У политика Амиржана Косанова свой барометр. По его мнению, усиливающиеся репрессии против оппозиции — явный показатель подготовки власти к досрочным выборам.
Досрочные выборы выгодны триумвирату
- Амиржан, по Вашему мнению, зачем проводить президентские выборы раньше срока?
- Знаете, следишь за действиями власти и, честное слово, создается такое ощущение, что она только тем и занимается, что перманентно готовится к выборам. Как будто других дел нет у них! Причину-то все мы понимаем: именно власть является гарантией всего и вся для действующей власти, начиная с президента.
Во власти идет перегруппировка сил и персон. Такое ощущение, что там готовятся не только к выборам, но и к другим возможным форс-мажорам.
- Думаете, есть какая-то взаимосвязь между недавними перестановками и разговорами о досрочных президентских или парламентских выборах?
- Нельзя этого исключать. Хотя для меня важнее не недавние перестановки в Минобороны и акимате Астаны. В наших условиях гораздо важнее, кто руководит АП и правительством. И нужно исходить из этих обстоятельств.
Нельзя также забывать фактор «старой гвардии» во главе с Нуртаем Абыкаевым. Думаю, что эта часть окружения президента, самая проверенная и преданная часть власти, еще не сказала своего веского слова в большой политике. Не думаю, что некоторые сегодняшние «халифы на час» во власти смогут вытолкнуть их из игры. А игра тем временем становится все интереснее и интереснее.
Я отнюдь не сторонник теории заговора, но, по всей видимости, именно этот триумвират Масимов — Джаксыбеков — Нигматулин ныне правит бал в Акорде.
- С чего Вы это взяли?
- Один нюанс: всем известно, что администрация президента всегда была противовесом правительству. Но что-то я не припомню, чтобы в последнее время руководитель АП публично критиковал премьера или все правительство. Такое ощущение, что у них подписан своеобразный пакт о ненападении.
Возможно, триумвират понимает, что ничто не вечно под Луной и их может ожидать участь того же Аслана Мусина, если не тюремные нары. Вот и пользуются моментом, чтобы укрепить свои позиции перед президентом. Ведь в случае проведения выборов и обеспечения еще семи лет правления Назарбаева они не только будут вознаграждены и обласканы, но и на столько же продлят свое политическое благополучие.
- После пресс-конференции КПК, Вы заявили, что раз начались репрессии против оппозиции, значит, на носу выборы. На основании чего Вы делаете такой вывод?
- Посмотрите сами. Оппозиционное поле почти зачищено. Мне порой кажется, что и так называемые независимые СМИкем-то и как-то прикуплены, везде торчат чьи-то уши. На пресс-конференции, где лидеры Коммунистической партии Казахстана рассказали о том, что идет необоснованная проверка партии Минюстом, я присутствовал лично.
Что бы там ни говорили про идеологию коммунизма, но КПК на протяжении длительного времени действительно является оппозиционной силой. Недавно прошли две скандальные пресс-конференции, связанные с КПК, на одной из которых от лидеров партии потребовали уйти. В разные годы перед выборами и во время самих выборов мы становились свидетелями давления как на отдельных членов, так и партию в целом.
Теперь над КПК снова сгустились тучи — идет проверка Минюста. И снова тот же сценарий: из недр партии выходят «активные» и недовольные партийцы и начинают требовать, чтобы Минюст (!) проверил их численность. Исходя из этого можно сделать один вывод: если тучи сгущаются над оппозиционными партиями, то к досрочным выборам.
- То есть КПК заранее выбивают, чтобы не смогла принять участие в парламентских выборах, которые тоже могут состояться досрочно?
- На сегодня есть две легитимные партии от оппозиции — КПК и ОСДП. Последняя после раскола с партией «Азат», похоже, живет по спущенным сверху правилам. Она давно превратилась в фирму по проведению непонятных круглых столов — нет настоящей бурной партийной жизни. Глядя на все это, создается впечатление, что нынешний состав руководства ОСДП вряд ли будет в состоянии выступить против действующей власти и выдвинуть своего кандидата, которого поддержит вся оппозиция.
- У нас же есть еще партии. Какие из них могут войти в парламент на будущих выборах?
- Не люблю делать прогнозы. Но важно понимать, что роль парламента в переходный период будет возрастать, в том числе и для того, чтобы принимать необходимые для легитимизации потенциального преемника меры (не важно, когда, через год или семь). По этой причине власть не заинтересована, чтобы в составе парламента нового созыва были неуправляемые партии и персоны. А кто управляем, вы сами знаете: это и «Ак жол», и КНПК, и новый «Бирлик». Допускаю, что из этих партий может быть создана вторая партия. Не зря же президент говорил о необходимости создания двухпартийной системы. Президент просто так говорить не будет.
