Берлинский журналист Мартин Краних испытал в свое время немало мучений, гоняясь за президентом Казахстана, когда тот посещал столицу Германии. Теперь же, в преддверии визита Нурсултана Назарбаева в Вену, ему вновь было поручено освещать эту поездку – и вновь немецкий репортер оказался в тупике.
Автор: Вальдемар КРАУС
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей», — эта поговорка, на мой непросвещенный взгляд, лично мне уже больше ничем помочь не может. Ста рублей мне в Германии и даром не надо, что же касается ста друзей, то некоторые из них обладают свойством обрушивать на мою голову сто вопросов и сто проблем, причем каждая из них кажется совершенно неразрешимой. Именно таков мой старый приятель Мартин Краних.
Если уважаемые читатели вспомнят — это тот самый незадачливый телерепортер, которому пришлось изрядно поломать голову над загадочным визитом Нурсултана Абишевича Назарбаева в Берлин. В свое время я рассказывал о том, как мой друг Мартин страшно удивлялся организации этого визита, когда никому не были известны ни сроки приезда и пребывания казахстанского президента, ни места и часы его пресс-конференций, а уж программа самого визита оказалась тайной за семью печатями.
Несмотря ни на какие трудности, мой доблестный друг со скромной помощью вашего покорного слуги все же ухитрился сделать пару репортажей о пребывании Назарбаева в Берлине, чем заработал себе в редакции совершенно, на мой взгляд, незаслуженную репутацию знатока Казахстана. Так что неудивительно, что и на этот раз, когда Нурсултан Абишевич собрался в столицу Австрии, разбираться в хитросплетениях этого визита вновь поручили Мартину. И полетел герр Краних в Вену — на этот раз заручившись заранее моей дружеской поддержкой. Так что все дальнейшее — как говорится, «не мой мопед», я лишь описываю его приключения.
В принципе, предстоящее венское турне Нурсултана Назарбаева в плане соблюдения секретности ничем не отличается от берлинского. За те несчастные пару-тройку дней перед тем, как елбасы должен пожаловать в австрийскую столицу, добыть какие-то сведения о расписании и программе его пребывания представляется практически невозможным.
Система напускания тумана все та же: в ответ на многочисленные журналистские запросы МИД Австрии вежливо отсылает назойливых репортеров в посольство Казахстана. А тамошние сотрудники вместо ответов начинают сами вопрошать: кто звонит, да из какого издательства, да паспортные данные? И собрав максимум информационной «пыльцы» о собеседнике, они вежливо обещают перезвонить (дайте-ка, пожалуйста, ваш номер мобильного телефона!). И тишина. Повторная попытка связаться с посольством обычно завершается тем, что трубку берет новый сотрудник — и вся волокита начинается снова.
На этот раз, однако, мой друг Мартин Краних оказался научен горьким берлинским опытом общения с казахстанскими чиновниками от дипломатии, так что первым делом он отправился на поклон к местным коллегам-репортерам — может, тем удалось уже что-нибудь узнать? Увы, здесь его ожидал полный ноль, если только не счесть за информационный успех сведения о том, что Назарбаев, кажется, должен остановиться в отеле «Риц».
Даже со сроком самого визита получилась совершенная непонятность: то казахстанского президента ожидали 15 октября, то вроде 20-го, а теперь вдруг оказалось, что официально визит был назначен на 22—23 октября, причем кое-кто уверен, что вовсе не октября, а ноября. Так что бедняге Мартину приходится теперь ждать у моря погоды: он сидит в Вене, вдали от Родины и семьи, со своим телеоператором и пусть и симпатичной, но такой же раздраженной и недоумевающей ассистенткой…
Конечно, застрять в Вене не худшее, что может произойти с репортером, однако немцы — это люди, привыкшие, как ни странно это может показаться, в командировке работать. А работа Мартина в данный момент заключается в периодическом обзванивании австрийских и немецких коллег, включая меня, грешного, и бормотании в телефонную трубку нечленораздельных жалоб на казахстанские порядки.
Хуже того: недавно Краниху сообщили, что сам визит-де оказался под угрозой срыва. Мол, поехал Нурсултан Назарбаев в Турцию, да и сгинул. Прилетел он туда еще 10 октября, провел ряд встреч и с 12 октября о нем ни слуху ни духу не было. И только 17 октября появилась новость о том, что елбасы вроде как дома и провел встречу с председателем правления компании «АрселорМиттал» Лакшми Митталом.
Почему так долго молчал? Ходят упорные слухи, что состояние здоровья казахстанского лидера в последнее время настолько ухудшилось, что он с трудом дома с кресла встает, а не то что в Вену с визитом отправиться. Другие люди говорят, что просто Австрия — это такое место, где елбасы совсем не по себе: мол, его экс-зять Рахат Алиев там уже все и всех с потрохами купил, и теперь лидер опасается, что за каждым венским углом его ждет убийца, вооруженный как минимум портативной атомной бомбой. Третьи вовсе утверждают: никакой это не официальный визит, а просто Нурсултан Абишевич прикупил в австрийской столице недвижимость и теперь желает ее проинспектировать, так сказать, лично.
Кому верить — Мартин не знает, поэтому периодически названивает мне и ноет в трубку, превознося мои скромные способности в понимании мотивов и поступков казахстанских чиновников и требуя помощи и утешения. Что я могу ему сказать в ответ? Терпение, мой друг, терпение. Не ты один не понимаешь елбасы. Он, говорят, зачастую сам себя не понимает. Так что, как говорится, «расслабься и постарайся получить удовольствие».
View article:
Приключения Мартина Краниха в Вене