Про переворот, которого не было
То, что произошло утром 4‑го сентября и в последующие несколько дней, оставило больше вопросов, чем ответов. Хочу вынести на суд читателей свою точку зрения касательно событий вокруг генерала Назарзода (Хаджи Халим), пишет автор Интернет-портала таджикской оппозиции Саъдулло Мухаммаджонов, полковник в отставке.
Для начала стоит отметить одну немаловажную деталь: в любом расследовании очень важно точно знать или найти правдоподобный мотив, а также иметь ответ, кому все это было выгодно, кто в итоге основной выгодоприобретатель. Например, когда Рахмон прессует неугодных, мотив более чем понятен — сохранить власть и приумножить награбленное.
Какая причина могла сподвигнуть генерала Назарзода на то, в чем его обвиняют? На мой взгляд, никакая. У него не было и не могло быть никакого мотива для восстания, мятежа или других антиправительственных действий. Посудите сами: на удивление сверх-успешная военная карьера, любимчик и доверенный человек “семьи” в щекотливом бизнесе — перепродаже российского оружия в Афганистан, вполне обеспеченный человек, непререкаемый авторитет, в том числе среды бывших оппонентов, никогда не был замечен в оппозиционности и связях с ненавистной властям ПИВТ, за почти 20 летнюю службу показал себя образцово-показательным. Всего год назад по представлению своего шефа, министра обороны Шерали Хайруллаева, который сегодня — правая рука Рахмона по силовым вопросам, назначен заместителем министра обороны с соответствующими полномочиями по контролю над вооружениями. Все о чем может мечтать таджик, у Назарзода было в избытке. С какой стати ему идти против вскормившей его власти? Кем он был до прихода туда? Если кому-то и была выгодна провокация, то только не ему. По моему твердому убеждению, именно власть инициировала то, что она сама потом именовала “госпереворотом”.
Во-первых, если Назарзода действительно собрал вокруг себя вооруженную группу из более чем двухсот человек с целью мятежа или переворота, как гласит правительственная версия, то почему он вместо перестрелки у “поворота аэропорта” с последующим бегством в ущелье Ромит, не пошел на штурм слабо охраняемого президентского дворца, телестудии, дома радио и так далее, до которых рукой подать от места перестрелки? Очень многие эксперты, иностранные — по незнанию географии Душанбе, а правительственные пропагандистские источники — умышленно, упускают важную деталь. А именно: Центральный аппарат Министерства обороны и десантно-штурмовой батальон находятся прямо за оградой президентского дворца, в 30 и 150 метрах соответственно. Никто не слышал там никаких выстрелов. И так называемые “мятежники” даже не перелезли через забор, чтобы совершить “переворот”.
Как профессиональный военный могу заверить что с учетом фактора внезапности и низкой боевой подготовки наших силовых структур, полчаса было достаточно, чтобы взять город в свои руки. По дороге между президентским дворцом, центральным аппаратом МО и ДШБ с одной стороны, и поворотом аэропорта с другой, находится телестудия, которую охраняют два милиционера. Если это был мятеж, почему генерал не то чтобы не захватил телевидение, но даже не заехал туда, чтобы записать 10-минутное обращение и объяснить мотивы своих действий, обратиться к населению, призвать к восстанию и присоединению в его силам? Не знать и не понимать всего этого генерал Абдухалим Назарзода и Джунайдулло Умаров никак не могли.
Версия властей, что “переворот” готовился чуть ли не пять лет не выдерживает никакой критики и с этой стороны. Почему генерал не подготовил информационного сопровождения и ни разу, ни в Душанбе, ни после, когда свободно его покинул, не обозначил через прессу и другие источники свою цель? Почему элементарно не было никого обращения к народу, как это принято в таких случаях? Сложно представить, что “мятежники” забыли взять с собой рацию, мобильные телефоны, планшеты, через которые могли записать и распространить заявления в первые часы своего выступления. И даже после записать на телефон и передать этот телефон через доверенного человека в любую точку, где мобильная связь была доступна. На это у генерала было почти две недели, если верить заявлениям властей о завершении операции 16 сентября.
