Тини Кокс – о причинах исключения Москвы из организации, в которой она находилась с 1996 года, в эксклюзивном интервью «Голосу Америки»
На уходящей неделе Совет Европы решил исключить Россию из своих рядов из-за ее агрессии против Украины. Сначала представительство России в двух органах Совета Европы – Комитете министров и Парламентской ассамблее (ПАСЕ) – было приостановлено, а позже, 16 марта, после экстренной сессии ПАСЕ 14–15 марта, было принято решение о полном исключении России из этой организации.
Полномочия российского судьи в Европейском суде по правам человека были также прекращены: Россия больше не находится под его юрисдикцией.
Министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо, председательствующий сейчас в Комитете министров Совета Европы, председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокс и генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич сделали заявление, в котором говорится, что «российские власти своими действиями в Украине лишили российский народ преимуществ самой передовой в мире системы защиты прав человека, включая юрисдикцию Европейского суда по правам человека», а также подчеркнули:
«Мы по-прежнему полны решимости использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для оказания поддержки, помощи и средств правовой защиты украинскому народу в его борьбе против агрессора и продолжать стремление к миру на основе справедливости и международного сотрудничества».
Россия попыталась изобразить происходящее как результат ее собственного решения: уже в ходе экстренной сессии ПАСЕ российский МИД направил в Страсбург заявление Москвы о выходе из Совета Европы по причине якобы превращения этой организации «в инструмент антироссийской политики».
В эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы, парламентарий из Нидерландов Тини Кокс (Tiny Kox) потребовал от Кремля «убрать к черту» свою армию из Украины и прекратить убийства мирных жителей в этой стране.
Данила Гальперович: Почему Совет Европы решил исключить Россию, и каковы основные причины этого? Мы помним, что ранее и Совет Европы, и ПАСЕ решили оставить Россию в своей организации, несмотря на аннексию и оккупацию Крыма.
Тини Кокс: Российская Федерация откровенно нарушила устав Совета Европы, в котором записано, что мы работаем для поддержания мира и сотрудничества в Европе, и это не совпадает с такими действиями, как отправка войск для незаконного вторжения в соседнюю страну. После того, как ПАСЕ единогласно высказалась за исключение России, я сказал, что это печальный момент, но я рад, что мы приняли такое решение.
У нашей организации есть «красные линии», и Россия не только нарушила границы Украины, но и перешла эти «красные линии» Совета Европы. И, чтобы пояснить то, что было сделано и не сделано в 2014 году: тогда Совет Европы не мог отреагировать так, как должно, просто не было механизма. Комитет министров Совета Европы не смог – или не захотел – ввести санкции в отношении членства России в нашей организации, и Парламентская Ассамблея также не могла сделать больше того, чем сделала, а именно – приостановила право голоса российской делегации в ПАСЕ. И я тогда говорил, что принимать это решение не имеет смысла, потому что какой смысл лишать российских парламентариев голоса в Ассамблее, если господин Лавров продолжает иметь все права в Комитете министров СЕ? В 2019 году мы изменили систему, и тогда это позволило российской делегации вернуться в ПАСЕ, но при условии, что если последует еще одно откровенное нарушение нашего устава, то Россия будет исключена из Совета Европы полностью.
Теперь именно это и случилось: если вы начинаете войну против соседней страны, вам не место в нашей организации. Теперь российских представителей нет нигде: ни в Комитете министров, ни в ПАСЕ, и как я всегда говорил – если мы решаем принимать меры, они должны быть определенными и эффективными. Я думаю, что Совет Европы отреагировал наиболее быстро из всех международных организаций, и отреагировал решительно. Еще раз – я опечален тем, что до этого дошло, но я рад, что мы приняли такое решение.
Д.Г.: Каковы последствия исключения России из Совета Европы – для самого Совета Европы, для российских властей и для ее рядовых граждан? Т.К.: Для Совета Европы последствия состоят в том, что мы потеряли самую большую страну, имевшую членство в нашей организации. Но в ней остались 46 стран, которые, естественно, позаботятся о том, чтобы ее дух и наследие сохранялись. Для граждан России это влечет драматические последствия, потому что до сих пор 140 миллионов ее жителей были под защитой Европейской конвенции о правах человека и могли обращаться в Европейский суд по правам человека, если считали, что их права были нарушены. Этой возможности у них больше не будет. Это очень позорно, и весь этот позор лежит на российских властях, которые сейчас не только причиняют жесточайший ущерб гражданам Украины, но и лишают фундаментальных прав своих собственных граждан. И я очень надеюсь, что российские граждане в конце концов призовут свои власти к ответу за это откровенное пренебрежение их правами.
