Напомню, что фактически это было даже не интервью (см. подробнее материал «Мусин отодвинул Абыкаева от Назарбаева»), а монолог по собственной инициативе прежде высокопоставленного казахстанского госслужащего, который вот уже несколько лет не у дел, но продолжает отслеживать происходящее в стране и очень возмущен действиями и «лидера нации», и его ближайшего окружения.
Про ошибки президента
Мой собеседник весьма скептически оценивает итоги двадцати лет независимости страны и правления Нурсултана Назарбаева. В частности, он отметил отсутствие у президента гибкости при принятии политических решений и отсутствие желания находить компромисс с политическими оппонентами, а также его вероломство. Причем по отношению и к врагам, и к соратникам, и даже к друзьям.
- Зачем, спрашивается, надо было сажать тех же Буркитбаева, Доскалиева, Аблязова, Жакиянова, Джакишева и других представителей интеллигенции — грамотных и образованных людей, которые могли и могут принести столько полезного для страны? — задает себе вопрос мой собеседник.
Он считает трагической ошибкой репрессивные решения Нурсултана Абишевича в отношении когорты «младотюрков», которые были призваны самим Назарбаевым в госструктуры с патриотической идеей «поработать для страны и на народ». В результате, по его мнению, вместе с природными ископаемыми выкорчевке подверглось целое поколение реформаторов.
Он задается вопросом: осознает ли «лидер нации» последствия своих решений? Решений своих, не по
Буквально недавно Назарбаев сделал ту же ошибку, продолжил мой собеседник, он санкционировал уголовное преследование бывшего акима Виктора Храпунова, который являлся наиболее информированным носителем секретов казахстанского «бомонда». И это удивительно, потому что Назарбаев прошел школу ЦК КПСС и его Политбюро, где сидели настоящие зубры от политики. «Как так елбасы просчитался?» — недоумевал мой визави. Ведь Назарбаев, как старый аппаратчик, должен был понимать, что «обратка» Храпунова будет разрушительной и Виктор Вячеславович до конца соблюдал «кодекс молчания», пока Аслан Мусин, используя Генпрокуратуру и КНБ, не поднял последний шлюз.
Про теракты и их организатора
Разговор снова зашел о терактах в Казахстане. Напомню, в первой части своего интервью мой собеседник так ответил на вопрос, считает ли он возможной причастность казахстанских спецслужб или отдельных госдеятелей к организации, точнее, имитации, террористических актов, в частности, взрывов и самоподрывов в Актобе, Астане и Атырау: «Необходимо отследить последующие действия Нурсултана Назарбаева. Обычно в таких случаях всегда принимаются кардинальные меры в части кадровых перестановок. И если окажется, что после всего случившегося не будут громко уволены первые руководители местных силовых ведомств, причем с соответствующими формулировками, значит, дело нечисто».
Так вот, похоже, эти слова прочитали в «Ак орде». Потому что 23 ноября появилось сообщение, что распоряжением президента РК освобожден от должности заместитель председателя КНБ РК Джарасов Жанат Абдуллаевич. Судя по тому, что он неоднократно выступал в прессе на тему борьбы с терроризмом, именно он курировал этот вопрос и, соответственно, третий департамент КНБ и был выбран в качестве «козла отпущения».
Продолжая обсуждение темы терактов, мой собеседник обратил внимание на то, что они происходили как бы по запланированному маршруту, по периметру страны, чтобы внести хаос, который, как известно, начался в Актобе и, далее обогнув западную часть страны, остановился в Таразе, затронув частично Алматы. Почему именно такой сценарий? Мой собеседник считает, что, для того чтобы организовать все это, человек, ответственный за столь масштабное мероприятие, должен был начать все это там, где его позиции наиболее сильны и имеется все необходимое для организации столь масштабного преступления.
Людские и технические ресурсы, денежные средства и, главное, возможность влиять в дальнейшем на расследование терактов. Кто может все это осуществить в одном лице? Кто на протяжении последних десяти лет выпестовывал свои кадры и наращивал мускулы, пока ходили разговоры о том, что Западный Казахстан делегировал в верховную власть «продукта» Имангали Тасмагамбетова?