В‑третьих, откуда такая оперативность у МВД, что спустя час-полтора после трагического инцидента у «поворота аэропорта», все уже было известно о генерале Назарзода, и обо всех тех, кто якобы входил в его вооруженную группу? Моментально начали арестовывать не только близких и родственников генерала, но и всех тех, кто когда-либо пересекался с генералом? Это как-то не по-таджикски оперативно сработано. Создается впечатление, что не только МВД знало и готовилось, привело свой ОМОН в состояние повышенной боевой готовности, но и сценарные бумаги, роли и сюжет были расписаны заранее.
В‑четвертых, почему не начав даже предварительного расследования, буквально на следующий день после инцидента, прокуратура квалифицировала события утра 4‑го сентября как госпереворот, и назвала в числе прочих ПИВТ организатором этого переворота? Та же самая прокуратура, вместе с другими структурами, за считанные часы установили и опубликовали перечень всего имущества генерала: что, где, когда и сколько. Между прочим, это те самые структуры, для которых потребовалось семь экспертиз и восемь месяцев кропотливой работы, чтобы установить невиновность лихача, ставшего убийцей нескольких человек.
В‑пятых, почему президент Рахмон, человек, который боится собственной тени, несмотря на сообщения о перестрелках и вообще — “неспокойную” обстановку и якобы обилие вооруженных людей в Вахдатском районе, как ни в чем не бывало, через сутки едет в этот район, чтобы исполнить свою главную миссию: перерезать очередную ленточку, принять новое здание, посмотреть на пляски и послушать песни в свою честь? Никакого страха, тревоги и беспокойства мы не заметили у него по телевизионным репортажам из Вахдата.
В‑шестых, почему вопреки сообщениям о нападении сторонников генерала на ОВД Вахдата, на здании ОВД совершенно нет следов пуль. Ни стены, ни окна не пострадали, нет следов от взрывов гранат, автоматных очередей? Откуда взялись убитые и раненные с обеих гипотетических сторон? Или их где-то убили заранее и потом привезли туда?
В‑седьмых, почему так долго готовивший “переворот” генерал не удосужился заранее обезопасить семью и близких ему людей? Насколько известно, Назарзода имел все возможности отправить их куда захочет и когда захочет. Но все родственники практически были в неведении, когда одного за другим их начали арестовывать. И почему долго готовивший “мятеж” генерал, отвечавший за снабжение вооруженных сил Таджикистана, вдруг через сутки остается без еды? Он за пять лет не смог заготовить запасов на 150 бойцов?
Несмотря на скудную информацию, невооруженным глазом можно обнаружить слишком много нестыковок, противоречий и глупостей. Все это объясняется тем, что не было никакой попытки госпереворота, не было никакого вооруженного отряда ни у Назарзоды, ни у тех, кого власть обвиняет в мятеже. Все это дело не то, что шито белыми нитками — его просто нет. Все это выдумка, которая от начала до конца была инспирирована Рахмоном и его идеологами с целью:
а) устранить ПИВТ как влиятельную оппозиционную партию и объявить всех его членов террористами;
б) отвлечь внимание жителей страны не только от надвигающегося сильнейшего экономического кризиса, но и от растущего возмущения в связи с резонансным убийством накануне милиционерами в Вахдатском районе студента третьего курса Санкт-Петербургского университета по причине ношения бороды;
в) учитывая предстоящие трудности, навести ужас и страх на всех инакомыслящих на десятилетие вперед;
г) овладеть имуществом ПИВТ и всех его членов, Назарзода, и всех тех, кто был причастен к тем и другим.