Д.Г.: Москва заявила, что сама вышла из Совета Европы, по собственной воле, а не из-за решения организации, и обвинила Совет Европы в том, что он превратился «в сателлит Вашингтона». Какова ваша реакция на эти заявления?
Т.К.: Я очень разочарован тем уровнем, до которого российские власти опустились в своих заявлениях. Россия стала членом Совета Европы добровольно, и все это время в организации она участвовала в ее работе на равных с другими ее членами. И сейчас она грубо нарушила устав Совета Европы, о котором она сама все время говорила, что он очень важен, в том числе и для нее самой. Так что, обвинения в отношении кого-то другого в том, в чем Россия виновата сама, выглядят очень жалкими.
Что касается заявлений российских властей о том, что они вышли из Совета Европы по своей воле – нет, это не так, в реальности Россия была именно вышвырнута из нашей организации. Я получил копию письма (министра иностранных дел России – ред.) Лаврова, и это было последней их попыткой как-то растянуть процесс и внести сумятицу, но она провалилась. Мы завершили процедуру, которую начали после того, как я созвал Объединенный комитет ПАСЕ и сначала приостановили полномочия России в Комитете министров и Ассамблее. Мы постановили лишить Россию членства в нашей организации из-за того, что она осуществила незаконное вторжение в Украину. Так что, это не какое-то там собственное решение российских властей – российские власти были именно изгнаны, и позор за это лежит только на них самих.
Д.Г.: Как ПАСЕ и Совет Европы в целом может сейчас помочь Украине?
Т.К.: Украина, будучи полноправным членом Совета Европы, сейчас подверглась нападению российской армии, и мы оказываем ей всю нашу поддержку, которую можем предоставить. Мы – не ООН и не ОБСЕ, но мы видим, что сейчас миллионы людей бегут из Украины от войны, пересекая границы соседних европейских стран, и мы пытаемся максимально послужить им всем, чем можем. Комиссар Совета Европы по правам человека посещает эти страны для того, чтобы выяснить, чем мы сейчас можем помочь. И мы также отслеживаем события очень внимательно с тем, чтобы не только российская армия, но и российская власть в целом понесла в конце концов ответственность перед международным сообществом. Я думаю, что Кремль совершил огромную ошибку, когда решил, что захватит Украину, застав ее врасплох, в течение трех-четырех дней, и потом все вернется к обычному течению дел. Так вот, обычного течения дел, «business as usual», теперь больше не будет никогда. Российские власти сейчас полностью ответственны за ежедневные обстрелы людей в Украине, и лучшее, что они могут сделать – это немедленно прекратить эти обстрелы и немедленно вывести свои войска с украинской территории.
Каждый следующий день этой войны только покрывает их позором все больше и больше. И, как я уже сказал, я очень надеюсь, что российские граждане призовут свои власти к ответу за то, что те совершили покушение как на независимость и достоинство украинцев, так и на права своих соотечественников.
Мы находимся в близком контакте с властями Украины, и в особенности с делегацией Украины в ПАСЕ -–я был очень рад их присутствию на экстренной сессии Ассамблеи, в которой половина их делегации принимала участие очно, приехав в Страсбург. Я был счастлив поговорить с ними, и пожелал им всей возможной удачи, потому что они возвращаются в Украину, и там сейчас очень опасно. Но они – граждане Украины, и они могут рассчитывать на полную поддержку Совета Европы. Д.Г.: В России после ее исключения из Совета Европы некоторые чиновники и политики заявили о том, что теперь нет препятствий для возвращения смертной казни. Что это будет означать для самой России?
Т.К.: Это – еще одно постыдное заявление этих людей. Россия, вступив в Совет Европы, добровольно ввела мораторий на смертную казнь, и сделала это по важным причинам. Естественно, для нее невозможно было находиться в Совете Европы и сохранить смертную казнь, но, кроме того, это было и ее самостоятельное решение. И теперь рассуждения «мы вышли из Совета Европы, пора вернуть смертную казнь» показывают их очень низкий уровень ответственности за свои действия. Сейчас очень символичным является то, как власти в России нарушают те ограничения, которые они сами для себя когда-то добровольно установили. К счастью, в России есть и другие голоса, которые говорят: «Возвращение смертной казни не имеет никакого смысла, и что даже если мы не в Совете Европы, у нас все равно есть обязательства и хотя бы какое-то представление о верховенстве закона».
Но из Кремля сейчас поступают очень, очень плохие сигналы, говорящие о том, что уважение к верховенству закона в отношении самих российских граждан для него имеет все меньше значения. Я повторю: никогда больше не будет так, как было прежде, и власти в Кремле обязаны это понять. И первое, что им нужно сделать – это прекратить огонь, прекратить убийства и разрушение соседней страны, начать реальные переговоры и убрать к черту свою армию оттуда, где она не должна быть.
Источник: https://www.golosameriki.com/