ет дей­ство­вать мето­да­ми, кото­рые пусть и не явля­ют­ся неожи­дан­ны­ми, но ни в коем слу­чае не могут быть назва­ны пра­во­вы­ми или спра­вед­ли­вы­ми, — гово­рит Вяче­слав Абра­мов. — Здесь важ­но отме­тить, что все эти жур­на­ли­сты, про кото­рых мы пря­мо сей­час зна­ем, бла­го­да­ря начав­шим­ся пуб­ли­ка­ци­ям, они не ста­ли фигу­ран­та­ми уго­лов­ных дел. Я, в част­но­сти, гово­рю о кол­ле­гах и наших дру­зьях из Азер­бай­джа­на и Вен­грии. Но в ито­ге ника­ких обви­не­ний в их адрес пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны не выдви­га­ли. Это озна­ча­ет, что за ними сле­ди­ли про­сто для того, что­бы сле­дить. Про­ве­ря­ли их актив­ность, пыта­лись понять, что они будут делать, с кем они встре­ча­ют­ся, како­вы источ­ни­ки их инфор­ма­ции. И это, конеч­но, лише­но какой-либо пра­во­вой основы.

Абра­мов счи­та­ет, что сооб­ще­ство, в том чис­ле и жур­на­лист­ское, долж­но отре­а­ги­ро­вать на заяв­ле­ния о слеж­ке за смарт­фо­на­ми граж­дан и потре­бо­вать у вла­стей отве­та, с какой целью они поль­зу­ют­ся услу­га­ми шпи­он­ско­го про­грамм­но­го обеспечения.

Понят­но, что будут делать казах­стан­ские пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны: они будут отри­цать любую подоб­ную активность.

— Во-пер­вых, мы долж­ны попро­бо­вать уста­но­вить, какие госу­дар­ствен­ные орга­ны про­во­ди­ли эту слеж­ку, — про­дол­жа­ет Вяче­слав Абра­мов. — У нас доволь­но огра­ни­чен­ные ресур­сы в этом отно­ше­нии: мак­си­мум, что мы можем сде­лать, — отпра­вить какие-то жур­на­лист­ские запро­сы, и нам вряд ли отве­тят, и при­зна­ют, что эта рабо­та про­во­ди­лась. Доволь­но понят­но, что будут делать казах­стан­ские пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны: они будут отри­цать любую подоб­ную актив­ность, они будут гово­рить так же, как и NSO Group, что либо они вооб­ще не исполь­зу­ют Pegasus, либо исполь­зу­ют его в отно­ше­нии каких-нибудь кри­ми­наль­ных лиц. Конеч­но, они вряд ли при­зна­ют такую актив­ность, но тре­бо­вать рас­сле­до­ва­ния мы долж­ны, и мы долж­ны сде­лать так, что­бы эта актив­ность остановилась.

Гла­ва прес­со­за­щит­ной орга­ни­за­ции «Адил соз» Тама­ра Калеева

Руко­во­ди­тель прес­со­за­щит­ной орга­ни­за­ции «Адил соз» Тама­ра Кале­е­ва счи­та­ет, что инфор­ма­цию о слеж­ке за смарт­фо­на­ми жур­на­ли­стов и обще­ствен­ных дея­те­лей нуж­но сна­ча­ла как сле­ду­ет про­ве­рить и толь­ко потом делать выводы.

— Инфор­ма­ция слиш­ком неожи­дан­ная, слиш­ком мас­штаб­ная, поэто­му в первую оче­редь необ­хо­ди­мо полу­чить досто­вер­ные фак­ты от пер­во­ис­точ­ни­ка, а в Изра­и­ле полу­чить эту инфор­ма­цию лег­че, чем в Казах­стане, — гово­рит Кале­е­ва. — Мы сей­час обсуж­да­ем, куда и кому сде­лать запро­сы. Но если эта инфор­ма­ция под­твер­дит­ся, то, конеч­но, гово­рить о пра­ве на при­ват­ность, о пра­ве на сво­бо­ду выра­же­ния про­сто не при­хо­дит­ся. И я думаю, что дока­за­тельств это­му не будет, пото­му что власть, конеч­но, откре­стит­ся от слеж­ки, даже если она и была на самом деле.