- А как же ОСДП?
- Ранее, когда у ОСДП было четкое оппозиционное реноме и в ее составе (совместно с «Азатом») были яркие и авторитетные в обществе представители оппозиции, власть была заинтересована в ней как в легитимном институте оппозиционных сил. Ныне же ситуация другая. ОСДП уже не та. И думаю, в нынешнем состоянии стареющая и потерявшая былой авторитет среди сограждан верхушка ОСДП не нужна власти ни в какой ипостаси.
Поэтому другим реальным оппонентом может стать КПК, которая, возможно, попытается собрать по-настоящемуоппозиционные силы. Повторюсь: если тучи сгущаются над Алматы — к дождю, а если тучи сгущаются над оппозиционной партией — к досрочным выборам (смеется).
- Вам смешно, но по поводу выборов в народе ходит много шуток, одна из них: в Казахстане пройдут очередные внеочередные выборы Назарбаева. А Вы как думаете, это будут выборы Назарбаева?
- Я говорил и раньше, скажу и сейчас: президент Назарбаев не представляет себя без должности президента. И поэтому не уйдет со своего поста. В этом заинтересованы также и группы влияния вокруг него. Во власти за эти годы все же сложилась своя, устраивающая эти группы конфигурация. Она может более-менее корректироваться, но, похоже, общая формула уже найдена.
Если в цивилизованных странах говорят о балансе между ветвями власти, то у нас сложился свой баланс сил и интересов… между кланами. И досрочный уход Назарбаева со своего поста неминуемо приведет к нарушению этого и без того хрупкого, основанного на честном слове равновесия. А это уже катастрофа для власти!
Мне кажется, что и сам президент живет по принципу: после меня хоть потоп… Хотя все эти утверждения никак не отрицают наличия главного внутриполитического фактора — все ожесточающейся межклановой войны, где на чашу весов поставлен главный приз: кто, точнее представитель какого клана, станет преемником действующего президента.
- А в случае если президентские выборы все-таки состоятся, кто, по-вашему, может быть кандидатом, кроме, конечно, действующего президента?
- Наверняка будут допущены ряд подставных кандидатов. Есть у нас опытные игроки на этом поле, возможно, появятся новые лица, которые хотели бы услужить власти, создав необходимый псевдоконкурентный фон для президента. Конкретные имена нужно спросить у АП (смеется). Поэтому важно, чтобы оппозиция, ее наиболее принципиальная и последовательная часть смогла объединиться и выдвинуть единого кандидата. Но в нынешних условиях это чрезвычайно трудная, почти невыполнимая задача.
Про выборные ноу-хау
- Вы были свидетелем многих выборов — можете вспомнить и прокомментировать, по каким причинам Назарбаев шел на выборы в прошлые годы?
- Уверенный в себе и в поддержке собственного народа политик не будет объявлять досрочные выборы. Внезапный характер выборов без убедительных причин (смерть, болезнь, природные катаклизмы, война и т.д.) все равно сказывается на легитимности таких выборов, на авторитете того, кто их инициировал и, воспользовавшись фактором внезапности, победил.
Особенно к такого рода «досрочности» щепетильно относятся западные лидеры, где такие выборы — нонсенс. Например, пусть попробуют Обама или Кэмерон объявить внезапно выборы. Да их с потрохами съедят оппоненты и СМИ. И любой, кто выйдет против них, победит их на волне критики таких выборов! Да и законы им такое не позволяют.
- Можете рассказать, какие методы использовались на прошлых выборах, чтобы, с одной стороны, они выглядели легитимными, а с другой — прошли так, как надо администрации. Как именно действовал административный ресурс?
- О, эти кампании были нечто! Думаю, что за эти годы власть прошла хорошую школу и набралась опыта по проведению внешне легитимных, но на самом деле абсолютно недемократических выборов. Есть целый арсенал казахстанских ноу-хау. Могу перечислить некоторые из них.
Это — недопущение к выборам реальных конкурентов. Как это было с тем же Акежаном Кажегельдиным, которого не допустили к президентским выборам из-за его участия в собрании движения «Честные выборы». Штраф был, если мне не изменяет память, примерно 80 долларов. Ныне люди воруют миллиарды, а тогда был такой мизерный штраф.
Это — наличие квазиконкурентов, которые создают якобы демократический (на самом деле — декоративный!) фон для выборов. О, сколько их, кукольных кандидатов у нас было! А ведь многие из них до сих пор пыжатся, считая себя серьезными политиками, которые, дескать, бросили перчатку самому президенту и приняли участие в самых главных выборах страны! Вот уж воистину, нет предела человеческому тщеславию!