Скорее всего, генерала Абдухалима Назарзода, полковника Джунайдуллох Умарова и других бывших представителей ОТО, которые давно не были замечены в оппозиционности, пригласив на встречу арестовали в ночь на 4‑го сентября. Кого не удалось тихо арестовать, расстреляли в упор, как Зиёраддина Абдуллоева, действующего, а не уволенного, как утверждали официальные власти, сотрудника МВД. Схожая ситуация была с Сарабеком Муродовым, который в отличие от Абдуллоева не был расстрелян, а все лишь избит, только потому что при его задержании вокруг оказалось много случайных свидетелей. После ареста и подстроенной перестрелки на «повороте аэропорта», где погибли милиционеры, повсеместно начали раскручивать тему госпереворота и антипивтовскую компанию. После этого, несколько дней была устроена показушная войнушка в Ромитском ущелье, где по сей день никто из местных жителей не видел ни одного вооруженного человека, противостоящего правительственным силам. Все время, пока шла “зачистка мятежников” в Ромите, правительственная пропаганда на полную катушку старалась промывать не только внутренние, но и внешние мозги.
Арест большого количества людей, в том числе женщин, сопровождался под видом борьбы против террористов и экстремистов. Последние три года власть, как могла, усиленно провоцировала Исламскую партию на незаконные действия, но не получилось. Теперь, учитывая благоприятную мировую конъюнктуру, всеобщая борьба против терроризма (ИГИЛ, талибы), Рахмон пошел ва-банк. Тем более, что на душанбинском саммите лидеров стран членов ОДКБ, состоявшемся как раз в дни “госпереворота”, он получил полный карт-бланш в плане борьбы с “террористами и экстремистами”.
Когда все задуманное Рахмоном и его идеологами в какой-то мере воплотилось в жизнь, они решили покончить с “войной” и хладнокровно в одно время и в одном месте убили генерала Назарзода, полковника Умарова и, для закручивания сюжета и его правдоподобности.…. командира группы “Альфа” — полковника Рустама Амакиева. На похоронах “мятежников”, родственникам не дали возможность взглянуть на них, так как все они были расстреляны в упор после долгих пыток и истязаний.
Удивительно, но после того, как были убиты все «мятежные» офицеры, власть тут же объявила об окончании войны. В ту же минуту. Куда делись сотни других вооруженных солдат из ДШБ, о котором так много говорила правительственная пропаганда? Государственные телеканалы, которые ради достижения своих целей готовы показать самые мерзкие сюжеты, не показали ни одного кадра “сотни плененных” мятежников. И все потому, что мятежников в природе не было. Их никогда не было, так же как не было и никакого мятежного генерала. А был Рахмон. Он не только был, он есть и, самое главное, он хочет быть все время, даже если для этого потребуется “положить” половину Таджикистана и дестабилизировать весь регион, втянуть Россию в еще одну затяжную войну…
Рахмонская провокация не нова. В истории подобного рода изуверств ради сохранения власти, было немало. Вспомните инсценированный госпереворот и покушение на Туркмен-Баши, после которого началась тотальная чистка оппозиции в и без того зачищенном Туркменистане. Вспомните поджог Рейхстага, после которого было арестовано огромное количество антифашистски настроенных немцев, благодаря чему окончательно и укрепилась власть нацистов в Германии.
Понятно, что пока страна находится во власти Рахмона, не может быть и речи об объективном расследовании. Но как только сменится власть, вся это чудовищная провокация по укреплению власти “джаноба”, выйдет наружу.
Между тем представителей Исламской партии обвиняют во всех смертных грехах, в каких только можно обвинить. И это только начало. До недавнего времени оппозиционеров преследовали, обвиняя их в причастности к «Группе 24». Отныне для всех неугодных уготована новая статья — терроризм и экстремизм. Для всех. В том числе для женщин и детей.
Р.S. По своему опыту скажу что, несмотря на то, что прошло достаточно много времени со дня подписания мирного межтаджикского соглашения, во всех органах власти, в первую очередь в силовых структурах, таджиков делят на своих и чужих, то есть на “юрчиков” и “вовчиков”. Именно по этой причине в спектакле под громким названием “госпереворот”, “выбор” пал на “чужих” офицеров, не принадлежащих к дангаринскому и кулябскому кланам.
И это еще одно преступление против целостности и единства таджикского народа. Рахмон так и не стал таджиком, а остался дангаринским местечковым колхозником в тряпичных сапогах. Рахмоновский принцип “бо хун омадем, бо хун меравем” по сей день актуален.
P.S. Имя и фамилия автора по понятным причинам изменены.