Президентский звездопад

Чем при­ме­ча­тель­на пятая часть эпи­че­ско­го бай­о­пи­ка о Нур­сул­тане Назарбаеве

С 28 апре­ля в казах­стан­ском про­ка­те идет фильм «Так сло­жи­лись звез­ды» – трех­ча­со­вое полот­но о жиз­ни пре­зи­ден­та стра­ны Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва с 1984 по 1993 год. Кор­ре­спон­дент «Новой» – Казах­стан» уви­дел в филь­ме мно­же­ство скры­тых наме­ков на крамолу. 

Нуж­но при­знать­ся, что перед похо­дом в кино­те­атр я изу­чил уже вышед­шие рецен­зии на новую часть бай­о­пи­ка о пре­зи­ден­те Казах­ста­на. Кри­ти­ки попе­ня­ли Сер­гею Снеж­ки­ну на боль­шое коли­че­ство ляпов: баш­ни «Нур­лы Тау» пере­ме­сти­лись назад во вре­ме­ни, а Назар­ба­ев в кон­це 40‑х годов щего­лял по сте­пи в джинсах.

По пово­ду ляпов мож­но ска­зать, что в атмо­сфе­ре общей фан­тас­ма­го­рич­но­сти филь­ма они мог­ли бы быть режис­сер­ским ходом, заду­май это Снеж­кин специально.

Пре­зи­дент, обща­ясь на про­тя­же­нии все­го филь­ма с бри­тан­ским жур­на­ли­стом (на это нани­зан весь сюжет с боль­шим коли­че­ством флэш­бе­ков), про­ти­во­по­став­ля­ет­ся само­му себе образ­ца два­дца­ти­лет­ней дав­но­сти. Назар­ба­ев кон­ца 80‑х смот­рит­ся куда выиг­рыш­нее. Он про­грес­сив­ный, сме­лый, чело­веч­ный и бли­зок к наро­ду. Назар­ба­ев образ­ца 2015 года с наклад­ной лыси­ной выгля­дит устав­шим чело­ве­ком, кото­ро­му прак­ти­че­ски без­раз­лич­но все про­ис­хо­дя­щее вокруг. Он добил­ся все­го, чего мог, и даже насы­щен­ный гра­фик рабо­ты, кото­рый дик­ту­ет­ся бес­смен­ным помощ­ни­ком, – рути­на, кото­рая пре­зи­ден­та тяго­тит. При­е­хав­ший жур­на­лист с вопро­са­ми о дик­та­ту­ре (на что Назар­ба­ев отве­ча­ет, что он не дик­та­тор, а «сим­вол наро­да») для пре­зи­ден­та – раз­вле­че­ние. Кро­ме того, вид­но, насколь­ко Назар­ба­е­ву-пер­со­на­жу инте­рес­нее вспо­ми­нать про­шлое, неже­ли гово­рить о насто­я­щем и будущем.

Назар­ба­ев в филь­ме окру­жен боль­шим коли­че­ством охра­ны, сорат­ни­ков и обо­жа­те­лей, сни­ма­ю­щих его спи­ну на мобиль­ный теле­фон, одна­ко он бес­ко­неч­но оди­нок. Вопрос «Кому дове­рять?», задан­ный Назар­ба­е­вым-пер­со­на­жем в про­шлое, на самом деле вопрос в настоящее.

Вопрос рито­ри­че­ский: дове­рять абсо­лют­но неко­му. Назар­ба­ев в кон­це филь­ма рас­ска­зы­ва­ет жур­на­ли­сту о сво­ей глав­ной ошиб­ке – попыт­ке дове­рить­ся сорат­ни­кам во вре­мя пар­ла­мент­ско­го кри­зи­са 1993 года.

Мысль о тоталь­ном оди­но­че­стве и об уста­ло­сти Назар­ба­е­ва в филь­ме рож­да­ет еще одно умо­за­клю­че­ние. Надо ска­зать, весь­ма крамольное:

Назар­ба­ев, всю поли­ти­че­скую карье­ру борю­щий­ся с при­пис­ка­ми, неспра­вед­ли­во­стью, куль­том лич­но­сти, раде­ю­щий за свою род­ную зем­лю и рес­пуб­ли­ку, к кон­цу жиз­ни стал повто­рять ошиб­ки сво­их предшественников.

Самое обид­ное, что Назар­ба­е­ву по сюже­ту филь­ма все эти поче­сти нра­вят­ся. Он и не обра­ща­ет на это вни­ма­ния – а в ито­ге вспо­ми­на­ет, что так было не все­гда, и начи­на­ет рас­ска­зы­вать о шах­тер­ском бун­те в Кара­ган­де в 1989 году. В какой-то момент неволь­но при­хо­дишь к выво­ду, что режис­сер и сам носталь­ги­ру­ет по тем вре­ме­нам, когда моло­дой, про­грес­сив­ный Назар­ба­ев мог сохра­нить вели­кую стра­ну, если бы не два боль­ших глуп­ца в Рос­сии. По той поре, когда было непро­сто, но жили как бы одной семьей. По эпо­хе, когда про аме­ри­кан­цев точ­но зна­ли, что они «без сове­сти» (послед­нее успеш­но воз­вра­ща­ет­ся и сей­час). Ина­че гово­ря, Снеж­кин – залож­ник трен­да на воз­вра­ще­ние все­го совет­ско­го. И даже сов­ко­во­го: Раи­са Гор­ба­че­ва, напри­мер, пока­за­на серым кар­ди­на­лом всей союз­ной поли­ти­ки. Ель­цин про­пил стра­ну – даже важ­ные поли­ти­че­ские интри­ги он реша­ет с посто­ян­ной рюм­кой у рта. Кол­бин и Куна­ев пока­за­ны мах­ро­вы­ми парт­но­мен­кла­тур­щи­ка­ми. Но Куна­ев рес­пуб­ли­ку в пере­до­ви­ках дер­жал (пусть и с при­пис­ка­ми), а Кол­бин – жерт­ва обсто­я­тельств. Ах, да, есть еще ара­бы, кото­рые через образ Яси­ра Ара­фа­та пока­за­ны пол­но­стью бес­прин­цип­ны­ми фана­ти­ка­ми, жаж­ду­щи­ми купить ядер­ное ору­жие (при­сут­ствие хоть какой-то исто­ри­че­ской прав­ды, кажет­ся, вооб­ще не вхо­ди­ло в зада­чу режиссера).

Эта носталь­гия по про­шло­му, оче­вид­но, исхо­дит не толь­ко от режис­се­ра, но и от глав­но­го бене­фи­ци­а­ра филь­ма. А еще это рас­чет на экс­порт: «Звёз­ды» вро­де соби­ра­ют­ся про­ка­ты­вать и в Рос­сии, а там жела­ю­щих вер­нуть­ся в про­шлое хоть отбав­ляй. Прав­да, очень слож­но пред­по­ло­жить, кому в Рос­сии может быть инте­ре­сен абсо­лют­но не дина­мич­ный трех­ча­со­вой фильм с кило­тон­на­ми пафо­са на квад­рат­ный сан­ти­метр кинопленки.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Акежан Кажегельдин — о предстоящем референдуме и российско-казахстанских отношениях.

Исторический момент не повторится никогда

Об изменениях конституции Узбекистана