Президенты в СНГ: уйти нельзя, остаться
Утром в понедельник, 7 декабря, Центризбирком Армении объявил результаты референдума по проекту конституционной реформы в стране. Около 63 процентов принявших участие в голосовании поддержали предложенные изменения. Реформа предполагает переход Армении от президентской к парламентской республике. Однако критики считают, что истинной ее целью является сохранение власти в руках действующего президента Сержа Саргсяна, который не мог баллотироваться на третий срок в 2018 году. Но после изменения конституции имеет возможность остаться у власти в качестве премьер-министра, поскольку теперь именно премьер станет первым лицом государства, пишет DW.
Растяжимость понятия “срок”
Армения стала далеко не первой среди бывших республик СССР, где тем или иным образом были продлены властные полномочия действующих президентов. Причем чаще всего этот вопрос ставился прямо и не требовал смены формы правления. В начале 1990‑х во всех странах СНГ были приняты конституции, ограничивавшие продолжительность пребывания в должности президента одного лица, как правило, двумя сроками по 4—5 лет каждый. Однако впоследствии многие главы бывших советских республик получали право баллотироваться на большее количество сроков, а где-то увеличивали продолжительность самих сроков либо делали персонифицированные исключения.
В двух бывших республиках СССР, Узбекистане и Казахстане, глава государства с 1991 года не менялся пока вообще ни разу. Однако Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев пришли к этому достижению разными путями. В марте 2015 года состоялись очередные президентские выборы в Узбекистане, победу на которых в четвертый раз одержал Ислам Каримов. При этом в статье 90‑й конституции страны с самого ее принятия в 1992 году неизменно закреплена норма о том, что “одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд”.
Один срок Каримову списали, признав его “нулевым”, так как его отсчет начался в 1991 году, еще до принятия действующей конституции. А на вопросы ОБСЕ накануне последних выборов, почему президент идет на третий срок в нарушение конституции, официальные лица страны дали довольно оригинальный ответ, зафиксированный в отчете Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. “Понятие “срок” означает точное количество лет и, так как ранее президентский срок составлял семь лет, а теперь будет составлять пять лет, то данные сроки не могут рассматриваться в качестве двух последовательных сроков”, — пояснили в Ташкенте.
Долой ограничения
Нурсултан Назарбаев выиграл свои первые выборы главы государства в 1991 году, будучи единственным кандидатом в избирательном бюллетене. Спустя четыре года его президентские полномочия в Казахстане были продлены до 2000 года на референдуме.
После этого Назарбаев еще дважды побеждал на президентских выборах. В 2007 году казахстанский парламент принял поправки к конституции страны, ограничив полномочия главы государства двумя сроками. Однако для Назарбаева как первого президента Казахстана было сделано исключение — он может баллотироваться неограниченное количество раз.
Президент Беларуси Александр Лукашенко также является первым и до сих пор единственным президентом своей страны. Однако он занимает этот пост с 1994 года. Спустя два года после его победы на выборах был проведен референдум по изменению конституции, после чего Лукашенко “обнулил” по примеру Каримова отсчет пятилетнего срока своего президентства. Поэтому его второй срок начался уже в новом веке, после победы на выборах 2001 года. Через три года после этого в стране прошел еще один референдум, вычеркнувший из конституции норму, ограничивавшую количество последовательных президентских сроков для одного человека.
Ильхам Алиев сменил своего отца на посту президента Азербайджана в 2003 году, а пять лет спустя вновь победил на выборах главы государства. В 2009 году, в ходе своего второго президентского срока, он провел референдум, по итогам которого были одобрены поправки к конституции, согласно одной из которых, один и тот же человек может избираться главой государства более двух раз подряд. Еврокомиссия назвала тот референдум серьезным шагом назад в развитии демократии в Азербайджане.
Полномочия первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова были продлены в 1994 году с помощью референдума, отменившего проведение запланированных на 1997 год новых выборов. А в 1999 году Народный совет страны принял решение о пожизненном президентстве Ниязова. В итоге он оставался во главе государства вплоть до кончины в 2006 году.
Смотря как посчитать
Первый президент Киргизии Аскар Акаев воспользовался популярной среди лидеров стран СНГ возможностью “обнулить” первый срок и оставался у власти вплоть до “тюльпановой революции” 2005 года, после которой бежал в Россию.
А президент Таджикистана Эмомали Рахмон неоднократно пользовался возможностью “обнуления”. Впервые он занимал пост главы государства в 1994, 1999 и 2006 годах, каждый раз в промежутке между выборами проводя референдумы о внесении серьезных изменений в конституцию, которые делали “нулевыми” его предыдущие сроки. Последняя редакция конституции предполагает для одного человека два семилетних срока подряд на посту президента, и первый второй срок Рахмона начался в 2013 году.
Рокировка с поправками
В России Владимир Путин после двух разрешенных конституцией РФ президентских сроков подряд в 2008 году уступил свое место Дмитрию Медведеву. Тот буквально через несколько месяцев после вступления в должность предложил внести поправки в Основной закон страны, увеличив продолжительность президентских полномочий с 4 до 6 лет.
Уже к концу 2008 года эти поправки были ратифицированы Госдумой, Советом Федерации и парламентами всех субъектов РФ, а в 2012 году пост президента России, теперь уже на 6 лет, вновь занял Владимир Путин.
Другие страны СНГ
На Украине был возможен вариант с третьим сроком Леонида Кучмы за счет “обнуления” его первого президентства по решению Конституционного суда страны. Однако сам Кучма не воспользовался возможностью баллотироваться в очередной раз. В итоге, после распада СССР ни один президент Украины не превысил разрешенные конституцией два срока по 5 лет. То же самое относится и к Грузии с Литвой, где введены аналогичные ограничения для одного и того же лица, занимающего высший пост в государстве.
Латвия, Эстония и Молдавия — парламентские республики, в которых роль президента второстепенна по отношению к премьер-министру. Впрочем, и их президенты в постсоветскую эпоху не нарушали закрепленную в конституциях норму о двух сроках подряд продолжительностью по 4—5 лет.