Соглас­но инфор­ма­ции, опуб­ли­ко­ван­ной OCCRP, про­ник­нув в мобиль­ный теле­фон, шпи­он­ское про­грамм­ное обес­пе­че­ние спо­соб­но делать мно­гое: красть лич­ные дан­ные, сле­дить за пере­пиской, по жела­нию вклю­чать мик­ро­фо­ны и каме­ры. Пре­зи­дент объ­еди­не­ния юри­ди­че­ских лиц «Центр ана­ли­за и рас­сле­до­ва­ния кибе­р­атак» Олжас Сати­ев гово­рит, что защи­тить­ся от подоб­ных про­грамм прак­ти­че­ски невозможно.

Обна­ру­жить то, что за вашим теле­фо­ном сле­дят, доволь­но про­бле­ма­тич­но, пото­му что зара­же­ние идет через раз­лич­ные сооб­ще­ния, кото­рые вы може­те даже не заметить.

— Про Pegasus уже дав­но извест­но в узких кру­гах спе­ци­а­ли­стов по кибер­без­опас­но­сти. Это одно из так назы­ва­е­мых кибе­ро­ру­жий, кото­рое про­да­ет­ся одной из изра­иль­ских ком­па­ний для раз­лич­ных госу­дар­ствен­ных орга­нов по все­му миру, — гово­рит Сати­ев. — Обна­ру­жить то, что за вашим теле­фо­ном сле­дят, доволь­но про­бле­ма­тич­но, пото­му что зара­же­ние идет через раз­лич­ные сооб­ще­ния, кото­рые вы може­те даже не заме­тить, но кото­рые поз­во­ля­ют полу­чить пол­ный доступ к ваше­му теле­фо­ну. И мож­но обна­ру­жить то, что вы зара­же­ны, по каким-либо кос­вен­ным при­зна­кам, напри­мер, когда начи­на­ет быст­ро раз­ря­жать­ся теле­фон, пото­му что про­во­дят­ся какие-то актив­ные дей­ствия со сто­ро­ны зло­умыш­лен­ни­ков. Если поме­нять теле­фон на дру­гой, то вас сно­ва могут ата­ко­вать и зара­зить. Если поме­нять номер теле­фо­на, то вас сно­ва могут точ­но так же ата­ко­вать. Поэто­му от подоб­но­го кибе­ро­ру­жия защи­тить­ся очень слож­но. Одно из воз­мож­ных дей­ствий — пере­за­груз­ка теле­фо­на. При этой вро­де бы про­стой мани­пу­ля­ции вре­до­нос­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние может сле­теть и вас при­дет­ся зано­во заражать.

Инста­грам-акка­унт Protenge, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на рас­сле­до­ва­ни­ях по тен­де­рам и гос­за­куп­кам, уже задал­ся вопро­сом, сколь­ко может сто­ить Казах­ста­ну шпи­он­ская про­грам­ма Pergasus. В част­но­сти, авто­ры пуб­ли­ка­ции обра­ща­ют вни­ма­ние на доволь­но боль­шие рас­хо­ды Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казах­ста­на (КНБ). По инфор­ма­ции паб­ли­ка, в 2021 году бюд­жет КНБ соста­вил 350 мил­ли­ар­дов тенге.

«Для срав­не­ния опе­ра­тив­ная рабо­та Анти­кор­руп­ци­он­ной служ­бы обой­дет­ся нам в 6,8 млрд тен­ге в этом году. То есть борь­ба с кор­руп­ци­ей сто­ит в 50 раз дешев­ле», — отме­ча­ют авто­ры публикации.

Ори­ги­нал ста­тьи: Казах­стан — Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще