Проверка на идеологическую “вшивость”

Про­шед­ший год раз­вел рос­сий­ское обще­ство на две сто­ро­ны — сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков путин­ской поли­ти­ки. Казах­стан­цы же, по мне­нию пуб­ли­ци­ста Сер­гея Дува­но­ва, ока­за­лись рас­ко­ло­ты на три части.

В нача­ле ново­го года мы попро­си­ли извест­но­го казах­стан­ско­го пуб­ли­ци­ста и пра­во­за­щит­ни­ка Сер­гея Дува­но­ва под­ве­сти ито­ги про­шед­ших меся­цев. Что было глав­ным для него: укра­ин­ские собы­тия, союз с Рос­си­ей или все же какие-то собы­тия внут­ри Казахстана?

- Поза­ди 2014 год. Что-то изме­ни­лось в вашей жиз­ни? О чем хочет­ся ска­зать в первую очередь?

- Изме­ни­лось отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим меня людям. Собы­тия в Укра­ине и все, что свя­за­но с этим, ста­ло хоро­шей про­вер­кой всех нас на идео­ло­ги­че­скую «вши­вость». Все арха­ич­ное, при­ми­тив­ное, я бы ска­зал, пост­сов­ко­вое, что сиде­ло в людях, повы­ла­зи­ло, обна­жи­лось, более того, ста­ло агрес­сив­ным. Соот­вет­ствен­но, я стал боль­ше ценить тех, кто сохра­нил вер­ность тем прин­ци­пам и иде­а­лам, кото­рые мы раз­де­ля­ли все­гда. С дру­гой сто­ро­ны, я поте­рял всех тех, кто пре­дал эти прин­ци­пы, ока­зал­ся сла­бо­ват на циви­ли­за­ци­он­ную адекватность.

- И мно­го таких, в ком вы разочаровались?

- Из ближ­не­го кру­га не очень. Из дру­зей, зна­ко­мых и род­ствен­ни­ков — при­мер­но поло­ви­на. К сло­ву, в целом в обще­стве ока­зав­ших­ся по дру­гую сто­ро­ну идео­ло­ги­че­ской бар­ри­ка­ды — око­ло двух третей.

- Что же про­изо­шло, на ваш взгляд? Лад­но, в Рос­сии, но ведь это и у нас. Отку­да вся эта идео­ло­ги­че­ская диф­фе­рен­ци­а­ция в обществе?

- Слож­ный вопрос. На него еще нам всем пред­сто­ит дать ответ. Лич­но я думаю, дело в том, что в людях пост­со­вет­ской эпо­хи ока­за­лись очень силь­ны импер­ские, вели­ко­дер­жав­ные настро­е­ния, кото­рые в уме­ло сре­жис­си­ро­ван­ной ситу­а­ции вылез­ли на поверх­ность. И в этом заслу­га не толь­ко Пути­на и крем­лев­ских СМИ.

То, что мы сего­дня назы­ва­ем «ватой», при­сут­ство­ва­ло в людях латент­но со вре­мен СССР. Путин это раз­гля­дел и выта­щил нару­жу, сде­лал поли­ти­че­ски акту­аль­ным. В этом плане сам путин­ский реван­шизм воз­ник не на пустом месте. Это некий реци­див той страш­ной болез­ни, кото­рой люди пере­бо­ле­ли в СССР, и, как сего­дня выяс­ня­ет­ся, так до кон­ца от нее и не вылечились.

Имя болез­ни, кото­рой мы боле­ли око­ло 100 лет, — ком­му­ни­сти­че­ская лихо­рад­ка. Каза­лось бы, пере­бо­ле­ли, долж­ны имму­ни­тет при­об­ре­сти. Ан нет! Зара­за эта в изме­нен­ной импер­ско-сов­ко­вой фор­ме опять пора­зи­ла пост­со­вет­ское обще­ство. Имму­ни­тет про­тив это­го сра­бо­тал толь­ко у 15%. Осталь­ные не усто­я­ли про­тив виру­са, кото­рый и опре­де­лил нынеш­ний пси­хоз пост­сов­ко­во­го реван­шиз­ма, плюс наци­о­на­ли­сти­че­ский угар воз­рож­де­ния «рус­ско­го мира».

- А чем ухо­дя­щий год на ваш взгляд зна­ме­на­те­лен для Казах­ста­на и казахстанцев?

- Этим же! Рас­ко­лом обще­ства на тех, кто счи­та­ет, что Казах­ста­ну по пути с путин­ской Рос­си­ей, и на тех, кто кате­го­ри­че­ски про­тив того, что­бы «при­жи­мать­ся» к стране, нару­шив­шей меж­ду­на­род­ные нор­мы и дого­во­ра и  поссо­рив­шей­ся из-за это­го со всем миром.

Но если Рос­сия сего­дня раз­де­ле­на на две части: тех, кто за Пути­на и его курс, и тех, кто про­тив импер­ской поли­ти­ки Крем­ля, то казах­стан­ское обще­ство раз­де­ле­но на три сег­мен­та. Мож­но услов­но ска­зать, на три пар­тии: пар­тия про­рос­сий­ской ори­ен­та­ции (ват­ни­ки), пар­тия про­за­пад­ной ори­ен­та­ции (либе­ра­лы) и пар­тия анти­рос­сий­ская (наци­о­на­ли­сты).

Да, конеч­но, в этом году были и деваль­ва­ция тен­ге, и вступ­ле­ние в ЕАЭС, и мно­го чего дру­го­го. Но все же самое основ­ное, что во мно­гом изме­ни­ло внут­рен­нее состо­я­ние казах­стан­ско­го обще­ства, его идео­ло­ги­че­ские и поли­ти­че­ские ори­ен­та­ции, было про­дик­то­ва­но имен­но рос­сий­ско-укра­ин­ским кон­флик­том, кото­рый пере­рос в гло­баль­ное про­ти­во­сто­я­ние «рус­ско­го мира» с запад­ной циви­ли­за­ци­ей. Нам всем при­шлось это про­ти­во­сто­я­ние про­пу­стить через себя. Так что мож­но ска­зать, это глав­ная тема про­шед­ше­го года.

- А в лич­ном плане чем был для вас этот год?

- В лич­ной жиз­ни мне повез­ло — все ука­зан­ные идео­ло­ги­че­ские ката­клиз­мы меня не кос­ну­лись. В моей семье, в моем ближ­нем окру­же­нии нет «ват­ни­ков». Навер­ное, поэто­му и год про­шел под зна­ком един­ства взгля­дов, люб­ви и вза­и­мо­по­ни­ма­ния. Семья это не стра­на, там лег­че при­ве­сти взгля­ды к обще­му зна­ме­на­те­лю, про­ще устро­ить свою жизнь так, как хочет­ся. Так что в лич­ном плане все нормально.

- Чего, похо­же, не ска­жешь о пуб­лич­ной сфе­ре. Насколь­ко я заме­тил, у вас вырос­ло чис­ло оппо­нен­тов и недоб­ро­же­ла­те­лей. Читая ком­мен­та­рии под ваши­ми ста­тья­ми, мож­но уви­деть, что в этом году вас кри­ти­ко­ва­ли и те, кто за Рос­сию, и те, кто про­тив нее?

- Да, уж, кри­ти­ков доба­ви­лось. Ну, понят­но, власть меня не любит за мое посто­ян­ное оппо­ни­ро­ва­ние кур­су Назар­ба­е­ва. «Ват­ни­ки» не любят за то, что я кри­ти­кую почи­та­е­мо­го ими Пути­на и его импер­ско-реван­шист­ский курс.

Ком­му­ни­сты и про­чие «крас­ные»  это мои тра­ди­ци­он­ные идео­ло­ги­че­ские вра­ги. Ну не люб­лю я ком­му­няк. Понят­но, что и они мне отве­ча­ют тем же.

Что каса­ет­ся наци­о­на­ли­стов, то их не устра­и­ва­ет мое кате­го­рич­ное непри­я­тие наци­о­на­лиз­ма в каче­стве инстру­мен­та борь­бы с «ватой». Я убеж­ден, что сего­дня имен­но наци­о­на­лизм в Казах­стане может спро­во­ци­ро­вать собы­тия, ана­ло­гич­ные тому, что про­изо­шло в Укра­ине, где уме­лое мани­пу­ли­ро­ва­ние мифи­че­ски­ми наци­о­на­ли­сти­че­ски­ми угро­за­ми для рус­ских обес­пе­чи­ло рост сепа­ра­тист­ских настро­е­ний и под­держ­ку про­ти­во­прав­ных анти­укра­ин­ских действий.

- То есть, по-ваше­му, сего­дня глав­ны­ми угро­за­ми для нас явля­ют­ся те, кого вы назы­ва­е­те «ват­ни­ка­ми», и казах­ские националисты? 

- Имен­но так. Скла­ды­ва­ет­ся инте­рес­ная ситу­а­ция. Сего­дня у «ват­ни­ков» свя­за­ны руки, у них нет осно­ва­ний заяв­лять о при­тес­не­ни­ях рус­ских в Казах­стане. А судя по настро­е­ни­ям в интер­не­те, неко­то­рым осо­бо актив­ным сто­рон­ни­кам «рус­ско­го мира» это очень хоте­лось бы под­нять на щит.

Так вот, помочь им решить эту про­бле­му могут наци­о­на­ли­сты, кото­рые на волне анти­пу­тин­ской кри­ти­ки посто­ян­но подо­гре­ва­ют этни­че­скую и язы­ко­вую тему в Казах­стане. Что назы­ва­ет­ся, педа­ли­ру­ют про­бле­му, образ­но гово­ря, пыта­ют­ся под­бра­сы­вать полеш­ки в чуть тле­ю­щий ого­нек меж­на­ци­о­наль­ной напря­жен­но­сти. А здесь доста­точ­но одной про­во­ка­ции, одно­го неосто­рож­но­го сло­ва с той или дру­гой сто­ро­ны, и это напря­же­ние может сде­то­ни­ро­вать, что при­ве­дет к поля­ри­за­ции и про­ти­во­сто­я­нию обще­ства по этни­че­ско­му при­зна­ку. Это­го нам сего­дня толь­ко не хватало!

- Но на Укра­ине имен­но наци­о­на­ли­сты явля­лись аван­гар­дом в борь­бе и с Яну­ко­ви­чем и с сепа­ра­тиз­мом в Восточ­ной Укра­ине. Есть мне­ние, что в слу­чае угроз наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казах­ста­на со сто­ро­ны Рос­сии имен­но наци­о­на­лизм может орга­ни­зо­вать отпор и спа­сти ситуацию.

- Есть такая точ­ка зре­ния. Одна­ко в нашей ситу­а­ции воин­ству­ю­щий наци­о­на­лизм может толь­ко усу­гу­бить ситу­а­цию. Нали­чие в казах­стан­ском обще­стве серьез­ных «ват­ных» настро­е­ний (заметь­те, не толь­ко сре­ди рус­ских), а так­же серьез­но­го про­рос­сий­ско­го лоб­би во вла­сти гаран­ти­ру­ет нам мощ­ней­щую граж­дан­скую поля­ри­за­цию при пер­вых же попыт­ках наци­о­на­ли­стов выне­сти свои тре­бо­ва­ния на поли­ти­че­ский уровень.

На мой взгляд, соот­но­ше­ние про­рос­сий­ски ори­ен­ти­ро­ван­ных казах­стан­цев к сто­рон­ни­кам анти­пу­тин­ско­го кур­са при­мер­но 70 на 30. В Укра­ине это соот­но­ше­ние было пря­мо про­ти­во­по­лож­ное — при­мер­но 30 на 70. Учи­ты­вая, к чему при­ве­ло тако­го рода про­ти­во­сто­я­ние в Восточ­ной Укра­ине, и то, как лег­ко рус­ско­языч­ный Крым ушел в Рос­сию, неслож­но про­счи­тать, чем может обер­нуть­ся этот сце­на­рий для Казах­ста­на, у кото­ро­го в роли Дон­бас­са может ока­зать­ся сра­зу треть тер­ри­то­рии страны.

Ну и потом, не нуж­но пре­уве­ли­чи­вать роль укра­ин­ско­го наци­о­на­лиз­ма. Да, наци­о­на­ли­сты тра­ди­ци­он­но более актив­ны и эмо­ци­о­наль­но замет­ны, а с точ­ки зре­ния скан­даль­но­сти каж­дый сто­ит пяте­рых. Но про­ве­ден­ные выбо­ры в Укра­ине пока­за­ли, что наци­о­на­ли­сты там не явля­ют­ся серьез­ной поли­ти­че­ской силой. Дви­жу­щей силой и Май­да­на, и сего­дняш­ней граж­дан­ской пас­си­о­нар­но­сти Укра­и­ны явля­ет­ся имен­но пат­ри­о­тизм, а не национализм.

Не нуж­но сме­ши­вать два раз­ных поня­тия — наци­о­на­лизм и пат­ри­о­тизм. Эти поня­тия могут сов­па­дать в моно­эт­ни­че­ских стра­нах, но в таких стра­нах, как Укра­и­на, Казах­стан и Рос­сия  это совер­шен­но раз­ные вещи. Пат­ри­о­тизм   — это любовь к Родине, актив­ная граж­дан­ская пози­ция вне этни­че­ско­го кон­тек­ста. Такой пат­ри­о­тизм стро­ит­ся на осно­ве вне­эт­ни­че­ской граж­дан­ствен­но­сти. Этот прин­цип сего­дня в Казах­стане закреп­лен кон­сти­ту­ци­он­но, что  не устра­и­ва­ет наци­о­на­ли­стов, кото­рые тре­бу­ют созда­ния имен­но казах­ско­го госу­дар­ства, где этнич­ность долж­на стать бази­сом государственности.

- Я пра­виль­но понял: по-ваше­му, наци­о­на­лизм в Казах­стане пред­став­ля­ет собой опас­ность для казах­стан­ской стабильности?

- Я пыта­юсь дока­зать, что един­ствен­ной силой, спо­соб­ной задать пози­тив­ный демо­кра­ти­че­ский импульс раз­ви­тия Казах­ста­на, как и воз­мож­ность в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти отсто­ять его неза­ви­си­мость, может быть толь­ко пат­ри­о­тизм казах­стан­цев, не раз­де­лен­ных по этни­че­ско­му при­зна­ку. Пока мы еди­ны как один народ, у нас есть шанс отсто­ять, если пона­до­бит­ся, неза­ви­си­мость и сде­лать наш Казах­стан бла­го­по­луч­ным и пре­успе­ва­ю­щим. Но как толь­ко мы нач­нем делить­ся на рус­ских и каза­хов, на корен­ных и приш­лых, имея под боком Пути­на с его иде­ей-фикс воз­рож­де­ния «рус­ско­го мира», нам всем крыш­ка. И на мой взгляд, наци­о­на­ли­сты вку­пе с «ват­ни­ка­ми» полне могут нам это устроить.

- Могу я ска­зать, что это тренд, с кото­рым Сер­гей Дува­нов всту­па­ет в новый 2015 год?

- Ско­рее это та угро­за, кото­рую я вижу в пред­сто­я­щем году. А что каса­ет­ся трен­да, то его я вижу в том, что мас­штаб­ное сни­же­ние цены на нефть,  с неиз­беж­но­стью веду­щее к кри­зи­су эко­но­ми­че­ско­му, дает шанс людям, живу­щим в усло­ви­ях огра­ни­че­ния прав и сво­бод, что-то поме­нять в сво­их стра­нах. Очень мно­гие авто­ри­тар­ные режи­мы суще­ству­ют за счет дар­мо­вых неф­тя­ных денег, поэто­му паде­ние цен на нефть это серьез­ное испы­та­ние на проч­ность их вла­сти. Вопрос толь­ко в том, кто этот шанс смо­жет исполь­зо­вать, а кто так и оста­нет­ся в вяло­те­ку­щем тран­зи­те автократии.

- И како­вы, на ваш взгляд, пер­спек­ти­вы на этот счет у казах­стан­цев? Захо­тят ли они менять что-то в сво­ей жизни?

- Они дав­но это­го хотят. Но одно дело хотеть, а совер­шен­но дру­гое — мочь. На уровне обы­ден­но­го созна­ния казах­стан­цы дав­но уже недо­воль­ны той жиз­нью, кото­роой поз­во­ля­ет им жить эта власть. Но про­бле­ма в том, что в граж­дан­ском плане, как обще­ство, осо­зна­ю­щее свою роль и инте­ре­сы, они еще не состо­я­лись. Для это­го долж­но прий­ти осо­зна­ние свя­зи меж­ду тем, как они живут, и тем, какую поли­ти­ку про­во­дит власть. А это сфе­ра обще­ствен­но­го созна­ния, до кото­ро­го люди про­сто не дорос­ли. Их недо­воль­ство из сфе­ры абстракт­но­го долж­но перей­ти в сфе­ру кон­крет­но­го. Они долж­ны уви­деть в каче­стве пер­во­при­чи­ны их про­блем поли­ти­ку кон­крет­ной вла­сти, кон­крет­но­го пре­зи­ден­та. При­мер­но так, как это про­изо­шло в Укра­ине, кото­рая ска­за­ла сакраль­ное «геть» коман­де Януковича.

- На ваш взгляд, гото­вы ли казах­стан­цы ска­зать «кет» нынеш­ней власти?

- Сего­дня нет. Но это не озна­ча­ет, что зав­тра, когда кри­зис нач­нет про­мы­вать им гла­за от про­па­ган­дист­ской пыли, они к это­му не при­дут. Все толь­ко начинается.

Статьи по теме

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?

Как Россия заблудилась в своих ориентирах. Интервью с экс-премьером Казахстана