Чтобы объяснить характер и мотивы действий Назарбаева, мой собеседник вспомнил о его некоторых решениях, которые были известны очень узкому кругу лиц. Например, что именно по личному поручению елбасы сотрудники правоохранительных органов расправились с уголовным авторитетом Бахой Фестивалем. Тогда вооруженный до зубов спецназ МВД расстрелял человека без суда и следствия, и все это впоследствии списали на бандитские «разборки».
Таким образом, отдать приказ на физическое устранение, пусть даже криминального лидера, уже тогда стало в порядке вещей, причем на госуровне. Отсюда и обвинения Храпунова, что в убийстве покойного оппозиционного лидера Сарсенбаева были замешаны сотрудники спецслужб. Но все началось намного раньше, продолжил мой визави.
Про зятя и Сашу Клебанова
Комментируя материалы «Республики» про «художества» Тимура Кулибаева, мой собеседник вспомнил снова
Во время встречи Тимур предложил Клебанову, используя лазейки в казахстанском законодательстве, организовать СП по схеме «
По словам моего собеседника, Александр Клебанов ежемесячно носил чемоданчики по 100 тысяч долларов в каждом
Потом Клебанов засветился на должности гендиректора «Беркут Эйр» — авиакомпании, услугами которой пользовался Назарбаев, где он в основном занимался подбором «одноразовых» стюардесс на президентский борт, чтобы будущему елбасы не было скучно во время полета и зарубежного визита.
Но самое интересное в том, продолжил мой собеседник, что когда Акежан Кажегельдин попал в опалу, то над Клебановым замаячила угроза расправы. Тогда Назарбаев по своей привычке вызвал Сашу на ковер и заставил написать письмо на свое имя, где тот кается во всех грехах, в том числе дачах взяток Кажегельдину. Письмо было написано и подписано, и теперь оно находится в личном архиве Нурсултана Назарбаева, чтобы Клебанов не вздумал заговорить.
Кстати, вспомнил собеседник, именно в доме у Александра Клебанова, в поселке
Про декабрь
Еще мой собеседник вспомнил события декабря 1986 года, точнее, ту их часть, которую нынешняя власть предпочитает замалчивать. Например, по словам моего собеседника, не только Назарбаев принимал активное участие в преследовании «декабристов», но и Каирбек Сулейменов, который тогда работал в
А после развала СССР Сулейменов вместе с Хитриным ездили в Москву в Генеральную прокуратуру бывшего СССР. Они тогда привезли из архива материалы уголовного дела, по которому проходил в том числе председатель Совмина Казахской ССР Назарбаев Нурсултан Абишевич. Они потом были поощрены за свое усердие, получив, соответственно, посты министра внутренних дел и генпрокурора страны.
Еще мой собеседник вспомнил про похороны Кунаева. Когда похоронная процессия повернула вниз по улице Фурманова, машина Назарбаева неожиданно ушла вверх, за что его потом на Кенсае многие осуждали, причем во весь голос. Кстати, мой визави неплохого мнения об Амане Шабдарбаеве, отметив его излишнюю прямолинейность. Еще он поставил ему в плюс то, что Шабдарбаев до последнего момента был с Кунаевым и организовал байгу на ипподроме «Аксай» в честь Динмухамеда Ахмедовича, пригласив много гостей и артистов эстрады.
Еще одно любопытное замечание моего собеседника касалось темы переноса столицы из Алматы в Астану. Не опровергая геополитических причин этого решения Назарбаева, мой визави сказал, что елбасы очень не любит Алматы, потому что этот город строился под непосредственным руководством и контролем Кунаева. Чтобы обойти его, тем более он был активным участником снятия Динмухамеда Ахмедовича с должности, Назарбаев решил построить свой город, так сказать, с нуля и до вершин, где все напоминало бы только о нем и его периоде.
Возможно, будет еще и третья часть интервью, но, поскольку там есть некоторые острые вещи, которые были известны совсем уж ограниченному кругу лиц, меня попросили получить предварительное согласие моего собеседника на публикацию.
Excerpt from:
Про теракты, Сашу Клебанова и ошибки Назарбаева