Это — сама избирательная кампания, которая проводится исключительно в интересах одного кандидата — действующего президента. Он не уходит в отпуск и свое служебное положение использует в агитационных целях. Получается, что за счет бюджета проводится его кампания.
Это — отсутствие настоящих предвыборных теледебатов в прямом эфире по национальным телеканалам. Вместо этого проводится нечто, что сложно назвать дебатами. А сам действующий президент, как правило, не участвует даже в таких постановочных и чересчур зарегулированных передачах со своими оппонентами. И они почему-то не возмущаются, как будто сами боятся выйти с президентом на дебаты в прямом эфире…
И последнее, это, конечно, отсутствие в составах избирательных комиссий всех уровней — от участковых до Центризбиркома — представителей оппозиционных партий и альтернативных кандидатов. В их отсутствие ЦИК может нарисовать любые цифры, хоть даже 100 с лишним процентов в пользу действующего президента!
Нет позиции — нет страны!
- Некоторые эксперты считают, Назарбаеву нужно провести выборы для того, чтобы доказать Путину, что он может вести самостоятельную политику, несмотря на вступление Казахстана в ЕАЭС…
- Не думаю, что российский фактор такой уж определяющий для принятия решения о досрочных выборах. У власти внутренними факторами голова забита!
- …а другие утверждают, что наш президент согласовывает все с Кремлем.
- Вполне может быть, что сам Путин заинтересован в досрочных выборах. Не известно, какой будет фон в 2016 году. Экономика Казахстана переживает трудные времена, социальное напряжение будет расти, девальвация, дефицит бюджета и т.д. Лучше сейчас пусть Назарбаев еще раз утвердится на следующие 7 лет, и Путину с ним можно будет иметь дело еще на долгий период.
Во-вторых, не исключено (а весьма-весьма возможно), что Назарбаев ведет переговоры с сильными мира сего, в первую очередь с Путиным, о гарантиях безопасности и поддержки своего будущего преемника. И судя по безвольному поведению Астаны в рамках Евразийского союза, Путин такие гарантий дал.
Не случайно в тексте договора между Казахстаном и Россией есть важный пункт о том, что две страны ведут «согласованную внешнюю политику». Это же нонсенс! Ибо есть страна — есть позиция! Нет позиции — нет, извините меня, страны!
- Многие в Казахстане считают, что Назарбаев при жизни не уйдет из власти, а все разговоры о преемнике несерьезны…
- Я тоже так думаю. Но рано или поздно Назарбаев все же вынужден будет уйти. Хотя бы по биологическим причинам. И сегодня у него есть шанс сделать все для того, чтобы его неизбежный уход не стал началом тектонического разлома во власти, не стал поводом для начала гражданской войны между состоявшимися и алчными до власти кланами! Вот о чем должна болеть голова у президента, если он на самом деле государственные интересы ставит выше личных и семейных.
Теневая дипломатия и тугие кошельки
- И последний вопрос: не про выборы. Почему, на Ваш взгляд, Франция решила выдать Аблязова России?
- Думаю, что есть как минимум две причины случившегося.
Во-первых, Аблязов, как фигурант уголовного преследования, стал заложником геополитических игр и интриг. Скорее всего, сыграла свою роль теневая дипломатия с тугими кошельками.
Во-вторых, и это мое частное мнение, нынешнее окружение опального банкира не смогло организовать в стране и за ее пределами достойную кампанию по его поддержке и созданию общественного мнения об истинной подоплеке его травли. А ведь многие в стране и за рубежом были близкими соратниками Мухтара, многим он помогал финансово, а они почти промолчали. Непорядочно это…
Лично я теперь беспокоюсь за здоровье и жизнь Мухтара, ибо такой, чрезвычайно информированный фигурант на суде, будь это в России или Казахстане, Акорде не нужен. Своими показаниями и свидетельствами он просто может сотрясти основы существующего режима.
- Многие после вынесения решения признаются, что потеряли веру в европейское правосудие…
- Правосудие не должно разниться по географическому признаку. Оно или есть, или его нет. К сожалению, ситуация с Мухтаром Аблязовым приняла такой поворот. До этого была надежда на то, что французский суд примет во внимание политическую подоплеку выдвинутых против экс-главы ДВК и БТА обвинений. Не думаю, что Франция не знает о том, какой у нас суд, — примеров судебной расправы с оппозицией хоть отбавляй! И все в мире, думаю, в курсе о состоянии постсоветского правосудия, которое стало инструментом расправы с неугодными автократическим режимам политиками.