После того, как на прошлой неделе мы опубликовали обзор писем о КНБ, на электронный почтовый ящик редакции пришло очередное послание на эту злободневную тему. На этот раз оно касается выходца из «Комитета назарбаевской безопасности», нынешнего министра по чрезвычайным ситуациям РК Владимира Божко.
Автор: Нам пишут
Нам напомнили о недавней инициативе генерал-майора по продаже в розничной торговой сети 22 тысяч тонн сахара из государственного резерва, которую, кстати, сразу одобрил премьер-министр Карим Масимов. И сообщили, что господин Божко всегда тяготел к бизнесу, даже когда был первым запредом КНБ РК.
В частности, по словам автора письма, Владимир Божко в конце 90‑х — начале 2000‑х сильно интересовался оружием, оставшимся после развала СССР на складах и в арсеналах Министерства обороны республики. Именно в этот период в Казахстане и объявились отечественные «оружейные бароны» вроде Орлова и Петренко, через которых это оружие продавалось налево и направо.
Так вот, чтобы получить официальное разрешение на контакт с должностными лицами казахстанского Минобороны, посредникам требовалось оформить соответствующий допуск от КНБ, и вот тут-то на арену вышел генерал-майор Божко.
Все было ничего, более того, весьма доходно, пока не грянул скандал с продажей истребителей МИГ-21 в Северную Корею. Нам напомнили, что тогда козлом отпущения сделали заместителя министра обороны по вооружению Сапсая, тогда как председатель КНБ Нуртай Абыкаев, министр обороны Мухтар Алтынбаев и более мелкие фигуры вроде Владимира Божко отделались легким испугом.
Кстати, по словам автора письма, эту спецоперацию казахстанских властей слил Центральному разведывательному управлению США агент этого ведомства Джеймс Гиффен, в чем он сознался по время суда над ним в Нью-Йорке, по итогам которого тогдашний советник елбасы был почти оправдан.
После падения Нуртая Абыкаева ключевую позицию куратора «военно-технического сотрудничества» в КНБ освоил Владимир Божко и тут же начал активно поднимать «оружейную» целину. В числе контактов зампреда КНБ появился полковник ГРУ Минобороны РК Анатолий Адамов, который работал помощником генерального директора соответствующей госкомпании, занимавшейся продажей оружия за рубеж.
По словам автора письма, в 1997—1998 годах Божко и Адамов регулярно и тесно общались, пока их плодотворное сотрудничество не прервало разоблачение и задержание членов организованной преступной группы подполковника Соболевского. Когда выяснилось, что настоящим лидером этой группы как раз и является Анатолий Адамов, связи между зампредом КНБ и лидером ОПГ остались в тени.
В результате громкого расследования уголовное дело банды Адамова — Соболевского поступило в суд, причем было установлено, что по приказу первого было убито несколько человек, чьи трупы были «закатаны» в бетон одной из плотин в предгорьях Алматы. В итоге полковник ГРУ получил 25 лет лишения свободы. Но как пишет человек, отправивший нам письмо, Анатолий Адамов попытался выйти на свободу пораньше и написал серьезную маляву своему подельнику. Что он просил и чем угрожал своему адресату, доподлинно неизвестно, но через месяц Адамова нашли мертвым, а врачи установили, что произошло это по причине инфаркта миокарда. Так это или нет, мы не знаем, но то, что история с Адамовым была громкая и скандальная, — это факт.
В следующий раз генерал-майор Владимир Божко засветился в истории с похищением и убийством «чекистами» Алтынбека Сарсенбаева и сопровождавших его лиц. Именно ему как первому зампреду КНБ РК напрямую подчинялся отряд специального назначения «Арыстан» и только он, председатель КНБ Нуртай Абыкаев и президент Нурсултан Назарбаев могли дать командиру «Арыстана» приказ отправить кого-то с оружием на боевое задание.
После этого скандала Божко подал в отставку, но вместо этого получил повышение. Нурсултан Назарбаев назначил его министром по чрезвычайным ситуациям , каковым он и пребывает до сих пор, несмотря на явные провалы в работе ведомства. В конце письма нам порекомендовали задуматься о причинах, по которым глава государства поддерживает на политической поверхности столь скандальную фигуру.
Мы задумались и поняли — дело нечистое, но какое — умолчим пока, чтобы не попасть под закон о первом президенте или обвинение в разжигании социальной розни.
Ну а в завершении «изюминка» на пирог от автора письма, видимо, хорошо знающего и Божко, и других руководителей казахстанских спецслужб. Оказывается, раньше руководители КНБ, в том числе Нартай Дутбаев и Владимир Божко, называли Нуртая Абыкаева между собой «Батя». Теперь же все изменилось. Став министром и получив негласную поддержку елбасы, господин Божко сильно политически окреп и на одном из закрытых совещаний даже сделал замечание Нуртаю Абыкаевичу, который позволил себе не слушать его выступление и с кем-то беседовал.
See the original article here:
Про сахар, оружие и Владимира Божко