- 01.10.2015
- Виктор ЧАНЫШЕВ, КазТАГ
Насколько известно, в ближайшее время мы увидим смену главы Национального банка Казахстана. Утомленный двумя девальвациями Кайрат Келимбетов наконец сможет отдохнуть от хаоса политики и финансов на должности ректора одного из вузов. Без работы он не останется. По крайней мере такие мысли озвучиваются в высоких кабинетах Астаны.
Однако даже после ухода Келимбетова проблемы Национального банка и финансовой системы страны не исчезнут. Вопреки многим высказываниям, Кайрат Нематович лишь реагировал на меняющуюся обстановку в мире и в стране, вынужден был часто искать финансовые решения политическим проблемам. Кидать в его спину камни может лишь наивный человек: ответственность за проблемы в наших финансах нельзя целиком возлагать только на его плечи.
Это все, что останется после меня…
Давайте посмотрим на основные проблемы, которые достанутся новому главе Нацбанка. Самой главной является слабая, недиверсифицированная экономика. Сырьевая направленность дает о себе знать: республику лихорадит от скачков цен на нефть и металлы. Малый и средний бизнес, составляя около 15% от экономики, спасти ситуации не смогут.
Институциональная проблема Национального банка не менее важная – это учреждение собрало в себя много функций, включая надзор за финансовым рынком Казахстана. Отсюда и многие проблемы, неспособность главного банка должным образом реагировать на рыночную ситуацию, отсутствие фокуса на денежно-кредитной политике и финансовой стабильности.
Будучи предельно загруженным этой работой, Национальный банк умудрился взять на себя функции управления активами Национального фонда и Единого накопительного пенсионного фонда. В общем-то элементарные провалы в работе Нацбанка уже и не кажутся удивительными. Множество функций не дает повышать эффективность: ведь в одну телегу нельзя впрячь коня и трепетную лань. Кто в этой ситуации прав, предоставим истории, а сами попробуем посмотреть, кого же может назначить Акорда на такую серьезную должность.
Как говорят сами банкиры – должность председателя Нацбанка после всех проблем в нынешней ситуации может занять только камикадзе. Думаем, что вряд ли кто-то из его заместителей захочет подхватить падающее знамя. Ведь помимо видимых проблем мы имеем объективный кризис с сырьевым экспортом, активным вмешательством правительства в деятельность Нацбанка: за счет Нацфонда хотят выкупить долю в почти провальном нефтяном месторождении Кашаган.
Кстати, Кашаган может окупиться лишь при цене $100 за баррель.
Как мы видим из опыта нынешнего главы Нацбанка, следующий должен быть знаком с экономикой и финансами на практике. Должность главы Нацбанка – это не министерская, где можно стучать по столу и гонять своих замов. Мы знаем про удивление Келимбетова, когда отечественные банкиры ему объясняли, что финансовым рынком невозможно руководить только распоряжениями и указаниями, а необходимо вносить корректировки через доступные рыночные и регулятивные инструменты.
Жамишев, Жандосов и другие
Мы опросили специалистов и составили свой шорт-лист. Болат Жамишев – нынешний глава Банка развития Казахстана. Кандидат экономических наук, бывший министр финансов республики. Однако, по нашим данным, Болат Бидахметович отказался от поста председателя Нацбанка еще две недели назад. Правда, мы сомневаемся, что в случае просьбы на высоком уровне Жамишев сможет отказать Акорде.
Ближний круг Келимбетова. Куат Кожахметов – нынешний заместитель. Он опытный профессионал, однако не очень силен в политической составляющей – ведь глава финрегулятора как азбуку должен знать, как расположены звезды над Астаной. Дина Галиева – другой заместитель. Одна из опытнейших специалистов Нацбанка. Непубличная фигура, однако пользуется заслуженным уважением на рынке.
Умут Шаяхметова – нынешняя глава Народного банка. Очень активно предлагала изменения в текущую практику Нацбанка и ратовала за открытость финансового контроля. За это она заслужила ряд заказных материалов против себя, где была обвинена чуть ли не в финансовом колдовстве и черной магии на Казахстанской фондовой бирже. Ее назначение маловероятно. Она первым делом проведет аудит всех сделок Нацбанка в сфере управления пенсионными активами, покупки «КазМунайГаза» или других громких сделок. Поэтому есть вероятность, что пострадает имидж некоторых крупных фигур. На это они не пойдут.
Нина Жусупова – легендарная фигура банковской сферы страны. Внушает уважение казахстанских финансистов. Слабых сторон практически нет, и как раз у Нины Ароновны есть время после того, как она ушла с активных ролей в «Казкоммерцбанке».
Елена Бахмутова – заместитель председателя правления ФНБ «Самрук-Казына». 10 лет опыта в надзоре финансового рынка, редкое сочетание опыта и умения ладить с людьми. Малоинформированные люди могут указать на то, что при Елене Леонидовне был крах «БТА банка». Однако когда-нибудь события того времени, включая имена покровителей БТА, станут достоянием общественности, и мы увидим, что Бахмутова делала все, что могла, чтобы предотвратить падение.
Марченко – наше все, все, все…
Досаев Ерболат – министр национальной экономики. Личность известная и уважаемая. Умен, вдумчив, характеризуется положительно. Мы не можем назвать его конкретных достижений, однако в целом деятельность можно оценить позитивно.
Григорий Марченко – дважды председатель Нацбанка – самая эпатажная фигура. Мы признаем многогранные таланты Григория Александровича, его незаурядные способности оратора, ум, некоторую капризность по отношению к парламенту и подотчетность только президенту. Однако напомним, что в последние годы Марченко жил во французской части Швейцарии и фактически сделал выбор для места спокойной жизни.
Положа руку на сердце скажем – его очередной приход в Национальный банк можно приравнять к назначению иностранного специалиста. Если Григорий Александрович придет в третий раз – это приговор для казахстанской финансовой системы, коли она не смогла родить никого лучше. Если это так, то почему бы и не нанять тогда группу иностранных экспертов?
Жандосов Ораз. Профессионал высокого класса, который в отличие от всех перечисленных кандидатов до сих пор активно занимается прикладными и теоретическими исследования в области экономики и финансов, а также обладает поистине уникальным знанием принципов работы экономики Казахстана. Кстати, Ораз Алиевич – единственный, на чью критику Григорий Марченко не рискует отвечать.
Следующий глава Нацбанка столкнется с правительством, которое уже двумя руками залезло в кладовые Нацфонда и ЕНПФ – фактически черпая большим ведром из общего котла и поливая живительной водой какие-то сомнительные сорняки в виде сырьевых компаний. Нацбанк – это поистине авгиевы конюшни. Найдется ли Геркулес, чтобы очистить их от навоза?
Читать оригинал статьи: